УДК 34

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

№18,

Юридические науки

Курбанова Гульназ Халиловна


Ключевые слова: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; КОРРУПЦИЯ; ВЗЯТКИ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; HEALTH CARE; CORRUPTION; BRIBES; CRIME; CRIME PREVENTION.


Аннотация: Сфера здравоохранение занимает лидирующее место среди социальных сфер российского общества, пораженных коррупцией. Общественная опасность данных преступлений очень велика. В данной статье рассматриваются виды данных преступлений, основные причины, перспективы, анализируется статистика.

Коррупция на сегодняшний день остается глобальной проблемой, как в России, так и за рубежом, тем самым ослабляя систему социальных институтов. Коррупция, в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, как на государственной службе, так и в обществе в целом. На сегодняшний день, состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется неэффективной работой органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных преступлений. Связано это с тем, что механизмы и меры противодействия коррупции остаются непродуктивными и слабо разработанными.

Обратимся к статистике. Например, согласно данным, взятым из официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за десять месяцев 2018 года был зафиксирован 3171 случай получения взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее УК РФ), данная цифра на 9,4% больше чем, за этот же период 2017 года (2899 случаев). Всего преступлений коррупционной направленности за 2018 год -27143 преступления, это на 1,9 % больше, чем за 2017 год. Опираясь на данные Следственного комитета Российской Федерации, преступления, связанные с коррупцией, совершались работниками, состоящими на государственной службе. Например, за 2018 год, 178 работников сферы здравоохранения стали причастными к делам о коррупции.

Рассмотрим Республику Башкортостан. С января по ноябрь 2018 года было зафиксировано 80 преступлений коррупционной направленности. Если проанализировать динамику по показателям, это на 10,4 % больше, чем в предыдущие годы [1].

Согласно ст. 41 Конституции РФ за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения гражданин может обратиться бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Но иногда получить качественную медицинскую помощь бывает проблемно, либо затруднительно, поскольку начинает выявляться коррупционный фактор [2].

Исходя из смысла Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, а именно ч.2 ст.9 органы государственной власти несут ответственность в пределах своих полномочий за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, которые установлены законодательством Российской Федерации [3].

Коррупционный фактор в действиях работников медицинских учреждений выражается в том, что медработники, пользуясь своим служебным положением, совершают преступления. Например, получение взятки за действия, которые запрещены законом, а также совершение таких действий. Данные деяния суд квалифицирует как по совокупности, так и за получение взятки за незаконные действия.

Приведем пример из практики. Приговором Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан участковый врач (далее В.) была признана виновной по ч.2 ст290, ч.1 ст.292 УК РФ. В целях получениях денежных средств для личного обогащения, В. через посредника получила взятку именно за внесение данных в амбулаторную карту пациента о диагнозе, который предоставляет право пациенту открыть лист нетрудоспособности. По указанию врача деньги были оставлены в кабинете, после получения вознаграждения (незаконного) В. выдала пациенту лист нетрудоспособности. Данные действия участкового врача судом квалифицировались в совокупности как за совершение незаконного действия (фальсификация диагноза пациента), так и за получение взятки за незаконные действия [4].

Необходимо, отметить, что коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую общественную опасность. Например, из вышеуказанного примера можно сделать вывод, что деньги, полученные незаконно могли бы спасти чью-либо жизнь, либо пойти на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования, лекарств.

Если обобщить судебную практику, то наиболее частые коррупционные деяния, в действиях медработников это: взятки (незаконное получение денежных средств за выполнение услуги); мошенничество (требование от пациента оплатить за неоказанные услуги, навязывание услуг, хищение при госзаказах), фальсификация результатов клинических исследований пациентов, подлоги документов пациента.

Если обратиться к зарубежной практике, например, в Китае некоторые семьи используют страховые карты члена семьи с наилучшими страховыми услугами. В Южной Африке люди требуют возмещения за услуги, которые они не получали, а в таких странах, как США, где провайдеры выставляют счета напрямую страховым компаниям, мошенничество в области здравоохранения может принимать форму завышения стоимости, то есть указываются коды услуг с более высокой стоимостью, чем стоимость реально оказанных услуг.

Несмотря на то, что действует большое количество нормативно-правовых актов, один из самых главных Федеральный закон «О противодействии коррупции» [5], а также программ, нацеленных на противодействие коррупции, законодательство не может противостоять коррупции в целом. Обратимся также к нормам международного права. «Конвенция ООН против коррупции» [6]; «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» [7]. Эти и другие нормативно-правовые акты, которые затрагивают проблему коррупции, содержат ряд норм, которые направлены на предупреждение пресечение коррупции, однако их нормативный и организационный потенциал используется, к сожалению, не всегда и не в полном объеме.

Существует также международные организации, основной целью которых является противодействие коррупции. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) единственная международная организация, в которой состоит Россия. Центр противодействия мошенничеству при Портсмутском университете Великобритании; Европейская сеть по борьбе с мошенничеством и коррупцией в сфере здравоохранения [8]. Интересный факт высказал Президент данной организации Пол Винке (Paul Vincke): «В Норвегии действует компьютерная программа, используемая провайдерами медицинских услуг в Норвегии, которая позволяет предотвратить мошеннические платежи до их выхода из системы. В результате этого было выявлено предположительно 60% злоупотреблений в системе здравоохранения Норвегии» [9].

Теперь рассмотрим причины и условия, которые являются так называемым «фундаментом», порождающим преступления, связанных с коррупцией среди работников здравоохранения:
-низкая заработная плата работников;
-низкое финансирование сферы здравоохранения (на закупку медицинского оборудования, лекарств)
-латентность коррупционных преступлений;
-сокрытие фактов коррупции среди медработников;
-пробелы в законодательном регулировании данной сферы и др.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что вопрос о коррупционной направленности в Российской системе здравоохранения остается открытым. Работа по предупреждению и пресечению преступлений в сфере коррупции должна продолжаться. Меры о пресечении должны приниматься как на нормативном, так и на организационном уровне. Разработка программ, способствующих увеличению финансирования данной сферы на всех уровнях, формирования ответственного поведения работников здравоохранения (разработка Кодексов профессионального поведения медработников), усиление государственного контроля, прозрачность и подотчетность системы здравоохранения, создание специальных подразделений по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения.


Список литературы

  1. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://genproc.gov.ru/ (дата обращения 22.01.2019)
  2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 3 августа 2018 г. № 323-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата публикации: 23.11.2011).
  4. Приговор Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 29 марта 2016 года по делу №1-153/2016 [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 22.01.2019).
  5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с посл. изм. и доп. от 30.10.2018 №382-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата публикации: 29.12.2008).
  6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Нью-Йорк, 31.10.2003 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата публикации: 05.11.2003).
  7. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Страсбург, 27.01.1999 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата публикации: 18.05.2009).
  8. Хасанов Ф.З. К вопросу о противодействии коррупции // Евразийская адвокатура. 2014.С.71-74.
  9. Официальный сайт Всемирной Организации Здравоохранения: https://www.who.int/ru/ (дата обращения 22.01.2019)