УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ

№18,

Юридические науки

Гаева Елизавета Тотразовна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС; ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ; ПРИНЦИП РАВЕНСТВА; ПРИНЦИП ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ; ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ; ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ; ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА; ADMINISTRATIVE PROCESS; THE PRINCIPLE OF LEGALITY; THE PRINCIPLE OF EQUALITY; THE PRINCIPLE OF THE PRESUMPTION OF INNOCENCE; THE PRINCIPLE OF INDEPENDENCE OF JUDGES; THE PRINCIPLE OF PUBLICITY; THE PRINCIPLES OF THE STATE LANGUAGE.


Аннотация: В процессе правового регулирования государством общественных отношений происходит последовательная смена юридических явлений. Эта смена юридических фактов происходит в ходе совершения государством и иными субъектами общественных отношений конкретных волевых действий, которые нацелены на получение определенных правовых результатов для упорядочения общественной жизни в целом. Совокупность данных явлений, действий, фактов будет представлять собой административный процесс. Данная статья посвящена исследованию подходов к пониманию понятия «административный процесс», его видов и принципов, как базовых начал.

Административный процесс – это понятие, которое для отечественного правоведения достаточно новое. В нашем государстве, только в 60-х гг. началась разработка основных положений. В отличие от гражданского, арбитражного и уголовного процесса, которые, в свою очередь исторически более развиты, формально определены и детализированы, административный процесс менее исследован и изучен. В этом и заключается актуальность данного реферата. Но с учетом издания в 2015 году нового ранее неизвестного кодекса административного производства толкование административного процесса упрощено. Законодатель четко закрепил основные положения, принципы, подсудность и т.д.

Объектом административного процесса являются общественные отношения в сфере государственного управления, и могут быть урегулированы разными отраслями права: административным правом, трудовым правом, экологическим правом, финансовым правом.

Понятие административного процесса толкуется достаточно широко и включает в себя две видовые группы процессуальных отношений – юрисдикционных и процедурных. Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуальных административных дел и вопросов для обеспечения законности и государственной дисциплины.

Юрисдикционное производство главным образом имеет правоохранительный характер, оно выражается тем что, органы исполнительной власти, должностные лица или суд рассматривает и разрешает административно-правовые споры, оценивает поведение виновного субъекта, применяет меры государственного принуждения, санкции, иные меры, установленные законом.

Административно-юрисдикционный процесс – это последовательная деятельность органов исполнительной власти, должностных лиц, урегулированная административно-процессуальными нормами по разрешению споров, возникающих в сфере государственного управления, привлечения к ответственности и принятия санкций. Такой процесс является частью, элементом всего административного процесса, выступает в роли правоприменительной деятельности государственных органов. И имеет цель — обязательное разрешение конфликта в сфере государственного управления. Является средством реализации охранительной функции административного права, состоит их конкретных стадий административного производства.

Административная юрисдикция – это правомочия органов исполнительной власти и должностных лиц, а также суда, установленные нормами административного права, по поводу разрешения административных споров и привлечения субъектов в административной или дисциплинарной ответственности.

К видам административного юрисдикционного производства относят следующее: производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба [6].

Производство по делам об административных нарушениях возникает по поводу нарушения материальных норм содержащихся в основном в Кодексе об административных правонарушениях и иных актах и включает в себя возбуждение дела об административном нарушении, его рассмотрение и пересмотр решений и постановлений по делам об административном правонарушении [2,c.491].

Дисциплинарное производство возникает главным образом в служебных отношениях, заключающееся в применении к государственному служащему дисциплинарного взыскания за совершение правонарушения – дисциплинарного проступка. Характерным для такого производства является то что, наложение дисциплинарного взыскания может быть в порядке служебного подчинения. То есть государственный служащий должен быть подчинен должностному лицу, которое обладает по отношению к первому дисциплинарной властью.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» содержит исчерпывающий перечень видов дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы .

Производство по жалобам призвано реализовывать конституционное право граждан на обжалование решений действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций. Направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу. Урегулированы данные отношения Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан», где установлены права гражданина и гарантии при обращении в государственный орган или орган местного самоуправления .

Процедурное производство в свою очередь представляет организационные действия, направленные на эффективную работоспособность государственного аппарата, удовлетворение законных интересов физических и юридических лиц. Главной особенностью процедурного производства является то, что оно является бесспорным и не направленно на применение принудительных мер, не дает правовую оценку субъектам правоотношения.

Административное процедурное производство – это деятельность уполномоченных органов государственной власти, регламентируемая правовыми нормами, в целях разрешения индивидуальных дел для удовлетворения и реализации прав и законных интересов лиц.

Порядок рассмотрения индивидуальных дел урегулирован нормами, находящимися во множестве различных актах. Это могут быть акты, касающиеся порядка получения паспорта, выдачи определенной лицензии или документов и т.д.

Данное производство так же включает в себя виды: регистрационное производство, лицензионно-разрешительное производство, производство по принятию правовых актов управления.

В регистрационное производство выражается в регистрации, то есть официальным признании или констатации прав физических и юридических лиц, подтверждения законности этих прав. Это может быть регистрация по месту жительства или пребывания, регистрация юридического лица, общественных организаций, регистрация транспорта, регистрация актов гражданского состояния.

Следующий вид производства – лицензионно-разрешительный, который заключается в лицензировании отдельных видов деятельности и урегулирован Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Исходя из данного закона лицензирование – «это деятельность лицензирующих органов по переоформлению, предоставлению лицензий, продлению срока их действия, осуществлению контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса» .

В Российской Федерации лицензированию подлежат та деятельность, которая в процессе ее осуществления может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов третьих лиц, обороноспособности и безопасности государства, вреда жизни и здоровью граждан.

Можно выделить несколько понятий административного процесса. В узком смысле, то есть юрисдикционном – это деятельность органов исполнительной власти и суда по рассмотрению и разрешению индивидуальных административно-правовых споров. И в широком смысле – это урегулированная нормами административно-процессуального права и иными нормами, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, их должностных лиц и суда по возбуждению, рассмотрению административных дел.

Рассмотрим принципы административного процесса. Это установленные в законах и иных нормативно-правовых актах основополагающие идеи, руководящие начала о содержании, сущности, назначении и порядке деятельности государственных органах и должностных лиц. Принципы, касающиеся именно административного судопроизводства, зафиксированы в ст. 6 КАС РФ, а именно: независимость судей; равенство всех перед законом и судом; законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок; гласность и открытость судебного разбирательства; непосредственность судебного разбирательства; состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Распространенный принцип законности, который без исключения действует на все стороны государственной и общественной жизни и в частности на административный процесс, закреплен в ст. 15 Конституции РФ и гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [2, c.174]. Каждое решение, действие или бездействие органа исполнительной власти либо уполномоченного должностного лица не должно противоречить Конституции РФ, Федеральным законам, законам субъектов РФ и иным актам. Причем они должны действовать только в пределах тех полномочий, которые предоставлены им нормативно-правовыми актами. Так же ст. 6 Кодекса административного судопроизводства закрепляет принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел. При обеспечении законности при применении мер административного принуждения лицо может быть подвергнуто административному наказанию, только если основание и порядок предусмотрены законодательством (ст. 1.6 КоАП РФ).

Принцип равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, относящийся по мимо административному процессу ко многим другим закреплен, как и в Конституции РФ, так и в Кодексе административного судопроизводства, так и в Кодексе об административных правонарушениях.

Принцип презумпции невиновности, относящийся, прежде всего к административно-юрисдикционному процессу, означает что «лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается невиновным, пока его вина не будет и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа или должностного лица, которые рассмотрели дело», закреплен в ст.1.5 КоАП РФ.

Значение принципа независимости судей, который отражен в Конституции РФ ст. 120 и в КАС РФ ст.7, заключается в установлении таких условий, которые позволяют судьям свободно давать оценку по поводу обстоятельств дела, собранных доказательств, независимо от каких-либо внешних или внутренних факторов. Судьи при осуществлении административного процесса подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Запрещается и влечет ответственность всякое вмешательство в административное правосудие.

Характерный для всей процессуальной деятельности принцип гласности выражается в открытом судебном заседании, за исключением случаев, установленных законодательством, возможности лиц, участвующих в деле знакомиться с материалами дела, получать информацию о времени и месте, фиксировать ход судебного разбирательства, публичное объявление решений судов по административным делам (ст. 11 КАС РФ). Также принцип можно рассматривать как открытость и публичность работы органов исполнительной власти и должностных лиц [3, c.495].

Принцип государственного языка означает, что административное производство отправляется на государственном языке РФ или на языке субъекта РФ (республики), но для лиц, участвующих в деле, которые не владеют языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечиваются услугами переводчика.

Как правило, дела об административном правонарушении менее сложные по сравнению с уголовными, и поэтому законодатель установил короткие сроки для их разрешения и рассмотрения. Принцип оперативности и экономичности направлен на обеспечение такого процесса, который не требует больших материальных затрат и большого количества времени.

Принцип материальной истины, прежде всего, направлен на полное и всестороннее изучение всех обстоятельств дела. Должностные лица обязаны принять обоснованное и объективное решение, правильно оценить имеющиеся доказательства и привлечь их к делу всеми возможными путями.

Принцип ответственности за непринятие решения государственными органами и должностными лицами направлен на уменьшение сроков рассмотрения административных дел и устранение нежелание сотрудника брать на себя ответственность по поводу рассмотрения и разрешения административного дела.

Следует учитывать, что помимо общих принципов, есть и те специфические, которые будут характерны для конкретного вида производства. Например, принцип презумпции невиновности применим к административно-юрисдикционному процессу, где в основе лежит спор, и вопрос об оценке поведения виновного субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что административный процесс – это сравнительно новое понятие, которое включает в себя две видовые группы процессуальных отношений – юрисдикционных и процедурных. Выделяется несколько понятий административного процесса. В юрисдикционном смысле – это деятельность органов исполнительной власти и суда по рассмотрению и разрешению индивидуальных административно-правовых споров. В более широком смысле под ним понимают деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц и суда по возбуждению, рассмотрению административных дел. Объектом являются общественные отношения в сфере государственного управления. Принцы административного процесса зафиксированы в ст. 6 КАС РФ: принцип законности, принцип равенства всех перед законом и судом, принцип презумпции невиновности, принцип независимости судей, принцип гласности, принципы государственного языка, оперативности и экономичности, материальной истины, ответственности и др. Помимо перечисленных общих принципов имеются специфические, относящиеся для конкретного вида производства.

Также хотелось бы добавить, что в России, на мой взгляд, необходимо разработать административно-процессуальное право, как самостоятельную отрасль права. Административный процесс должен включить в себя все позитивное, что уже достигнуто предшествующим опытом развития процессуального законодательства, учитывая современные тенденции развития права, а также опыт зарубежного процессуального законодательства.


Список литературы

  1. Административное право: Учебник / Братановский С.Н. Директ-Медиа, 2013. С.921.
  2. Административное право. Особенная часть: Учебник / Братановский С.Н. Директ-Медиа, 2013. С.503.
  3. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. С.560.
  4. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева, Д. С. Дубровский, С. З. Женетль, М. А. Штатина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.364.
  5. Акционерные общества как субъекты административного права: монография/ под ред. М.В. Костенникова -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.
  6. Институт административной ответственности: монография/ под ред. Е. А. Кирилловой . -М.: Актуальность.рф. 2017.
  7. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие/ под. ред. А.А. Михеев. -М.: ИНФРА-М, 2018.
  8. Колоколов Н.А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: Научно-практическое пособие / М.: Юрист, 2009. С.561.
  9. Корнеева А.М. Технологии будущего для «умных городов» //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. -2018. -№ 2. -С. 100-114.
  10. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5 (65). С. 430-439
  11. Платонова Н. И., Смышляев А. В., Мартиросян Т.Э. Нарушение прав пациентов при оказании им медицинской помощи и способы их урегулирования в российской федерации (теоретические основы и судебная практика)//проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. с. 193-197.
  12. Подольский В.Э., Камолов С.Г. Количественная оценка конфликтогенности в иерархической организации // Право и управление. XXI век. 2013. № 1 (26). С. 47-53.