РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В СФЕРЕ ЗАПРЕТА ПЫТОК
№5,
Юридические науки
Еминцева Юлия Алексеевна
Ключевые слова: ЗАПРЕТ ПЫТОК, РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК; BAN OF TORTURES, REGIONAL MECHANISMS OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS, EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS, THE EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTION OF TORTURE.
Региональные механизмы защиты прав человека представляют собой те, которые распространяются на определенные географические регионы. Они функционируют, как правило, в рамках Совета Европы, Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Африканского союза, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации исламских государств, Организации американских государств. Данные организации имеют специальные органы, осуществляющие защиту прав человека, в случае их нарушения, в том числе нарушение запрета пыток, в основном это судебные органы: Европейский суд по правам человека, Суд европейского союза, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов, Африканский суд, Комиссия по правам человека СНГ как институциональный элемент.
Справедливо указывает О.О. Небратенко: «В настоящее время в юридической литературе огромное внимание уделяется европейской системе защиты, включая ее контрольные механизмы, значительно меньше – иным региональным системам: межамериканской, африканской, СНГ, формирующейся азиатской» [1]. Особое место в европейской системе занимает Совет Европы, который функционирует на основе Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Невозможно не согласится с утверждением П.В. Анисимова, В.П. Палченкова и А. Блиновой о том, что «Европейская конвенция прав человека выступает одним из немногих соглашений в области прав человека, которое устанавливает конкретные юридические обязательства государств-участников в данной области, подкрепленные механизмом международного судебного контроля над их исполнением» [2]. Таким судебным органом стал Европейский суд по павам человека, который начал свою работу в 1959 году. Его решения обязательны к исполнению, за их исполнением следит Комитет Министров. За весь период своей деятельности он рассмотрел огромное количество жалоб и вынес свои решения по каждому конкретному вопросу, которые в последующем стали судебными прецедентами.
В случае, если суд примет решение в пользу заявителя, он может присудить государству выплатить компенсацию в пользу указанного лица, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального или общего характера. К примеру, в первом случае это может быть отмена решения внутригосударственного суда, повторное рассмотрение дела или иная мера, способствующая восстановлению нарушенного права. Во втором же случае речь идет о более глобальных изменениях, среди которых изменение внутреннего законодательства или судебной практики, если таковые противоречат принципам вышеуказанной Европейской конвенции. Решения должны быть исполнены в течение трех месяцев со дня вынесении решения, однако, как правило, исполняются они государствами в течении трех лет. В 2015 году Европейский суд по правам человека рассматривал жалобу гражданина Российской Федерации Алексея Борисова против России [3]. Заявитель жаловался на то, к нему были применены недопустимые насильственные меры со стороны сотрудников полиции, доставляющие ему сильные физические страдания, в целях получения признательных показаний в совершении преступления. В ходе разбирательства Суд пришел к выводу, что в данном случае имеет место нарушение статьи 3 Конвенции в ее процессуально-правовом аспекте и присудил государству-ответчику выплатить ряд компенсаций. В ЕСПЧ поступало большое количество жалоб на нарушения такого характера, однако многие из них были не рассмотрены по причине неприемлемости. В этом контексте важным представляется дело «Михеев против России», когда в 2006 году Европейский суд впервые рассмотрел проблему пыток в органах милиции в рамках данного дела [4]. Заявитель утверждал, что его пытали электрическим шоком и угрожали применить еще ряд мер, причиняющих сильные физические страдания в целях получения признательных показаний Михеева в совершении преступления. Суд вынес решение в пользу заявителя.
Отдельно стоит сказать о Комитете по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания учрежденного Европейской Конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, деятельность которого в корне отличается от деятельности Комитета ООН по Правам Человека и Комитета ООН против пыток. В его полномочия входит посещение мест лишения свободы, которые находятся на территории государств, подписавших и ратифицировавших вышеупомянутую Конвенцию. Комитет состоит из представителей от государств-участников, являющихся «независимыми и беспристрастными» специалистами в разных областях избираемых Комитетом Министров Совета Европы сроком на четыре года. В комитете существует Бюро, которое состоит из председателя Комитета и двух вице-председателей, избираемых членами Комитета. «Проводя инспектирование, делегация Комитета выясняет общие условия содержания в посещаемых местах лишения свободы, обращение работников правоохранительных органов, администрации и персонала учреждении с заключенными, проводит личные беседы (в некоторых случаях наедине) с лицами, лишенными свободы, для выяснения их физического и психического состояния, наличия жалоб на факты пыток» [5].
Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ, под которым понимается вся совокупность прав и свобод человека. В рамках данной организации функционирует Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) к компетенции которой относится большое количество вопросов, касающихся прав человека, в том числе и вопрос предотвращения пыток. БДИПЧ учредило Консультативную комиссию по предотвращению пыток, главной обязанностью которой является разработка программ, направленных на предотвращение пыток и искоренение их применения, без дублирования действий других международных организаций, реализуемых в государствах участниках. Существуют миссии ОБСЕ на местах, которые известны как центры присутствия, экспертные группы и другие структуры ОБСЕ, находящиеся в государствах на определенный срок для выполнения соответствующих задач, в данном случае это борьба с пытками. Таким образом, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, выступает за запрет пыток, и, что немаловажно в современной тяжелой ситуацией с терроризмом, «ОБСЕ последовательно подтверждает свою приверженность запрету пыток. Эти обязательства ОБСЕ отражают международное право в области прав человека» [6]. Данная организация не имеет механизма рассмотрения индивидуальных жалоб, что все же не лишает возможности обращаться в структуры ОБСЕ неправительственных международных организаций с целью обращения ее внимания к фактам нарушения рассматриваемого запрета и сотрудничества по их предотвращению.
Итак, существует большое количество региональных механизмов защиты прав человека в случае нарушения запрета пыток. Верным будет вывод, что порой региональные механизмы оказываются намного эффективней универсальных.
Список литературы
- Небратенко, О.О. Международно-региональные механизмы защиты прав человека // Юрист-Правоведъ. — 2016. — № 2 (75). — С.81 – 87.
- Анисимов, П.В. Институт защиты прав человека: монография / П.В. Анисимов, И.А. Блинова, В.П. Палченков, — Волгоград, 2009. – 36 с.
- Постановление Европейского суда по правам человека от 16 июля 2015г. по делу «Алексей Борисов (Aleksey Borisov) против Российской Федерации» № 12008/06// Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2016. № 1(163).
- Постановление Европейского суда по правам человека от 26 января 2006г. по делу «Михеев (Mikheyev) против Российской Федерации» № 77617/01 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2006. №. 6
- Моряков, Д. Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, как международно-правовой // Бизнес в законе. — 2007. — №3. — С.138-141.
- Килясханов, Х.Ш. Современная деятельность ОБСЕ в сфере борьбы с терроризмом // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2012. — № 19. — С 47- 53.