УДК 130.2

КУЛЬТУРА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

№18,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)
Бегалинова Калимаш Капсамаровна (Доктор философских наук, профессор)


Ключевые слова: КУЛЬТУРА; ОБЩЕСТВО; ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ; КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; CULTURE; SOCIETY; SOCIAL DESIGN; CULTURAL DETERMINISM.


Аннотация: Социальные процессы являются управляемыми и при проектировании социальной структуры общества необходимо исходить из культурных особенностей народа. Культура является проявлением особой рациональности, при всей кажущейся бесконечности своих проявлений и пониманий смыслов жизни. Сосредоточенность на самых важных этапах жизни человека, культура наполняет эти этапы определённым содержанием. Пребывая в рамках культуры, человек чувствует себя более уютно и спокойно, нежели когда находится под заботой общества.

Как известно, общество – это информационная и управляемая система [6]. Социальной системой управляют определённые люди – элита. Элита формировалась в течении определённого времени и заняла господствующее положение в обществе. Остальные люди стали большинством, которое подчиняется элите, так как принято считать, что этила обладает выдающимися умственными и управленческими качествами. Все реформы, связанные с улучшением жизни большей части населения, при любом раскладе всё равно сохранят положение элиты. Элита не будет проводить реформ, которые бы ограничили положение и обеспеченность самой этой социальной элиты. В прогнозировании и проектировании социальных процессов необходимо учитывать особенности культуры. Главный вопрос, который решается в этой статье – это достаточно ли полно учитываются особенности той или иной культуры при проектировании социальных процессов.

Общество обладает свойством накапливать информацию, которая с течением времени воплощается в тех или иных социальных явлениях. Новые социальные тенденции не возникают сами по себе, им предшествует активное внедрение в общественное сознание определённой информации, социальных стереотипов, образцов поведения посредством СМИ и других источников информации. Чаще всего активными участниками новых социальных процессов становятся менее обеспеченные слои населения. Это обусловлено тем, что ввиду недостаточности социальных и финансовых ресурсов, а также необходимости искать «место под солнцем» им приходится искать новые способы социальной организации, включаться в новые социальные процессы. Эти новые социальные процессы возникают не сами по себе, их активно создают и продвигают определённые круги из числа социальной элиты. В этом заключается особенность социального проектирования. Мы видим, что более низкие слои населения становятся своего рода предметом творческих планов элиты. При этом сами участники социальных процессов не всегда осознают необходимость той деятельности, которой им приходиться заниматься в итоге. Главный критерий вовлечённости в новые социальный институты – это финансовые интересы и отсутствие возможности попасть в уже существующие социальные структуры, так как место там уже, как правило, занято. Деньги необходимы современному человеку для достойной жизни, но главная особенность поведения человека в обществе заключается в том, что его деятельность почти никогда не связана с экономическими интересами, если речь не идёт о бизнесмене, для которого получение прибыли является главным критерием правильности его деятельности. В данной ситуации получается, что человек вынужден заниматься часто деятельностью, которая может не совсем соответствовать его способностям и склонностям. Эрих Фромм называл такую деятельность – «ориентацией на рынок». Человеку приходится делать то, за что он получает деньги. Однако, у человека не всегда есть возможность израсходовать эти деньги как ему хочется. В современном обществе человеку активно помогают избавиться от «лишних денег» различные социальные институты «индустрии развлечений» и «свободы потребления»[3; с.272]. С появлением Интернета получила активное развитие ИТ-индустрия. Это обусловило перенос внимания от производства товаров, к производству информации. В информационном обществе «рыночные отношения вытесняются не только из ИТ-индустрии, но и из сферы взаимодействия обычных предприятий, устанавливающих между собой доверительные и информационно прозрачные отношения. Бизнес понимает, что жёсткая конкуренция иногда менее эффективна и часто проигрывает партнёрским отношениям, позволяющим долгосрочно планировать производство»[4; с.67]. Информационные технологии освобождают человека и предлагают ему занятие «по душе», однако, любая свободная деятельность находится под постоянным контролем при помощи специальных технических электронных средств.

Какова же значимость культуры в жизни современного человека? Культура, с позиции современности, служит вспомогательным инструментом, которым пользуется элита для достижения своих целей по устройству общества. Однако, в философском и общем смысле, культура – это норматив, регулирующий жизнь человека от рождения и до смерти. Каждый важный этап жизни человека, находит воплощение в культуре. Рождение ребёнка, чада, связано с определённым ритуалом, закреплённым в культуре народа. Также и касаемо последующих важных событий в жизни человека. Культура всегда рациональна, в ней нет лишних элементов, а то, что кажется не понятным современному человеку, свидетельствует лишь о недостаточном постижении культуры. Социальные заказы в обществе тоже рациональны, но они больше направлены на отдаление от культуры и унификацию её. Часто культуру путают с искусством и в этом отношении, культура становится предметом роскоши. «Принять модный жизненный уровень и придерживаться его – до такой степени приятно и целесообразно, что это становится необходимым условием личного блага и жизненного успеха»[1; с.141]. Большинство людей поднимаются по социальной лестнице к успеху и благополучию и начинают свой путь, как правило, не из уже существующих социальных институтов с уже известными социальными ролями, а из вновь создаваемых. Тем самым они изначально отстоят всё дальше и дальше от образцов успеха и вынуждены создавать свои социальные нормы жизни и блага. Однако, чаще всего, этим людям приходится принимать кем-то создаваемые для них образцы благополучной жизни. Человек из низов социальной пирамиды не может проявить самостоятельность для определения своего отношения к собственному социальному статусу в обществе. Таким образом, создаётся определённый хаос в сознании человека, однако переходящий со временем в ограниченное, клиповое мышление. «Энергия, с которой наша свободная воля стремится парализовать влияние случайных причин, зависит, некоторым образом, от силы нашего разума…Социальные явления, совершающиеся под влиянием свободной воли человека, происходят, из года в год, с большей правильностью, чем явления, совершающиеся исключительно под влиянием причин материальных и непредвиденных» [2; с. 99]. Мы видим, что в жизни человек проявляя свою волю стремится снизить влияние непредсказуемых, неосознаваемых факторов. Однако, в условиях усложнения социальной структуры, человек становится слишком слабым для того, что бы иметь представление о социальных процессах в целом и конкретно о своём социальном статусе. Предписания для всех социальных статусов создаются за пределами самого статуса. Человек, попадая в определённый социальный круг, вынужден подчиняться существующим нормам, т.е. происходит процесс социализации человека и становление личности. Очевидно, что полная социализация связана с усвоением основных социальных норм. Однако, с позиции культуры, процесс социализации является часто противоречащим нормам самой культуры, которые подкреплены вековым опытом жизни народа и отражают взаимодействие с природой [5]. Например, в настоящее время видно, что молодые люди не спешат вступать в брак, делая прежде карьеру, но достигнув определённого успеха и возраста, вступление в брак и особенно рождение детей становится затруднительным.

Таким образом, в проектировании социальных процессов, необходимо учитывать особенности организации жизни, закреплённые в культуре. Культура – высшая рациональность – всегда содержит ответы на вопросы человека. Определяя культуру как наиболее значимый образец социального поведения трудно говорить о её независимости. В рамках этого подхода, культура выступает следствием социального развития и служит «третьим домом бытия человека», однако, по мнению авторов, культуру стоит рассматривать как «второй дом бытия человека» после природы.


Список литературы

  1. Веблен Т. Теория праздного класса: пер. с англ./ Вступ. ст. и примеч., С.Г.Сорокиной; Общ. ред. В.В.Мотылёва. Изд. Стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. – 368 с.
  2. Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие: Пер. с фр.. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 314 с.
  3. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / под общ. ред. С.Е.Фёдорова; пер. с англ. А.А. Васильева, С.Е. Фёдорова, А.П.Шурбелева. – СПб.: Алтейя, 2018. – 312 с. – (Pax Britannica)
  4. Рождение коллективного разума: О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третьего тысячелетия / Под ред. Б.Б.Славина. Изд. 2-е, стереотип. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 288с.
  5. Смирнов С.В. Человек как фактор устойчивого коэволюционного развития // NovaUm, №16, 2018. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p963
  6. Солонько И.В. Власть и общество: от иллюзий к реалиям.- М.: Концептуал, 2018. -232с.