УДК 34

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ИНЫХ ВИДОВ: СЛУЖБА В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№18,

Юридические науки

Николенко Николай Николаевич


Ключевые слова: СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ИНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ; INVESTIGATIVE COMMITTEE; FEDERAL PUBLIC SERVICE; OTHER TYPES OF PUBLIC SERVICE.


Аннотация: В статье исследуются вопросы, связанные с отнесением отдельных видов государственной службы к новому виду в системе государственной службы РФ — федеральной государственной службе иных видов. С этой целью проанализировано содержание ряда федеральных законов, в частности, ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Выявлены лица, которые по своему правовому статусу могут считаться проходящими федеральную государственную службу иных видов.

После принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. №262-ФЗ [3] система государственной службы Российской Федерации изменилась — в системе государственной службы Российской Федерации уже нет такого вида государственной службы, как правоохранительная служба.

Данные изменения, коснувшиеся системы государственной службы, в настоящее время в юридической литературе отражены слабо. Так, А.Г. Барабашев и В.Н. Прокофьев отмечают, что пока «…затруднительно делать выводы о том, насколько решение об исключении правоохранительной службы из структуры государственной службы может выступать оправданным шагом как по отношению к устоявшейся системе, так и к статусу ее служащих» [4, с. 18].

И с этим, пожалуй, придется согласиться, потому что слишком внезапно законодатель принял данное решение. Хотя, возможно, со временем будут выявлены положительные последствия изменений.

Данные изменения, на наш взгляд, свидетельствуют об отсутствии четкой концепции федерального законодателя о видах федеральной государственной службы, о продолжении дальнейшего поиска наиболее оптимальной модели ее систематизации. При этом, в юридической литературе одними авторами активно обсуждается целесообразность новых видов государственной службы, таких как дипломатическая, судебная и др., в то время как другие предлагают установить закрытый перечень видов государственной службы.

Так, например, по мнению М.Ю. Зенкова, в закрытый перечень видов государственной службы необходимо отнести: «государственную гражданскую, военную, альтернативную гражданскую, правоохранительную, дипломатическую» [6, с.11].

Очевидно, что для выявления отдельных видов федеральной государственной службы, связанных с правоохранительной деятельностью, необходимо проанализировать федеральные законы об отдельных государственных органах, связанных с правоприменительной деятельностью, обращая внимание на правовой статус лиц, работающих в этих органах. В этом вопросе указываются наименование государственных органов, наименование должностей в них, специальные звания и т. д.

Так, согласно теме данной статьи, одним из федеральных государственных органов, где граждане проходят федеральную государственную службу иных видов, является Следственный комитет Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» среди задач Следственного комитета значатся «защита прав и свобод человека и гражданина, организация и осуществление своих полномочий для выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств и др».[2].

Службу в Следственном комитете проходят сотрудники, военнослужащие военных следственных органов, а также федеральные государственные гражданские служащие. К лицам, проходящим федеральную государственную службу иных видов, следует относить сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания, перечень которых содержится в ст. 20 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации».

В заключение хотелось бы сказать, что государственная служба иных видов регулируется различными разрозненными нормативными правовыми актами (например, ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Единого федерального закона, регламентирующего деятельность всех правоохранительных органов, осуществляющих функции правоохранительной службы, так и не приняли. Его отсутствие негативным образом отражается на функционировании системы государственной службы России в целом. Представляется, что сейчас возникла острая необходимость в разработке и принятии соответствующего федерального закона. Как справедливо отмечается в юридической литературе, его отсутствие «…оставляет нерешенным основной вопрос института правоохранительной службы – определение государственных органов, в которых предусматривается прохождение правоохранительной службы Российской Федерации» [5, с. 133].


Список литературы

  1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ; в ред. Федер. закона от 23.05.2016 № 143-ФЗ // СЗ РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063; 2016, №22, ст.3091.
  2. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ; в ред. Федер. закона от 27.12.2018 // СЗ РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 15; 2018, №53, ст.8462.
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ // СЗ РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4388
  4. Барабашев А.Г., Прокофьев В.Н. Создание органа по управлению государственной службой как инструмента унификации правового регулирования видов и уровней государственной службы // Государственное и муниципальное управление. — 2015. — № 2. — С. 7-28.
  5. Ванюшин Я.Л. Законодательное регулирование правоохранительной службы Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 1 (4). — С. 130-135.
  6. Зенков М.Ю. Правовые и организационные проблемы присвоения классных чинов гражданским служащим в Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 11. — С. 10-13.