УДК 34

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РОССИИ

№18,

Юридические науки

Каскараков Александр Анатольевич


Ключевые слова: ФИНАНСИРОВАНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА; ИНВЕСТИЦИИ; FINANCING; PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP; PUBLIC POLICY; INVESTMENTS.


Аннотация: Актуальность исследования в данной статье определяется тем, что развитая инфраструктура является фактором опережающего социально — экономического развития страны. Являясь общественным благом, инфраструктура финансируется из бюджетных средств. Обосновывается сокращение бюджетного финансирования инфраструктурных проектов, что требует привлечения частного инвестирования, в частности средств негосударственных пенсионных фондов. Предлагаются инновационные подходы к изысканию возможности привлечения долгосрочного финансирования, активному применению государственно — частного партнерства и системы управления этим механизмом.

Для государства основной причиной учреждения государственно-частного партнерства является все возрастающая потребность в первую очередь в услугах, за поставку которых несет ответственность государство. Среди них — медицинские, образовательные, коммунальные услуги, услуги транспорта и др.

Вместе с тем, перечень направлений государственно-частного партнерства не исчерпывается вышеперечисленным, а кроме того, государственно-частное партнерство в России может осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях. В то же время есть круг предметов, которые Конституция Российской Федерации относит к ведению и полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. Одним из важнейших институтов Российской Федерации является «собственность». К примеру, пункт «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации относит к предметам ведения РФ федеральную государственную собственность и управление ею. Конституция закрепляет различные формы собственности: частную, государственную, муниципальную, иные формы собственности, которые в равной мере защищаются государством [4, с.53].

Отметим, что идея государственно-частного партнерства в настоящее время более чем актуальна.

Объективная необходимость использования инструментов государственно-частного партнёрства (ГЧП) для государства обуславливается ограниченностью бюджетных возможностей, которые несопоставимы с потребностями в финансировании развития общественной инфраструктуры. «Для государства частный бизнес важен, в первую очередь, в качестве инвестора, финансирующего приоритетные проекты, обладающие высокой социальной значимостью и интеграционным эффектом на экономику»[2, с.240].

Частный бизнес преследует иные интересы, самый главный из которых – это обеспечение максимального уровня прибыльности, поэтому Финансово-экономическое обоснование проекта ГЧП включает поиск ответа на два вопроса: определение источников финансирования и источников возвратности вложенных средств.

Для начала необходимо выделить ключевые направления развития финансирования проектов государственно — частного партнерства:
1) применение принципа субсидирования только тех проектов, где задействован частный инвестор;
2) расширение сферы деятельности негосударственных пенсионных фондов относительно инфраструктурных проектов;
3) внесение поправок в нормативно — правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг; использование налоговых льгот по доходу по долгосрочным ценным бумагам в инфраструктурные проекты;
4) развитие сети гарантийных агентств для поддержки инфраструктурных проектов на региональном уровне;
5) создание специализированных инфраструктурных фондов.

Для развития механизма ГЧП «должна эффективно функционировать организационная структура управления проектами государственно — частного партнерства» [3. С.37].

В данном направлении создан Национальный портал ГЧП, Национальное агентство в сфере ГЧП. Но, как показывает практика, на данный момент не полностью сформирована система управления сферой ГЧП на региональном и местном уровнях.

Таким образом, среди направлений, способствующих развитию системы управления сферой ГЧП, необходимо выделить:
1) создание структур во всех субъектах РФ, ответственных за сопровождение ГЧП проектов (представительств Национального агентства, межведомственных органов);
2) создание системы мониторинга информационных платформ в сфере ГЧП;
3) разработка и внедрение управленческого стандарта в сфере ГЧП на региональном и муниципальных уровнях;
4) создание третейского суда для решения споров ГЧП;
5) разработка и внедрение автоматизированной системы управления проектами государственно — частного партнерства на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Должны также определяться критерии, отражающие эффективность проекта плана ГЧП и его ключевых положений.

Ключевыми показателями выполнения разрабатываемого плана могут стать следующие:
1) Доля привлеченных внебюджетных средств, направленных на создание общественной инфраструктуры с применением механизма ГЧП по объектам федерального и регионального значения и по приоритетным отраслям инфраструктуры;
2) Число заключенных федеральных соглашений (по формам, в которых могут реализовываться проекты ГЧП в РФ);
3) В рамках каждого регионального и муниципального проекта ГЧП определение ключевых показателей эффективности, учитывающих достижение экономических, социальных, экологических и др. целей, на основании которых можно будет определить средний балл или интегральный показатель, их ранжирование, позволяющее идентифицировать наиболее эффективные для возможного применения в будущем положительного опыта.

Таким образом, «помимо разработки государственной политики в сфере ГЧП, определения стратегических приоритетов, понятных для частного инвестора, остаются актуальными вопросы, связанные с возможностями финансирования таких проектов»[1, с.75], существующими разногласиями между частным и публичным секторами по поводу разделения рисков, определения адекватного уровня доходности по проектам, обеспечения квалифицированными кадрами в сфере государственно — частного партнерства, и специальными органами субъектов и муниципальных образований, которые регулировали бы и осуществляли мониторинг за реализацией проектов ГЧП.

Для того чтобы партнерство успешно работало, необходима связь многих факторов, имеющих отношение как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта. Важным благоприятным фактором среды развития государственно-частного партнерства может быть территориальное стратегическое планирование, которое обеспечивает общедоступный процесс формирования политики местного развития. Тем самым стратегическое планирование способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их развития.


Список литературы

  1. Горяинова Л.В. Инновационные подходы к формированию источников финансирования и управлению сферой государственно-частного партнерства в России // Новый путь российской экономики: импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 71-76.
  2. Украинцев В.Б. Финансовые аспекты реализации проектов государственно-частных партнерств // Управление и экономическая безопасность: страна, регион, предприятие Сборник научных статей международной научно-практической конференции. 2018. С. 240-244.
  3. Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления / Орехов С.А., Максимова Т.П., Морева Е.Л., Конотопов М.Н., Мотова М.А., Леонтьева Л.С., Горяинова Л.В., Рузакова О.А., Шувалова Е.Б., Пузин А.М. // Коллективная монография / Российская академия естественных наук, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), кафедра общего менеджмента и предпринимательства. Москва, 2011. С. 37 — 39.
  4. Чернявский А.Г. Роль и значение идеологии для государства и права: монография. М.: Инфра-М, 2018. 287 с.