УДК 37.035.6

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ГРАЖДАНСКОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№18,

Педагогические науки

Швабенланд Елизавета Александровна


Ключевые слова: ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ; САМООПРЕДЕЛЕНИЕ; ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; CIVIL IDENTITY; SELF-DETERMINATION; CIVIL SELF-DETERMINATION; PRIMARY SCHOOL AGE; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES.


Аннотация: Статья посвящена исследованию готовности современных младших школьников к гражданскому самоопределению и ее формированию во внеурочной деятельности. Взяв за основу понятие «гражданское самоопределение», на основании методико-диагностического инструментария автор определяет готовность к гражданскому самоопределению современных младших школьников.

В современном мире, претерпевающем изменения в различных сферах жизнедеятельности общества, назревает необходимость в формировании личности, готовой к гражданскому самоопределению и осознанному социальному выбору.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения выделяют наиболее значимые личностные результаты начального образования. К ним относится создание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Отечество, российский народ, уважение и почитание истории государства Российского, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности. Кроме того, к значимым личностным результатам следует отнести формирование ценностей многонационального российского общества и определение гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Задачи формирования гражданской идентичности могут быть решены посредством учебной и внеурочной деятельности. К эффективному результату может привести разработка и реализация программ внеурочной деятельности, благодаря которым возможно решать в единстве задачи гражданского воспитания учащихся и формирования гражданской идентичности.

Как полагают В.Ф. Сафин и Г.П. Ников, смысл понятия «самоопределение личности» неразрывно связан с пониманием собственного «я», то есть с субъективной стороной самосознания. Последнее способствует социальному созреванию. Оба термина следует отнести к свойствам «самоопределения личности», но этот термин авторы считают синонимичным понятию «социально созревшей» личности. В психологии к этой категории можно отнести человека, точно определившегося со своими желаниями. Такая личность точно знает свои собственные цели, строит планы на жизнь и ценит свои идеалы. Самоопределившаяся личность осознает пределы своих возможностей, знает свои увлечения и интересы. Такой человек хорошо понимает, на что он способен, а также, что хотят от него остальные. Такая личность готова жить и сотрудничать с обществом по его законам. Таким образом, самоопределение представляет собой самостоятельный этап социализации. Его смысл состоит в формировании у личности понятий и представлений о целях и смысле жизни, готовности к независимому существованию, исходя из личных желаний, возможностей и требований общества. Так, у самоопределения принято выделять несколько этапов. Среди них – уровень осознания человеком смысла жизни, смена воспроизводящего вида труда, а также полнота уровня соответствия между желаниями и возможностями, существующим и требующимся у определенной личности. Несоответствия желаний и возможностей, в частности того, что человек имеет в данный момент, и того, что ему только предстоит достичь в будущем, приводит к конфликтам, которые психологи называют движущей силой самоопределения личности. К следующему важнейшему механизму самоопределения личности следует отнести самооценку рядом с идентификацией. Данный механизм определяет персонификацию.

Гражданское самоопределение личности является ключевым этапом воспитания, и важный элемент здесь – формирование гражданских качеств. Следует отметить, что гражданское самоопределение находится в прямой зависимости от идеалов, царящих в данном обществе, и условий жизни, в котором находится это общество.

Ученые определяют гражданское самоопределение как четкое, нединамичное, избирательное отношение человека к другим людям и процессам межличностного взаимодействия. Его проявление выражается в том, что некоторые оценки и мнения человек принимает, а другие нет. Аналогичная ситуация складывается с убеждениями, идеалами, нормами и ценностями. Например, гражданское самоопределение у школьников формируется в рамках многообразия форм и содержания, а также наличия субъективной личностной позиции. Вследствие чего, подрастающему поколению необходимо дать возможность выбора того или иного социально-полезного вида деятельности. В данном случае нужно учитывать личные предпочтения младших школьников, создавать благоприятные условия, позволяющие реализовать преемственность поколений и групповое взаимодействие.

В современном мире достаточно четко сформулирована задача образования. Она сводится к тому, что система должна «сформировать гражданскую идентичность как условие укрепления российской государственности».

В процессе проведения анализа литературы, периодической печати по проблеме исследования мы особенно заинтересовались тем, как данный вопрос решается в практике современной школы. С этой целью была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой осуществлено изучение возможностей внеурочной деятельности по формированию готовности к гражданскому самоопределению учеников начальных классов.

В результате проведения данной работы были решены следующие задачи:
1) Выявлена степень готовности к гражданскому самоопределению у детей младшего школьного возраста.
2) Организована с учениками начальных классов внеурочная работа, призванную сформировать готовность к гражданскому самоопределению.
3) Показана возможности внеурочной деятельности в процессе формирования готовности к гражданскому самоопределению учеников начальных классов.

В исследовании принимали участие 54 учащихся 4х классов в возрасте от 10 до 11 лет. Состав 4 А класса – 26 учеников, 4 Б класса – 28 учеников. В обоих классах образовательный процесс строится в рамках традиционной системы обучения («Школа России»). Сроки опытно-экспериментальной работы – с 1 октября 2018 года по 20 марта 2019 года.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня сформированности готовности к гражданскому самоопределению у детей младшего школьного возраста.

На этом этапе мы провели анализ уровня сформированности гражданской идентичности школьников, используя методики, которые наиболее полно учитывают возрастные и интеллектуальные особенности учащихся: методика «Незаконченный тезис», тест «С чего начинается Родина», модификация методики Дж. Вини (авт. М. В. Шакурова).

Так, посредством методики «Незаконченный тезис» было выявлено, что большинство школьников (75%) считают своей Родиной Россию, но, к сожалению, испытывают сложности в ответе на вопрос, готовы ли они сделать что-либо на благо Родины. Остальные школьники считают Родиной Республику Хакасию. Ученики говорят, что на Родине принято отмечать Новый год и День Победы, и большинство любят Родину «за доброту и красоту». По отношению к людям дети проявляют взаимопомощь, терпимость в семье, готовность прийти на помощь. Кроме того, дети толерантны к людям другой национальности. Также 89% школьников положительно ответили на вопросы о своем родном городе и показали позитивное отношение к труду (90%).

По итогам теста «С чего начинается Родина» было выявлено, что большинство опрошенных школьников хорошо разбираются во многих вопросах, касающихся гражданской идентичности. Однако, некоторые учащиеся все же показали недостаточные знания. Например, на вопрос о праздниках России 66% школьников дали достаточно полные ответы, но 34% смогли назвать только «9 мая – День Победы». Кроме того, затруднение вызвал вопрос о марках автомобилей и реках нашей страны. На остальные вопросы все школьники ответили правильно.

Среди опрошенных школьников можно выделить три группы познавательного компонента гражданской идентичности, а именно: низкий уровень (7,4%), средний уровень (37,1%) и высокий (55,5%). Опрос показал достаточно зрелую развитость чувства принадлежности к своей стране у школьников.

Больше половины опрошенных показали средний и низкий уровень знаний о стране, ее особенностях, культурном наследии. В целом, почти все учащиеся проявляют чувство патриотизма и гордости за свою страну, толерантное и доброжелательное отношение к окружающим. Все дети позитивно относятся к своим семьям.

Сопоставив результаты наблюдения за учащимися четвертого класса с полученными результатами сформированности отдельных компонентов гражданской идентичности, определим общий уровень развития готовности к гражданскому самоопределению у испытуемых.

У 9 учеников (16,65 % учащихся) данного класса выявлен достаточно высокий уровень развития гражданской идентичности, у 30 учеников (55,5 % учащихся) – средний уровень развития гражданской идентичности и у 15 учеников (27,7 % учащихся) – низкий уровень развития гражданской идентичности.

Таким образом, у учащихся преобладает средний уровень развития гражданской идентичности, и этот показатель равен 68,45%. Высоким показателем развития гражданской идентичности обладают лишь 13% учащихся этого класса, а 18,5% исследуемых – обладатели низкого уровня.

Проанализировав данные, полученные в ходе проведения исследования, был сделан вывод о том, что необходимо разработать и внедрить образовательную программу, формирующую основы гражданской идентичности у учащихся четвертого класса начальной школы, которая включала бы в себя реализацию следующих педагогических условий: отношение к формированию основ гражданской идентичности у детей как важнейшей составляющей целостного педагогического процесса; а также активное вовлечение младших школьников в общественную деятельность образовательного учреждения, города, района, области.


Список литературы

  1. Винникова, С.А. Воспитание гражданственности у младших школьников [Текст] / С.А. Винникова // Воспитание школьников. – 2013. – № 5. – С.14-15
  2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская [Текст] / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–142.
  3. Еремина, Е. В. Гражданская идентичность молодежи как приоритетное направление государственной политики [Текст] / Е.В. Еремина, В.Н. Ретинская // Власть. – 2014. – №4. – С.59-62.
  4. Ефименко, В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» [Текст] / В.Н. Ефименко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11.
  5. Кокорин, С.А. Гражданское самоопределение сельских школьников: монография [Текст] // С.А. Кокорин, В.Л. Савиных. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2013. – 170 с.