УДК 343.33

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

№18,

Юридические науки

Малеванец Наталья Вадимовна


Ключевые слова: ТЕРРОРИЗМ; ЭКСТРЕМИЗМ; ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ; TERRORISM; EXTREMISM; TERRORIST ACTIVITIES; TERRORIST ACT.


Аннотация: В настоящей статье автором была осуществлена уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности. Выявленные в процессе исследования особенности данных преступлений вектор и основные направления осуществления правоохранительными органами механизма сдерживания и противодействия терроризму и проявлениям экстремистской деятельности (экстремизма), угрожающим правам и свободам, ценностям и иным законным интересам личности и общества.

Современное отечественное и международное законодательство
содержит фундаментальные нормы, которые в значительной степени обеспечивают защиту граждан от преступных проявлений террористического и экстремистского характера [8, с. 15]. Указанного мнения придерживается ряд исследователей, освещающих данную тему [12, с. 43].

Так, п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2] к экстремистской деятельности (экстремизму) относит, в первую очередь, «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации». Данные действия крайне тяжело представить без осуществления террористических актов. Рассматриваемое положение означает осуществление деятельности по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение формы и способа организации государства, закрепленных в Конституции, разрушение территориальных границ Российской Федерации. Такие действия направлены на изменение основ конституционного строя, поэтому основным объектом посягательств будут являться суверенитет страны, государственный строй и ее территориальная целостность. Общественная безопасность в данном случае, являются дополнительным объектом преступлений. Как следствие, противодействие данным проявлениям экстремистской деятельности будет носить особый характер, отличный от способа организации противодействия преступлениям, имеющим тот же основной объект. В то же время отметим, что преступление может совершаться с целью насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, но при этом посягать на общественную безопасность и общественный порядок. Например, массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) или террористический акт (ст. 205 УК РФ). В подобном случае интерес в аспекте правоприменения будет вызывать механизм противодействия преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка [11, с. 316].

П. 2 ч. 1 ст. 1 Закона РФ №114-ФЗ к экстремистской деятельности относит «публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность». При этом Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в ст. 3 определяет понятия «терроризм», «террористическая деятельность» следующим образом:

«терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Проведенный анализ показывает, что ч. 3 ст. 3 данного Закона и ст. 205 УК РФ содержат одинаковые определения понятия «террористический акт»: «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Следует указать и на то, что террористический акт относится к числу так называемых конвенционных преступлений, т.е. деяний, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. Например, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в Варшаве 16 мая 2005 г.) [5], вышеупомянутая Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в Шанхае 15 июня 2001 г.), Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (заключен в Минске 4 июня 1999 г.) [3] и другие международные правовые акты определяют терроризм как уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения.

Согласно примечанию к ст. 205.2 УК РФ публичное оправдание терроризма выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Отметим, что публичные заявления о допустимости террористических акций, террористических методах могут выражаться в любой форме: устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет. Вопрос публичности призывов к осуществлению террористической деятельности или оправдания терроризма разрешается судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращений в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, форумах или в блогах, распространение обращений путем массовой рассылки электронных сообщений и т.п.).

В ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» [1] не допускает использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Таким образом, законодатель рассматривают террористическую деятельность как особый вид насилия или угрозу его применения, сопровождаемые выдвижением требований одним субъектам посредством психофизического воздействия на других субъектов, физического воздействия на объекты окружающей действительности. В ее основе лежит экстремистская идеология, поэтому терроризм и является крайним проявлением экстремистской деятельности.

Заключительный пункт ч. 1 ст. 1 Закона РФ № 114-ФЗ относит к экстремистской деятельности финансирование указанных выше деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Финансирование, т.е. предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, несомненно, является наиболее существенной мерой поддержки экстремистской деятельности. Концепция общественной безопасности в РФ от 2013 года называет финансовую поддержку террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, в качестве одного из важнейших факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации [6]. Именно поэтому законодатель ввел в уголовное и административное законодательство новые нормы об ответственности именно за действия по финансированию. Так, с 2014 г. в Уголовном кодексе РФ появился новый состав преступления – финансирование экстремистской деятельности. Ст. 282.3 УК РФ предусматривает ответственность за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации».

Отметим, что в законодательстве вопросы, связанные с финансированием экстремистской деятельности [10, с. 46], не были детально регламентированы до разработки и принятия Федерального закона от 28 июня 2014 года № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]. Это нередко приводило к тому, что принимаемые меры по борьбе с проявлениями экстремизма зачастую оказывались малоэффективными ввиду имеющихся недостатков в законодательстве.

Объективная сторона данных преступлений выполняется путем действия. С субъективной стороны анализируемые преступления характеризуются умышленной формой вины. В некоторых случаях для признания деяния преступлением против общественной безопасности и общественного порядка, сопряженным с экстремистской деятельностью, требуется установить цель, которую преследовал виновный. Данное обстоятельство может стать решающим при установлении отграничения преступления от иных преступных посягательств (например, против личности, других видов безопасности). Субъектом совершения большинства указанных преступлений является вменяемое лицо, достигшее 14 лет, т.е. в данном случае законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности, что подчеркивает общественно опасный характер этих деяний.

Применительно к ряду преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, сопряженным с экстремистской деятельностью, их вредоносность и необходимость эффективного противодействия им признается не только на уровне национального законодательства, но и на уровне всего мирового сообщества. Поэтому не случайно такие, например, преступления, как террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложника, относятся к числу так называемых конвенционных преступлений, т.е. преступлений, необходимость борьбы с которыми закреплена в соответствующих международных документах.

Выводы:

1. Террористическая деятельность сопряжена с преступлениями против общественной безопасности и общественного порядка, характеризуются высокой степенью общественной опасности, умышленной формой вины, совершаются посредством действия, носит конвенционный характер.

2. Специфика экстремистской деятельности (экстремизма), заключающаяся в причинении вреда неопределенно большому кругу общественных отношений, в посягательстве не на один, а на несколько объектов (общественная безопасность, общественный порядок, государственный строй, отношения по обеспечению телесной неприкосновенности человека, его здоровья, нормальной деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления и др.), определяет связь преступлений, непосредственно посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, с иными проявлениями экстремистской деятельности, имеющими в качестве основного объекта посягательств другие общественные отношения и в результате этого не входящие в раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

3. Выявленные особенности определяют вектор и основные направления осуществления правоохранительными органами механизма сдерживания и противодействия терроризму и проявлениям экстремистской деятельности (экстремизма), угрожающим правам и свободам, ценностям и иным законным интересам личности и общества.


Список литературы

  1. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с послед. измен. на 01.01.2017) // Российская газета. – 1992. – 8 января.
  2. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 № 114-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 30 июля.
  3. О ратификации Договора о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом: Федеральный закон от 28 декабря 2004 года № 176-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 30 декабря.
  4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (с послед. измен. на 01.01.2017) // Российская газета. – 2006. – 10 марта.
  5. О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма: Федеральный закон от 20 апреля 2006 года № 56-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 25 апреля.
  6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // Документ не опубликован. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 179-ФЗ // Российская газета. – 2014. – 3 июля.
  8. Авдеев Ю.И. Современный экстремизм: понятие, структура, связь с терроризмом / Ю.И. Авдеев // Экстремизм и другие криминальные явления. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. – С. 11-20.
  9. Борисов С.В. О некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры / С.В. Борисов, А.С. Васнецова // Труды академии управления МВД России. – М., 2013. – № 4 (28). – С. 31-35.
  10. Стрельников К.А. Организация работы органов внутренних дел по выявлению преступлений, связанных с финансированием терроризма / К.А. Стрельников // Уголовное судопроизводство. – М.: Юрист, 2009. – № 1. – С. 46-47.
  11. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2015. – 1184 с.
  12. Шефрукова С.Т. Общественный и правовой порядок в истории отечественной политико-правовой мысли / С.Т. Шефрукова. – Майкоп: Изд. А.А. Григоренко, 2010. – 69 c.