УДК 371.78

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

№18,

Педагогические науки

Слагоцкая Александра Андреевна


Научный руководитель: Мальчевская М.Л., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ; ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ; ПРОФИЛАКТИКА; СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ; BEHAVIORAL DISORDERS; DEVIANT BEHAVIOR; PRIMARY SCHOOL AGE; FAMILY AND SCHOOL INTERACTION; PREVENTION; COOPERATION OF PARENTS AND TEACHERS.


Аннотация: Cтатья посвящена исследованию отклонений в поведении младших школьников и основным принципам работы по их предупреждению в процессе взаимодействия семьи и школы. В статье сформулированы основные цели и задачи взаимодействия школы и семьи по профилактике девиантного поведения у младших школьников.

Отклонения в поведении детей школьного возраста – одна из самых актуальных проблем в современной педагогике. В настоящее время девиантное поведение школьников принято рассматривать как результат неудач в воспитании несовершеннолетних, трудного социально-экономического положения в стране. Существующие факты правонарушений и фактов нарушения поведения, принятого в обществе, принято считать показателем недостаточной работы по профилактике девиантного поведения и воспитательной работы.

Существует много классификаций отклонений в поведении. Наиболее полная и интересная из них сформулирована Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Согласно нее, существующие девиации делятся на две основные группы – поведение деструктивное и нестандартное.

Нестандартное поведение заключается в идеях, мышлении, действиях, нарушающих социальные стереотипы поведения. В соответствии с целями, девиантное поведение делится на внешне- и внутридеструктивное. Все многообразие отклонений в поведении, входящих в группу внешнедеструктивного, делится на аддиктивное и антисоциальное. Внутридеструктивное, согласно Ц. П. Короленко и Т. А. Донских, подразделяется на суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение [3, с.34].

Спровоцировать аддиктивное поведения могут личностные качества ребенка, такие как: низкая самооценка; неуверенность в себе; склонность к агрессии; низкая эмоциональная устойчивость; несобранность; враждебность.

Школьники младшего возраста — социально-демографическая категория людей, педагогическая работа с которой имеет, пожалуй, больше всего особенностей. На плечи педагога, работающего с младшеклассниками, ложится львиная доля совершенно различных задач: это и переход от беззаботного детства к обучению, требующему дисциплины, и выделение доминирующего вида работы, и обучение различным социальным ролям, привитие социальных норм и моральных ценностей, и обучение различным навыкам, играющим важную роль в учебно-воспитательном школьном процессе.

Исследование литературы, составленной психологами и педагогами (И. В. Павлов, М. А. Алемаскин, С. А. Беличева, А. С. Белкин, Г. Г. Бочкарева, Л. М . Зюбин, И. А. Невский, Л. С. Славина и др.) на тему девиаций в детском поведении, анализ имеющегося опыта в педагогике и современные требования к организации учебного процесса приводят к выводу, что потребность в новых инструментах работы с отклоняющимся детским поведением в младшем школьном возрасте все еще существует. Актуальность проведения исследований по поиску новых методов работы продиктована еще и уверенностью в зависимости учебно-воспитательного процесса в школе от того, как этот процесс был налажен в самом начале. Иными словами, важность эффективной работы с девиативным детским поведением в младшем школьном возрасте сложно переоценить.

Предупредить отклонения в поведении ребенка и работать с этими отклонениями — еще не вся работа. Важен и прогноз возможных девиаций, а кроме этого, правильно организованная работа преподавателя начальных классов. Правильно налаженный процесс обучения младших школьников позволяет не допустить проявления этих отклонений. Это направление педагогической деятельности в нашем исследовании рассматривается как психолого-педагогическая система. А значит, под правильно налаженным учебным процессом понимается ряд обстоятельств, созданных в образовательной среде, направленных на предупреждение и преодоление отклонений в поведении младших школьников.

Взаимная между школой и семьей работа со школьником определяется следующим:
– имеется единый субъект воспитания;
– у школы семьи единые задачи воспитания;
– изучение ребенка под разными углами и координация действий, направленных на их развитие;
– единая тактика поведения родителей и учителей;
– совокупная работа родителей и детей в случае возникновения каких-либо отклонений;
– совместное развитие семьи, классного и школьного коллективов, а также, в частности, каждого участника процесса.

Фундаментом общей работы с ребенком школы и семьи выступает их общая цель: формирование отношений взаимного обмена действиями между всеми участниками учебного процесса, которые в свою очередь рождают благоприятную среду для социального развития детской личности.

Взаимная работа родителей и учителей подразумевает следующие цели:
– создание качественной образовательной среды;
– развитие профессиональной заинтересованности детей, которая определит выбор профессии;
– привить нормы и правила поведения в обществе, а также моральные ценности;
– формирование представлений о семейной жизни;
– обучение навыкам и правилам здорового образа жизни.

Чтобы вышеназванные цели были успешно достигнуты, важно решить ряд педагогических задач.
В работе с детьми к таким задачам относятся:
– привитие уважительного, участливого отношения к семье и родителям;
– умение брать ответственность за свои поступки на себя;
– воспитание понимания того, насколько важна семья в жизни человека, поддержание и уважение семейных традиций.

Важно понимать, что динамика сотрудничества школы и семьи имеет прямую зависимость от решения ряда организационно-управленческих задач:
– участие родителей в школьной жизни;
– формирование плана поступательного продвижения в работе учителей, направленной на взаимодействие с семьей ребенка;
– формирование функционального плана сотрудничества участников воспитательного процесса;
– налаживание работы родительского комитета, формирование верных представлений о его роли и важности его участия в школьной жизни.

Основной движущей силой сотрудничества, безусловно, является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников учебной деятельности.

Внедрение этой идеи в жизнь подразумевает, что каждый родитель, педагог, ребенок имеет право и возможность удовлетворять свои интересы, высказывать точку зрения, и активно участвовать в работе.

Вышеозвученные идеи подразумевают решение следующих задач:
– выявление заинтересованностей и потребностей участников работы при налаживании взаимной деятельности;
– разработка плана работы на основании положительных сторон школьника и его родителей;
– раскрытие потенциала учащегося, формирование среды для реализации своих талантов;
– доверие школьнику и его семье;
– осознание, что родители являются союзниками в процессе воспитания ребенка;
– разработка плана работы, с учетом семейных традиций, соблюдения личных границ, уважения ко всем участникам работы и их взглядам;
– восприятие и анализ действий ребенка как представителя своей семьи;
– единая линия поведения педагога и семьи в воспитательной работе;
– личное участие педагога в жизни школьника, проблемах его семьи, защита их интересов и оказание профессиональной помощи в решении возникающих проблем;
– забота о состоянии здоровья малыша, содействие в формировании понимания принципов здорового образа жизни;
– формирование среды для совместного внимания, реализации принципов заботы в семье.

Принцип управления взаимодействием школы и семьи включает:
– контроль состояния, результатов совместной работы школы и семьи;
– осознание проблем, возникающих в процессе этой работы и определение мер по их устранению;
– разработку системы изучения и обобщения опыта совместной работы учителей и родителей;
– адаптацию учителей, школьников и семьи к совместной работе;
– формирование правильной среды для реализации общения при совместной работе;
– содействие педагогам и семье в формировании системы взаимной работы различного типа: в классе и школе, между учителями и родителями, между семьей и ребенком.

По нашему мнению, самой эффективной формой работы с родителями по повышению успешности обучения детей младшего возраста может стать клуб «Вместе мы – сила!», организованный педагогом вместе с родителями. Такая форма работы предполагает проведение мастер-классов, родительских собраний, обсуждение проблем, а кроме этого — создание мастерских и выставок.


Список литературы

  1. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс/Л. А. Азарова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
  2. Базайкина, Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков/Т. В. Базайкина, Л. И. Кундозерова, С. М. Милинис // Современные наукоемкие технологии, 2004. — № 5 — С. 44–45
  3. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе/Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск: Наука, 1990. — 224с.
  4. Попов В. А., Липнягов Н. П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 410-412. — URL https://moluch.ru/archive/54/7282/ (дата обращения: 05.12.2018).
  5. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт. — сост. Е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 231 с.