УДК 343.955

ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА И ОЧНОЙ СТАВКИ

№18,

Психологические науки

Еремеев Сергей Геннадьевич (Кандидат психологических наук)


Ключевые слова: ДОПРОС; ОЧНАЯ СТАВКА; КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТАКТ; ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ; ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ; INTERROGATION; CONFRONTATION; COMMUNICATIVE CONTACT; PERSONALITY RESEARCH; PRELIMINARY INVESTIGATION.


Аннотация: В статье рассмотрены отдельные аспекты применения тактико-психологических моментов в ходе проведения допроса и очной ставки на стадии предварительного расследования.

Тактико-психологические особенности допроса и очной ставки достаточно широкая проблема, рассмотрим ее отдельные компоненты.

Коммуникативный контакт – это система приемов оптимизации отношений между участниками коммуникации, взаимная активизация общения с целью его дальнейшего развития.

Для установления коммуникативного контакта следует реализовать несколько стадий [1]:
А) первичный контакт (сообщается цель вызова, устанавливается или идентифицируется личность);
Б) статусный контакт (участники определяются с формальными статусами, в которых будет развиваться общение);
В) ролевой контакт (участники в ходе допроса могут демонстрировать различное ролевое поведение, выходящие за рамки формального статуса);
Г) эмоциональный контакт (позволяет подстроится под эмоциональное состояние участника в конкретный момент времени и управлять этим состояние в ходе дальнейшего взаимодействия);
Д) визуальный контакт (является интегральным для всех перечисленных этапов и может определять эффективность их протекания).

Лишь пройдя все эти этапы можно говорить об установлении коммуникативного контакта. Основа установления коммуникативного контакта – актуализация эмоционально значимого предмета общения, вызывающего психическую активность общающихся лиц. Установлению коммуникативного контакта содействует все, что повышает уровень психической активности:
– нерефлексивное слушание (когда человеку просто надо выговориться, а следователю сохранить эмоциональные ресурсы для проведения следственных действий);
– понимающее слушание;
– прием выяснения (уточняющие и детализирующие вопросы, демонстрирующие заинтересованность в той информации, которая сообщается следователю);
– перефразирование (элемент активного слушания, который позволяет убедиться в том, что информация воспринята в правильном понимании);
– резюмирование (позволяет подвести итог в обсуждении отдельного вопроса и перейти к другому);
– эмпатическое слушание (не просто восприятие смысла сообщения, но и переживаний, связанных с этим сообщением).

Следователю необходимо учитывать, что затрудняет установление коммуникативного контакта:
– межличностные антипатии;
– ситуативные конфликты;
– психологическая несовместимость.

Установление коммуникативного контакт с допрашиваемым является фоновым фактором дальнейшего успешного применения тактических приемов допроса.

При реализации требования криминалистической тактики и производстве основной стадии допроса, следует уделять внимание формулированию вопросов с учетом индивидуально-психологических особенностей допрашиваемого (уровень развития, образование, процессуальный и социальный статус и др.).

В ходе получения показаний уделять внимание не только содержанию показаний, но и анализировать поведенческие признаки допрашиваемого лица (динамика поведения, эталоны и др). Особенное значение такие признаки имеют при оценке полученных в ходе допроса показаний.

При допросе подозреваемого (обвиняемого) уделять внимание коррекции негативного эмоционального состояния, связанного с возможным ограничением свободы или последующим наказанием.

При допросе потерпевшего или свидетеля необходимо выстроить допрос таким образом, чтобы исключить рецидив сильных негативных эмоциональных переживаний, связанных с событием преступления и его последствиями. Необходимо быть готовым оказать первую психологическую помощь при актуализации таких переживаний.

Следователь должен быть готов к психологическим отклонениям, которые могут быть у допрашиваемого [3]:
А) Эхолалия и речевая персеверация – тенденция лица с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услышанное, включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса.
Б) Антиномическая ассоциация – может проявляется в тех случаях когда вопрос сформулирован не корректно, например на вопрос: «Был ли нападавший высоким?», может последовать ответ: «Нет, низким.», хотя нападавший мог быть среднего роста. Также следователю рекомендуется изучить шкалу оценок конкретного допрашиваемого (например, у одного свидетеля может быть шкала оценок роста низкий, средний, высокий (3 категории), а у другого – низкий, чуть ниже среднего, среднего, чуть выше среднего, высокий, очень высокий (6 категорий)). Оценку показаний следует проводит с учетом этих особенностей.
В) логоррея – повышенная речевая активность перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы.
Г) персеверация – многократная повторяемость высказываний полностью или частично.
Д) разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;
Е) излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;
Ж) резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Обычно такие отклонения не контролируются участником допроса. При проявлении признаков такого поведения следователю необходимо оценить возможность дальнейшего продолжения допроса, а в отдельных случаях, если показания лица важны для расследования по уголовному делу, назначить судебно-психологическую экспертизу на предмет возможности лицом адекватно воспринимать обстоятельства и давать о них правдивые показания.

При оценке показаний допрашиваемых лиц следователь должен оценить их с учетом следующих факторов:
– объективные обстоятельства события и обстановка его совершения;
– физические условия восприятия (освещенность, удаленность, поле обзора, местоположение наблюдателя, десензибилизирующие факторы);
– психофизические особенности допрашиваемого в момент восприятия;
– субъективно-психологические факторы (личностная апперцепция);
– психическое состояние индивида при восприятие (ситуативная апперциепция);
– индивидуальный тип памяти (ведущий анализатор, объем, скорость и прочность запоминания, избирательная направленность);
– индивидуальные качества интеллекта;
– мотивационная основа дачи показаний;
– личностные особенности реконструкции представлений;
– индивидуальные особенности речевого кодирования.

При планировании допроса и выборе тактик следователю (дознавателю) следует учесть влияние страха на участника допроса, при этом раздражитель, вызывающий страх не влияет на характер негативных последствий. Проявления: притупление памяти, угнетение интеллектуальной деятельности, снижении воли и самоконтроля, повышение уязвимости к психологическому воздействию, внушаемости, изменение мотивационной основы поведения.

При подготовке очной ставки важным является определить кто из участников дает правдивые показания, однако не надо исключать возможности, что оба участника дают ложные показания, один из участников при этом может добросовестно заблуждаться, а второй умышленно искажать информации.

Доминирующим психологическим явлением в ходе очной ставки является ингибиция – влияние участников друг на друга. Следователь должен учитывать тот фактор, что добросовестный участник очной ставки будет оказывать только информационно-психологическое воздействие, а лицо, которое умышленно лжет может применять и недопустимые приемы воздействия, включая угрозы, оскорбления и т.д. Руководящая роль следователя заключается в недопущении или пресечении таких воздействий.

Недопустимо в ходе очной ставки внушать следователю свое понимание события, участники должны предоставить максимально объективные сведения.

В ходе проведения очной ставки важна активная позиция следователя. Известны случаи, когда при безразличном отношении к проведению очной ставки невиновный поддавался оговору и менял показания.

При подготовке к очной ставки следователь должен учитывать предыдущий опыт общения между участниками очной ставки (этот опыт будет оказывать влияние на их взаимодействие помимо воли следователя (дознавателя), а также опыт участия в аналогичных следственных действиях.

Решающая роль в ходе проведения очной ставки должна принадлежать следователю при управлении возникающим спором, спор сам по себе не влечет негативных последствий. Важным является удержание его в контексте разрешаемого противоречия. На подготовительном этапе необходимо продумать способ фиксации показаний в такой ситуации, поскольку информация может поступать достаточно динамично, а прерывание спора может прервать речевую активность участников. В таких случаях рекомендуется производить очную ставку с использованием аудио или видео фиксации.

В качестве дополнительных психологических рекомендаций следует выделить [2]:
– выбор времени проведения очной ставки (временная удаленность от допроса) должен быть оптимальным (актуальность допроса не должна быть утрачена, неожиданность для лица, дающего ложные показания);
– при оценке результатов очной ставки и коррекции ее проведения следует проводить анализ невербальных реакций, желательна их видео фиксация, и дальнейшее использование в ходе допроса;
– допрос следует начинать с добросовестного участника, чтобы минимизировать оказываемое на него психологическое давление.
– следует уделить внимание максимальной детализации показаний участвующих лиц;
– на подготовительном этапе очной ставки проанализировать доказательства и использовать в ходе производства очной ставки только наиболее убедительные и веские для недобросовестного участника. Продумать возможность их внезапного предъявления;
– на подготовительном этапе провести работу с добросовестным участником очной ставки относительно убедительности изложения информации, а также эмоциональности изложения фактов (демонстрация переживаний связанных с событием преступлением или излагаемым фактом).


Список литературы

  1. Еремеев С.Г. Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства, его правомерность и допустимость : дисс.… канд. психол. Наук. – М., 2010. – С. 23-36.
  2. Еремеев С.Г. Психологические особенности формирования показания // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2. С. 64-66.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология : учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2019. 583 с.