УДК 140.8

ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

№18,

Философские науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)
Кузьменко Валентина Игоревна (Кандидат юридических наук)


Ключевые слова: ПРАВОВАЯ НОРМА; ОБЩЕСТВО; СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ; ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ; LEGAL RULE; SOCIETY; SOCIAL INSTITUTION; HUMAN BEHAVIOR; SOCIETY MANAGEMENT.


Аннотация: В статье речь идёт о необходимости философского критического оценивания норм права, которые в современном обществе часто противоречат. Данное противоречие или простое не понимание законов и правовых норм приводит к задержке социального развития. В свою очередь, философское осмысление норм права позволяет корректировать правовые регуляторы общественной жизни и личного взаимодействия граждан и поведения человека в обществе..

Жизнь современного человека регулируется законами и правовыми нормами. Всё более усиливающееся деление общества на различные страты требует усиления правовой регуляции взаимодействия данных социальных групп. В условиях изменения функциональности и предназначения тех или иных социальных институтов происходит и изменение правовых нормативов, которые позволяют регулировать данные отношения и социальных институтов между собой в рамках общества в целом. Правовая норма не только регулирует взаимодействия субъектов социальной жизни, но и позволяет контролировать их, направляя в определённую заданность. Данная заданность определяется функциональной целесообразностью деятельности того или иного социального института в рамках общественной полезности. Человек, получая тот или иной социальный статус, обретает не только права, но и обязанности. Именно обязанности в рамках того или иного социального института являются тем, что обеспечивает общественную полезность занимаемого социального статуса.

В сознании человека и его мировоззрении всегда присутствуют свои собственные представления об общественной полезности своей профессии и своего социального статуса. Данные представления не всегда совпадают с правовой основой его деятельности, с предписанием, но всегда носят индивидуальный, личный характер. Различные специалисты одной и той же области, имея дело с одним и тем же объектом своей деятельности, как правило, делают разные выводы и действуют разными методами. Говоря о медицине, например, французский учёный Кетле, более 150 лет назад в своей работе «Социальная система и законы ею управляющие», писал: «Всем известно, что перемена врача почти всегда производит в больном временное облегчение, даже в самых опасных болезнях» [4; с.102]. Говоря о других сферах общественной жизни можно сказать то же самое. В настоящее время ситуация остаётся такой же, но с большей дифференциацией сфер профессиональной деятельности.

Помимо правовых норм, которые вынуждены следовать за социальными изменениями, вызванными новыми формами жизни, представлениями о достатке, техническими достижениями и т.д., современный человек ориентируется и на общефилософские представления о жизни. Философское осмысление жизни предполагает критическое отношение к меняющимся условиям и следующим из этого правовым нормам и законам. Часто, законодательная база не достаточно соответствует реалиям жизни. Иногда правовые нормы запаздывают, и социальный процесс уже сложился. В этом случае, соответствующий закон не достаточно рационально регулирует тот или иной социальный процесс. При несоответствии законодательной базы актуальной общественной ситуации, наблюдается стагнация определённых сфер социальной жизни. Философское осмысление жизни и правильное понимание предмета философии современным человеком позволит более рационально действовать, не нарушая основ права в целом. «Философия дала толчок для формирования правовых наук и определила их направление»[2; с.177]. Право, в рамках сложившейся правовой традиции современности – это возможность действовать в рамках социальных границ посредством представлений о добре и справедливости. Представители классической немецкой философии Г.Гегель и И.Кант заложили основы философии права, определили главные тенденции развития Права в широком смысле и его основы. По мнению И.Канта, нравственность является высшей формой рациональности[3]. «Категорический императив» — это правило деятельности определённым образом, когда отброшены все иные варианты того или иного поступка. Г.Гегель в «Философии права» писал: «Добро есть идея как единство понятия воли и особенной воли, — единство, в котором абстрактное право, как и благо, субъективность знания и случайность внешнего наличного бытия сняты как для себя самостоятельные, но тем самым по своей сущности в нём содержаться и сохраняются; добро – это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира»[1; с.186]. Таким образом, в основе правовой нормы лежит идея Добра, которая является главной целью деятельности свободной воли. Вместе с этим, нам необходимо указать, что свободная воля действует в определённых внешних границах – природных, социальных, экономических, правовых и т.д. Необходимость учитывать свойства этих внешних условий – главный признак свободной воли. Воля человека, обременённая какими-то внутренними противоречиями, предрассудками и т.д., обусловленными различными установками, в том числе и правовыми, не справедливыми в понимании человека, не способна адекватно оценивать и действовать в мире и обществе.

Таким образом, становится очевидным, что при составлении и разработке той или иной правовой нормы необходимо учитывать достижения философских наук. Закрепление в норме права философских знаний об устройстве социальной сферы, политической организации, месте и роли культуры в общественной жизни и т.д. позволит избежать многих противоречий и послужит основой для гармоничного и благополучного развития общества.


Список литературы

  1. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера; Вступ. ст. В.С.Соловьёва; Примеч. В.С. Нерсесянца. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 464 с. – («Великие мыслители»)
  2. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философия права и теория права: характер взаимоотношений // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 2. С. 176-184.
  3. Кант И. Метафизика нравов: в 2 частях / Пер. с нем., примеч. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна; Вступ. ст. М.М. Филиппова; Примеч. А.А. Тахо-Годи. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 400с. – («Великие мыслители»)
  4. Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие: Пер. с фр.. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 314 с.