РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В СФЕРЕ ЗАПРЕТА ПЫТОК

№5,

Юридические науки

Еминцева Юлия Алексеевна


Ключевые слова: ЗАПРЕТ ПЫТОК, РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК; BAN OF TORTURES, REGIONAL MECHANISMS OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS, EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS, THE EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTION OF TORTURE.


Аннотация: В статье рассмотрены основные региональные механизмы защиты прав человека в сфере запрета пыток, наибольшее внимание уделяется механизмам Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Региональные механизмы защиты прав человека представляют собой те, которые распространяются на определенные географические регионы. Они функционируют, как правило, в рамках Совета Европы, Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Африканского союза, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации исламских государств, Организации американских государств. Данные организации имеют специальные органы, осуществляющие защиту прав человека, в случае их нарушения, в том числе нарушение запрета пыток, в основном это судебные органы: Европейский суд по правам человека, Суд европейского союза, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов, Африканский суд, Комиссия по правам человека СНГ как институциональный элемент.

Справедливо указывает О.О. Небратенко: «В настоящее время в юридической литературе огромное внимание уделяется европейской системе защиты, включая ее контрольные механизмы, значительно меньше – иным региональным системам: межамериканской, африканской, СНГ, формирующейся азиатской» [1]. Особое место в европейской системе занимает Совет Европы, который функционирует на основе Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Невозможно не согласится с утверждением П.В. Анисимова, В.П. Палченкова и А. Блиновой о том, что «Европейская конвенция прав человека выступает одним из немногих соглашений в области прав человека, которое устанавливает конкретные юридические обязательства государств-участников в данной области, подкрепленные механизмом международного судебного контроля над их исполнением» [2]. Таким судебным органом стал Европейский суд по павам человека, который начал свою работу в 1959 году. Его решения обязательны к исполнению, за их исполнением следит Комитет Министров. За весь период своей деятельности он рассмотрел огромное количество жалоб и вынес свои решения по каждому конкретному вопросу, которые в последующем стали судебными прецедентами.

В случае, если суд примет решение в пользу заявителя, он может присудить государству выплатить компенсацию в пользу указанного лица, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального или общего характера. К примеру, в первом случае это может быть отмена решения внутригосударственного суда, повторное рассмотрение дела или иная мера, способствующая восстановлению нарушенного права. Во втором же случае речь идет о более глобальных изменениях, среди которых изменение внутреннего законодательства или судебной практики, если таковые противоречат принципам вышеуказанной Европейской конвенции. Решения должны быть исполнены в течение трех месяцев со дня вынесении решения, однако, как правило, исполняются они государствами в течении трех лет. В 2015 году Европейский суд по правам человека рассматривал жалобу гражданина Российской Федерации Алексея Борисова против России [3]. Заявитель жаловался на то, к нему были применены недопустимые насильственные меры со стороны сотрудников полиции, доставляющие ему сильные физические страдания, в целях получения признательных показаний в совершении преступления. В ходе разбирательства Суд пришел к выводу, что в данном случае имеет место нарушение статьи 3 Конвенции в ее процессуально-правовом аспекте и присудил государству-ответчику выплатить ряд компенсаций. В ЕСПЧ поступало большое количество жалоб на нарушения такого характера, однако многие из них были не рассмотрены по причине неприемлемости. В этом контексте важным представляется дело «Михеев против России», когда в 2006 году Европейский суд впервые рассмотрел проблему пыток в органах милиции в рамках данного дела [4]. Заявитель утверждал, что его пытали электрическим шоком и угрожали применить еще ряд мер, причиняющих сильные физические страдания в целях получения признательных показаний Михеева в совершении преступления. Суд вынес решение в пользу заявителя.

Отдельно стоит сказать о Комитете по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания учрежденного Европейской Конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, деятельность которого в корне отличается от деятельности Комитета ООН по Правам Человека и Комитета ООН против пыток. В его полномочия входит посещение мест лишения свободы, которые находятся на территории государств, подписавших и ратифицировавших вышеупомянутую Конвенцию. Комитет состоит из представителей от государств-участников, являющихся «независимыми и беспристрастными» специалистами в разных областях избираемых Комитетом Министров Совета Европы сроком на четыре года. В комитете существует Бюро, которое состоит из председателя Комитета и двух вице-председателей, избираемых членами Комитета. «Проводя инспектирование, делегация Комитета выясняет общие условия содержания в посещаемых местах лишения свободы, обращение работников правоохранительных органов, администрации и персонала учреждении с заключенными, проводит личные беседы (в некоторых случаях наедине) с лицами, лишенными свободы, для выяснения их физического и психического состояния, наличия жалоб на факты пыток» [5].

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ, под которым понимается вся совокупность прав и свобод человека. В рамках данной организации функционирует Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) к компетенции которой относится большое количество вопросов, касающихся прав человека, в том числе и вопрос предотвращения пыток. БДИПЧ учредило Консультативную комиссию по предотвращению пыток, главной обязанностью которой является разработка программ, направленных на предотвращение пыток и искоренение их применения, без дублирования действий других международных организаций, реализуемых в государствах участниках. Существуют миссии ОБСЕ на местах, которые известны как центры присутствия, экспертные группы и другие структуры ОБСЕ, находящиеся в государствах на определенный срок для выполнения соответствующих задач, в данном случае это борьба с пытками. Таким образом, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, выступает за запрет пыток, и, что немаловажно в современной тяжелой ситуацией с терроризмом, «ОБСЕ последовательно подтверждает свою приверженность запрету пыток. Эти обязательства ОБСЕ отражают международное право в области прав человека» [6]. Данная организация не имеет механизма рассмотрения индивидуальных жалоб, что все же не лишает возможности обращаться в структуры ОБСЕ неправительственных международных организаций с целью обращения ее внимания к фактам нарушения рассматриваемого запрета и сотрудничества по их предотвращению.

Итак, существует большое количество региональных механизмов защиты прав человека в случае нарушения запрета пыток. Верным будет вывод, что порой региональные механизмы оказываются намного эффективней универсальных.


Список литературы

  1. Небратенко, О.О. Международно-региональные механизмы защиты прав человека // Юрист-Правоведъ. — 2016. — № 2 (75). — С.81 – 87.
  2. Анисимов, П.В. Институт защиты прав человека: монография / П.В. Анисимов, И.А. Блинова, В.П. Палченков, — Волгоград, 2009. – 36 с.
  3. Постановление Европейского суда по правам человека от 16 июля 2015г. по делу «Алексей Борисов (Aleksey Borisov) против Российской Федерации» № 12008/06// Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2016. № 1(163).
  4. Постановление Европейского суда по правам человека от 26 января 2006г. по делу «Михеев (Mikheyev) против Российской Федерации» № 77617/01 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2006. №. 6
  5. Моряков, Д. Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, как международно-правовой // Бизнес в законе. — 2007. — №3. — С.138-141.
  6. Килясханов, Х.Ш. Современная деятельность ОБСЕ в сфере борьбы с терроризмом // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2012. — № 19. — С 47- 53.