ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

№1,

Юридические науки

Семенова Кристина Сергеевна


Ключевые слова: АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СЛОЖНЫЙ ОБЪЕКТ; АВТОРСКОЕ ПРАВО; AUDIOVISUAL WORK; RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY; COMPLEX OBJECT; COPYRIGHT.


Аннотация: В настоящей статье автор анализирует характерные признаки и особенности аудиовизуального произведения, а также рассматривает аудиовизуальное произведение как сложный объект.

Аудиовизуальное произведение является одним из тех объектов авторских прав, которому присущи все признаки произведений науки, литературы и искусства, несмотря на характерные особенности.

К сожалению, законодатель не дает определения произведения в целом, но отдельные виды произведений определяет. Одним из таковых является аудиовизуальное произведение. Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ [1], аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Исходя из содержания указанного определения, можно выделить ряд признаков, характерных для аудиовизуальных произведений:
во-первых, наличие зафиксированной серии связанных между собой изображений, то есть ряда изображений, объединенных общей смысловой нагрузкой;
во-вторых, определенная цель — предназначенность для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия;
в-третьих, средством для зрительного и слухового восприятия аудиовизуального произведения является техническое устройство.

Кроме того, одной из особенностей аудиовизуального произведения является то, что, исходя из содержания п. ГК РФ, аудиовизуальное произведение является сложным объектом — объектом, который состоит из нескольких самостоятельных взаимосвязанных частей — охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

В ст.1240 ГК РФ указан примерный перечень подобных объектов:
кинофильмы, иные аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, базы данных.

Касаемо указанного перечня в юридической литературе имеются различные точки зрения, связанные с пополнением данного перечня, и разнообразные дефиниции сложного объекта как такового.

Так, например, А. Амангельды в качестве сложных объектов определяет танцевальные номера (хореографические произведения) [2].

Ю. Брумштейн относит к сложным объектам также слайд-презентации и тестовые задания, которые могут содержать в себе аудиовизуальное произведение [3].

Следует указать, что под сложным объектом необходимо понимать объект, который состоит из самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности, каждый из которых не является главным относительно другого, а выступает элементом единого объекта в целом.

В юридической литературе бытует мнение, согласно которому аудиовизуальное произведение рассматривается в качестве составного произведения (ст.1260 ГК РФ).

Однако данное мнение не находит своего подтверждения в законодательстве. Результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения существуют как целое, а не как совокупность разнородных объектов. Данное утверждение соответствует абз. второму п. 4 ст. 1263 ГК РФ, указывающему, что изготовителю аудиовизуального произведения принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами данного произведения.

Субъекты интеллектуальных прав на аудиовизуальное произведение подразделяются на две группы:
1) авторы самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав аудиовизуального произведения;
2) изготовитель аудиовизуального произведения.

В свою очередь, согласно содержанию п. 2 статьи 1263 ГК РФ, авторами аудиовизуального произведения являются создатели его самостоятельных частей, у которых по факту создания произведения возникает комплекс интеллектуальных прав, включающий в себя личные неимущественные права и исключительное право:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста).

В заключение следует указать, что аудиовизуальное произведение является сложным объектом авторских прав, который обладает отличительными сущностными характеристиками, влияющими на особенности правового режима данного объекта.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2006 г.; одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 52 (1 ч.), ст. 5496; 2015. — № 27, ст. 3996.
  2. Амангельды, А. Проблема разграничения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности / А. Амангельды // Авторское право и смежные права. — 2013. — № 3. — С. 68.
  3. Брумштейн Ю. Анализ слайд-презентаций как объектов авторского права // Интеллектуальная собственность / Ю. Брумштейн // Авторское право и смежные права. — 2009. — № 8. — С. 47 — 57.