УДК 338.2

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ

№18,

Экономические науки

Васильев Алексей Сергеевич (Кандидат технических наук)
Шегельман Илья Романович (Доктор технических наук, профессор)
Щукин Павел Олегович (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ; ПИЩЕВЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ; ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ; FOOD SECURITY ABROAD; FOOD INGREDIENTS; FOOD.


Аннотация: Необходимо учесть существенное внимание зарубежных предприятий, ученых, изобретателей наращиванию ассортимента и объемов производства функциональных продуктов. Зарубежные тенденции совпадают с задачами, реашаемыми в России и направленными на обеспечения различных групп населения качественными и доступными функциональными продуктами.

О серьезном внимании проблемам повышения безопасности пищевых продуктов и продовольственной безопасности за рубежом свидетельствуют многие зарубежные публикации. Изучению методологий в стратегиях оценки безопасности пищевых продуктов и пищевых ингредиентов посвящена работа [1], отмечающая, что токсикология и оценка безопасности меняются и требуют новых стратегий оценки риска, которые в меньшей степени зависят от конечных точек апикальной токсичности на моделях животных и больше полагаются на знание механизма токсичности. Для внедрения новых идей в области токсикологии и оценки безопасности в области пищевых продуктов и пищевых ингредиентов рекомендуется устранение пробелов в знаниях, например, в отношении применимости алгоритма для смесей и пищевых матриц. Необходима дальнейшая разработка порога токсикологической угрозы, а также сотрудничество с другими секторами, в которых разрабатываются аналогичные схемы.

Мировую стратегию в области продовольственной безопасности определяет Комитет по всемирной продовольственной безопасности. Текущие оценки продовольственной безопасности осуществляет Организация по продовольствию и сельскому хозяйству (FAО) [2].

С учетом исследуемой проблемы необходимо обратить серьезное внимание на свод документов по использованию и внедрению международных пищевых стандартов и правил по пищевым продуктам, получивший название Кодекс Алиментариус (CODEX ALIMENTARIUS), принятый Международной комиссией ФАО/ВОЗ. Политика ЕС в области создания необходимых условий, обеспечивающих требуемую безопасность пищевых продуктов охватывает всю цепочку производства и потребления продуктов питания от начальной стадии (поле, ферма, подготовка, посев, посадка, хранение, транспортировка, переработка) до «стола» потребителя. Для использования генетически модифицированных организмов, клонирования и нанотехнологий – то есть новых продуктов – Комиссия применяет принцип ответственной инновации. Это может обеспечить безопасность и способствовать экономическому росту. Все растения и растительный материал могут свободно транспортироваться в пределах ЕС, если у них нет вредителей или болезней растений.Отсеивание растительных материалов, импортируемых в страны ЕС и внутренний контроль над ЕС, нацелен на выявление вредных организмов как можно раньше. Прослеживаемость и управление рисками пищевых продуктов позволяет Информационная система «TracesTrade Controland Expert System», система контроля и сертификации живых животных и продуктов животного происхождения.

Продовольствие приобрело особую роль во взаимоотношениях между странами. Все чаще на смену военным конфликтам приходит «продовольственная дипломатия» [3].

Несмотря на то, что по данным [4], аграрный сектор в экономике США является благополучным и эффективным, и в этой стране вопросы обеспечения продовольственной безопасности населения стоят на одном из важнейших мест в трансформации и реализации американской аграрной политики [3].

В США управление продовольственной безопасности и качеством продовольственного снабжения в США реализуется сложной системой, которой оказывают содействие 15 агентств (ведомств). Например, Министерство сельского хозяйства США (USDA) и Управление по контролю над качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств (FDA) в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения (HHS) несут основную ответственность за продовольственную безопасность страны. Несколько стран предприняли шаги для модернизации и объединения своих систем продовольственной безопасности в единую. В 1999 г. было сделано сообщение о зарождающемся опыте четырех из этих стран – Канады, Дании, Ирландии и Соединенного Королевства. Такое объединение сделали и дополнительные страны, включая Германию, Нидерланды и Новую Зеландию [4].

Во многих работах отмечается, что в высокоразвитых странах мира происходит, так называемая, «индустриализация кухни», при которой население переходит от традиционного питания к полуфабрикатам и продуктам питания быстрого приготовления.

Исследованию фитохимического профиля коммерчески доступных порошков пищевых растений посвящена работа [5], отмечающая, что переработка существующих технически обработанных пищевых продуктов или приготовление новых продуктов с использованием натуральных продуктов (на растительной основе) будет по своей сути представлять новые продукты с меньшим количеством калорий, жира, соли, фосфатов и других синтетических компонентов, и большим количеством клетчатки, антиоксидантов, витаминов и других полезных компонентов. Растительные ингредиенты, такие как порошки пищевых растений, в настоящее время используются в производстве продуктов питания, преимущественно для ароматизации и окрашивания. Было установлено, что все растительные порошки богаты флавоноидами, фенольными кислотами и производными. Фитохимическое содержание порошков пищевых продуктов представляет ценную информацию для разработки более здоровых новых продуктов и для переработки существующих пищевых продуктов в отношении антиоксидантов, пищевых консервантов и альтернатив использования нитритов.

Как показано в работе [6], в которой проведены количественные исследования для оценки уровня знаний о безопасности пищевых продуктов среди людей, проживающих в Ирландии, проблемы безопасности пищевых продуктов существуют давно, так как миллионы людей во всем мире страдают от болезней пищевого происхождения. Загрязнение пищевых продуктов из-за ограниченного знания методов безопасности пищевых продуктов увеличивает риск болезней, связанных с пищевыми продуктами. Результаты показали, что жители Ирландии имели средний уровень знаний о методах безопасности пищевых продуктов, знаний в области хранения продуктов, использования и обслуживания кухонных помещений и личной гигиены. В то же время, у них был критически низкий уровень знаний в области обработки пищевых продуктов и пищевого отравления, поэтому рекомендуется исследователям, преподавателям по безопасности пищевых продуктов и средствам массовой информации заниматься просвещением населения, чтобы помочь жителям повысить знания для более безопасной практики использования продуктов питания.

В работе [7] говориться о том, что строгая безглютеновая диета является единственным средством лечения 1-2% населения мира, страдающего от глютеновой болезни.

Однако, как показывают исследования, из-за наличия во многих пищевых продуктах пшеницы и пшеничных производных, сложно избежать потребления глютена. Продукты без глютена, изготовленные при производстве без пшеницы, ячменя или ржи, как правило, требуют включения многочисленных добавок, что приводит к выпуску продуктов, которые часто менее здоровы, чем эквиваленты на основе глютена. Исследователями рассмотрены два подхода к снижению иммуногенности глютена пшеницы: первый основан на стратегиях пищевой промышленности, направленных на удаление глиадинов или всего глютена из съедобных продуктов; второй фокусируется на стратегиях разведения пшеницы для удаления иммуногенныхэпитопов из белков глютена, сохраняя при этом ее пищевые свойства.

Исследователями показано [8], что обработанные пищевые продукты являются основными факторами, способствующими потреблению натрия, тем самым предохраняя людей от риска связанных с неинфекционными заболеваниями. Однако исследователями также отмечается, что существует недостаточность данных о содержании натрия и калия в обработанных упакованных в Индии продуктах питания. При исследованиях наивысшее анализируемое среднее содержание натрия было обнаружено в супах, а содержание калия было самым высоким в чипсах. Более высокое отношение калия к натрию желательно для хорошего здоровья, однако исследователями было обнаружено, что только у 20% анализируемых продуктов есть данное соотношение. Поэтому необходимо учесть это и обеспечить благоприятное соотношение калия и натрия в продуктах питания.

Цель исследования [9] – разработать глобально обоснованный инструмент оценки химических рисков, который предоставляет пользователю рейтинг приоритетов, с точки зрения того, какие химические вещества важны для контроля в пищевом сырье. Взятые вместе, опасность и риск помещаются в матрицу, информируя о степени приоритизации каждой комбинации химической опасности и сырья. Предложенная модель предназначена для обеспечения надлежащей защиты здоровья потребителей, поскольку она рассматривает сценарий консервативного питания, а также различные источники воздействия загрязняющих веществ.

Отсутствие продовольственной безопасности представляет собой особенно серьезную и растущую проблему в северных и отдаленных общинах коренных народов [10]. Отсутствие продовольственной безопасности среди северных аборигенов является проблемой, которая требует неотложного внимания для решения и смягчения серьезных последствий для здоровья и благополучия. Результаты проведенного в 2007-2008 годах Международного исследования состояния инуитов в полярной области [11] свидетельствуют о том, что в Нунавуте зарегистрирован самый высокий уровень отсутствия продовольственной безопасности для любого коренного населения, проживающего в развитой стране. Согласно оценкам, проведенным в 2011 году [12], внекорпоративные домохозяйства аборигенов по всей Канаде испытывают продовольственную необеспеченность с величиной, превышающей вдвое, чем у всех домохозяйств Канады (27%). Недавние данные свидетельствуют о том, что канадские домохозяйства с детьми имеют более высокую распространенность отсутствия продовольственной безопасности, чем домашние хозяйства без детей, а предварительные данные свидетельствуют о том, что женщин в состоянии отсутствия продовольственной безопасности больше, чем мужчин.

Приоритеты политической ориентации стран должны формироваться самыми насущными проблемами. Изменение условий на сельскохозяйственных рынках выдвинули на первый план необходимость сосредоточиться на продовольственной безопасности. Голод и недоедание не являются новым явлением и уже давно являются одним из главных приоритетов международного сообщества. Тем не менее, конкретные проблемы продовольственной безопасности, возникающие в результате условий на международных рынках сельскохозяйственной продукции, стали предметом пристального внимания в результате резких всплесков цен, наблюдавшихся в последние годы [13]. Международное сообщество уделяет повышенное внимание вопросам, связанным с продовольственной безопасностью, и это справедливо, учитывая огромное значение смягчения страданий, вызванных отсутствием достаточного и надежного доступа к продовольствию.

Международная торговля и регулирующий режим, могут конструктивно повлиять на продовольственную безопасность развивающихся стран.

Отношение к продовольственной безопасности как первостепенному приоритету – это развитие сельского хозяйства в развивающихся странах. Укрепление сельскохозяйственного развития на устойчивой основе с уделением особого внимания мелким владельцам в наименее развитых странах, имеет двойную ценность для содействия сокращению масштабов нищеты (с ее основной распространенностью в сельских районах), в то же время способствуя росту мировых поставок продовольствия.

Действия по формированию общемировой системы продовольственной безопасности в краткосрочной перспективе [13] включают создание новых инструментов финансовой солидарности, устанавливающих взаимосвязь между поддержкой сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах и помощью развивающимся странам, которые нуждаются в укреплении продовольственной безопасности.

Важно, что в зарубежных странах для контроля за продовольственной безопасностью создаются специализированные структуры. Например, Финляндское Агентство безопасности продовольствия «Evira».

Рассматривая исследуемую проблему необходимо остановиться на подходах, реализуемых в решении проблем развития аграрного сектора и продовольственной безопасности Китая, исследования в этой сфере представлены во многих работах ученых [14, 15, 16] и др.

Например, в работе [17] отмечается, что к наиболее острым вызовам в сфере продовольственной безопасности для Китая относятся: сокращение сельскохозяйственных площадей, охваченных пахотными землями, происходящее изменение климата, имеющийся острый дефицит воды, а также происходящее увеличение импорта зерна. Для снижения зависимости страны от импорта продовольствия Правительство Китая принимает меры, оказывая государственную поддержку АПК, в число наиболее эффективных методов государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в Китае входит государственное инвестирование в эту отрасль.

Исследователи [17] отмечают, что, развивая АПК Китая, его правительство включило сельское хозяйство в перечень приоритетных отраслей для привлечения иностранных инвестиций. В названной выше работе отмечается, что проблемы трансформации жесткой налоговой политики по отношению к сельскохозяйственной отрасли рассматривается в Китае в качестве важнейшего фактора, необходимого для успешной трансформации аграрной промышленности Китая..

Исследования показывают, что проблемы продовольственной безопасности весьма остры и для ряда развитых зарубежных стран.

Например, как показали исследования [18], изучающие современное состояние сельского хозяйства Японии, тенденции, проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного сектора Японии, уровень самообеспеченности населения Японии продуктами питания в настоящее время не только самый низкий среди индустриально развитых стран, но и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению (приводятся данные о том, что современный уровень продовольственного самообеспечения Японии составляет всего 40%).

К сожалению, авторы названных выше исследований акцентируют внимание на самообеспечении Японии за счет собственного аграрного сектора, не учитывая возможности решения проблемы за счет международного разделения труда.

Исследованиям направлений развития политики Японии в области продовольственной безопасности также исследованы в работе [19], где также сделан вывод о том, что в настоящее время состояние продовольственной безопасности Японии характеризуется недостаточным снабжением населения продуктами питания, получаемых за счет собственных ресурсов.

Рассматривая проблему продовольственной безопасности, нельзя не остановиться и на безопасности использования продуктов быстрого приготовления, производство которых активно развито за рубежом и развивается в России.

Актуальны продукты быстрого приготовления для туристов, путешественников, командировочных, лиц, работающих вахтовым методом, и др. Свою роль при этом имеет и активная пропаганда продуктов быстрого питания и активное формирование сети организаций, где они продаются. Доходит до абсурда: с одной стороны рекламируются эти организации «перекус на бегу», с другой – рекламируются лекарства для устранения последствий таких «перекусов».

Продукты быстрого приготовления активно вошли в жизнь современных людей, больше – за рубежом, меньше – в России. Безусловно, что при этом сказался современный ритм жизнедеятельности, напряженный образ жизни, когда порой отсутствуют условия или попросту сокращается время для полноценных завтраков, обедов, ужинов, которые часто заменяют «перекусами», «деловыми обедами» и др.

Считая продукты быстрого питания инновационными и отмечая необходимым развитие этой отрасли питания, нельзя не остановиться на том, что, несмотря на активную рекламу этих продуктов, необходимо усиление внимания качеству и безопасности пищевых продуктов быстрого приготовления.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

О важности и остроте проблем продовольственной и пищевой безопасности в мире, в отдельных странах и их регионах свидетельствуют масштабные исследования различных аспектов этой сферы зарубежными учеными, а также внимание к ней правительств развитых и развивающихся стран, межправительственных и общественных организаций и структур, а также общественных организаций и СМИ.

В области создания необходимых условий, обеспечивающих требуемую безопасность пищевых продуктов, целесообразно использовать подходы ЕС, предусматривающие охват всей цепочки производства и потребления продуктов питания от начальной стадии (поле, ферма, подготовка, посев, посадка, хранение, транспортировка, переработка) до «стола» потребителя (отсюда можно сделать вывод о правильности подхода авторов работы, направленного на фомирование научно обоснованных сквозных процессов заготовки продовольственного сырья и его переработки на инновационные пищевые продукты.

В ЕС существует быстрая система раннего предупреждения RASF для защиты граждан от пищевых продуктов, которые противоречат правилам безопасности пищевых продуктов ЕС. Она предназначена для обнаружения продуктов, содержащих запрещенные вещества или слишком много так называемых » вещества с высоким риском, такие как остатки лекарственных препаратов животных или канцерогенны.

Важно, что некоторые страны ищут пути объединения своих систем продовольственной безопасности в единую, вначале такие попытки сделали Канада, Дания, Ирландия, Соединенное Королевство, затем также Германия, Нидерланды, Новая Зеландия. Действия по формированию общемировой системы продовольственной безопасности в краткосрочной перспективе включают создание новых инструментов финансовой солидарности, устанавливающих взаимосвязь между поддержкой сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах и помощью развивающимся странам, которые нуждаются в укреплении продовольственной безопасности.

Размещение пищевой промышленности в мире характеризуется тем, что менее развитые страны развивают традиционную пищевую промышленность; а развитые – начинают свертываться некоторые традиционные отрасли под воздействием перехода различных групп населения к здоровому образу жизни.

Представляет интерес опыт государственного регулирования аграрного сектора в США, согласно которому в США регулярно в периодически пересматриваются раз в 4-8 лет действующие сельскохозяйственные законы, они трансформируются и принимаются новые. Несмотря на приводимые факты успешного развития аграрного сектора в США, и в этой стране вопросы обеспечения продовольственной безопасности стоят на одном из важнейших мест в американской аграрной политике.

При решении проблем продовольственной безопасности необходимо учитывать данные зарубежных исследователей о том, что происходящие в мире глобальные тенденции (изменение климата, растущее и стареющее население, урбанизация и повышенное благосостояние) создают проблемы безопасности пищевых продуктов и предъявляют новые требования к производителям, маркетологам, розничным торговцам, причем некоторые достижения в области науки и техники в аграрной сфере могут смягчить одни проблемы, но и создать новые.

Несмотря на то, что проблемы безопасности пищевых продуктов существуют давно и миллионы людей в мире страдают от болезней пищевого происхождения зарубежные исследователи акцентируют внимание на недостаточном уровне знаний о методах обеспечения безопасности пищевых продуктов, их хранения, использования и др.

Исследователями установлено, отсутствие продовольственной безопасности представляет собой особенно серьезную и растущую проблему в северных и отдаленных общинах коренных народов. Отсутствие продовольственной безопасности среди северных аборигенов является проблемой, которая требует неотложного внимания для решения и смягчения серьезных последствий для здоровья и благополучия.

Страны, зависящие от импорта продовольствия (например, Япония), разрабатывают меры, такие как упреждающая покупка или аренда земли, накопление запасов продовольствия и поощрение вертикальной интеграции компаний в цепочку поставок продовольствия. Крупные страны-производители продовольствия стремятся использовать глобальный спрос на продовольствие для максимизации государственных доходов и в то же время в первую очередь обеспечить потребности своего населения. Эта тенденция усиления вмешательства со стороны правительства на глобальном продовольственном рынке привела к усилению меркантилистской и протекционистской политики, и таких мер как экспортные ограничения и торговые барьеры, которые имеют важные последствия для будущего международных торговых отношений.

Рассматривая проблему продовольственной безопасности, нельзя не остановиться и на безопасности использования продуктов быстрого приготовления, производство которых активно развито за рубежом и развивается в России. Актуальны продукты быстрого приготовления для туристов, путешественников, командировочных, лиц, работающих вахтовым методом, и др. Свою роль при этом имеет и активная пропаганда продуктов быстрого питания и активное формирование сети организаций, где они продаются. Считая продукты быстрого питания инновационными и отмечая необходимым развитие этой отрасли питания, нельзя не остановиться на том, что, несмотря на активную рекламу этих продуктов, необходимо усиление внимания качеству и безопасности пищевых продуктов быстрого приготовления.

Необходимо обратить внимание на активные исследования зарубежных компаний в области создания инновационных продуктов, конкурентоспособность которых подтверждается зарубежными патентами, что необходимо учитывать отечественным компаниям – поставщикам таких продуктов на отечественный и зарубежный рынок. Приведем некоторые примеры разработки новых технологических и технических решений в области одной из важнейших операций производства пищевой продукии – операции гидротермической обработки и обезвоживания (в их числе значительное место занимают продукты быстрого приготовления).

Анализ проблем и направлений исследований в области продовольственной безопасности за рубежом позволил сформулировать выводы:
– Исследованию проблем и направлений исследований в области продовольственной безопасности за рубежом уделяется серьезнейшее внимание на уровне отдельных стран, на уровне межправительственных соглашений, на уровне международных и отечественных общественных организации, на уровне многочисленных СМИ.
– В известных источниках, посвященных пищевой промышленности в рамках изучения сложившейся географии мирового хозяйства отмечается важный факт о том, что особенность усиления движения и тенденциям к переходу различных групп населения к здоровому образу жизни, приводя к сокращению традиционных аграрных отраслей: виноделия, производства табачных изделий, сахара).
– Во многих работах отмечается, что в высокоразвитых странах мира факторы сокращения традиционных пищевых производств, особенно в отраслях, порой «вредящих» здоровью, в то же время сопровождается наращиванием выпуска пищевой продукции в отраслях, позволяющих освободить женщин от так называемого «кухонного труда», и происходит, так называемая, «индустриализация кухни», при которой население переходит от традиционного питания к полуфабрикатам и продуктам питания быстрого приготовления.
– Растущая озабоченность по поводу предложения продовольствия и меняющегося международного контекста побудила правительства играть все более активную роль в разработке стратегий продовольственной безопасности. Страны, зависящие от импорта, разрабатывают инструменты политики, направленные на получение доступа к продовольствию, такие как упреждающая покупка или аренда земли, накопление запасов продовольствия и поощрение вертикальной интеграции компаний в цепочку поставок продовольствия. Крупные страны-производители продовольствия стремятся использовать глобальный спрос на продовольствие для максимизации государственных доходов и в то же время в первую очередь обеспечить потребности своего населения. Эта тенденция усиления вмешательства со стороны правительства на глобальном продовольственном рынке привела к усилению меркантилистской и протекционистской политики, и таких мер как экспортные ограничения и торговые барьеры, которые имеют важные последствия для будущего международных торговых отношений. В результате конкуренции между правительствами, а не между частными компаниями, вероятно, снизится международная стабильность и способность решать в будущем проблемы продовольственной необеспеченности.
– Стратегия работы на сформированных рынках пищевых продуктов, снижение торговых барьеров и минимизация вызванных политикой перекосов, а также исключение неконкурентного поведения частных операторов, могут способствовать улучшению продовольственной безопасности и развитию сельского хозяйства. Функционирование международных рынков помогает обеспечить доступность продуктов по самым низким возможным ценам и указывает на наиболее эффективное использование преимуществ в сельском хозяйстве каждой страны. Здесь политика правительства играет важную роль, а рынки и торговля могут выполнять свои решающие роли только в том случае, если каркас системы устроен оптимальным образом и в случае необходимости обеспечит общество благами.
– Рассматривая проблему продовольственной безопасности за рубежом и реализуемые пуи ее решения, необходимо учесть существенное внимание зарубежных предприятий, ученых, изобретателей наращиванию ассортимента и объемов производства функциональных продуктов. Об актуальности проблемы свидетельствуют многочисленные зарубежные патенты. То есть зарубежные тенденции совпадают с задачами, реашаемыми в настоящем проекте и направленными на обеспечения различных групп населения качественными и доступными функциональными продуктами.


Список литературы

  1. Blaauboer B., Boobis A., Bradford B., Cockburn A., Constable A., Daneshian M., Edwards G., Garthoff J., Jeffery B., Krul C., Schuermans J. Considering new methodologies in strategies for safety assessment of foods and food ingredients // Food and Chemical Toxicology Considering new methodologies in strategies for safety assessment of foods and food ingredients. – 2016. – V. – Pр. 19-35.
  2. Шагайда Н. И., Узун В.Я. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М.: Издательский дом .Дело. РАНХиГС, 2015. – 110 с.
  3. Магомедов К. З. Обеспечение продовольственной безопасности страны–важнейшее условие ее независимости (опыт США, аналитический обзор) // Горное сельское хозяйство. – 2015. – № 4. – С. 35-38.
  4. Продовольственная безопасность: опыт семи стран, объединивших свои системы продовольственной безопасности // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. – 2010. – № 9. – С. 46-98.
  5. Neacsu M., Vaughan N., Raikos V., Multari S., Duncan G., Duthie G., Russel W. Phytochemical profile of commercially available food plant powders: their potential role in healthier food reformulations // Food Chemistry. – 2015. – V. 179. – Pр. 159-169.
  6. Moreb N., Priyadarshini A. Jaiswal Knowledge of food safety and food handling practices amongst food handlers in the Republic of Ireland // Food Control. – 2017. – V. 80. – Pр. 341-349.
  7. Jouanin A., Gilissen L., Boyd L., Cockram J. Leigh F., Wallington E., I. Broeck, Schaart J., Visser R., Smulders M. Food processing and breeding strategies for coeliac-safe and healthy wheat products // Food Research International. – 2017. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0963996917301862
  8. Singh M., Chandorkar S. Is sodium and potassium content of commonly consumed processed packaged foods a cause of concern? // Food Chemistry. – 2017. – V. 238. – Pр. 117-124.
  9. Stroheker T., Scholz G., Mazzatorta P. A new global scientific tool for the assessment and prioritization of chemical hazards in food raw materials // Food Control. – 2017. – V. 79. – Pр. 218-226.
  10. Aboriginal food security in northern Canada: an assessment of the state of knowledge // Expert Panel on the State of Knowledge of Food Security in Northern Canada. – Council of Canadian Academies Printed in Ottawa, Canada. 2014. – 25 p.
  11. Food security in Nunavut, Canada: Barriers and recommendations. International Journal of Circumpolar Health. № 65(5). – Р. 416-431.
  12. Egeland, G., Williamson-Bathory, L., Johnson-Down, L., & Sobol, I. IPY Inuit Health Survey speaks to need to address inadequate housing, food insecurity and nutrition transition. International Journal of Circumpolar Health. – 2011. – № 70(5). – Pр. 444-446.
  13. Tangermann S. Agriculture and Food Security: New Challenges and Options for International Policy. E15 Expert Group on Agriculture, Trade and Food Security – Policy Options Paper. E15Initiative. Geneva: International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and World Economic Forum. 2016. – 32 p.
  14. Белоглазов Г. П. Продовольственная безопасность Китая и ее российский вектор // Россия и АТР. – 2007. – № 3. – С. 75-83.
  15. Кранина Е. И. Роль аквакультуры в обеспечении продовольственной безопасности Китая // Проблемы Дальнего Востока. – 2010. – № 2. – С. 78-88.
  16. Бони Л. Д. Реформа структуры предложения сельхозпродукции и проблема продовольственной безопасности Китая // Проблемы Дальнего Востока. – 2016. – № 6. – С. 94-107.
  17. Кравченко А. А., Сергеева О. О. Политика Китая в области обеспечения продовольственной безопасности: модернизация аграрной сферы // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. – 2014. – № 3-4 (32). – С. 57-65.
  18. Бадуев Б. В. Продовольственная безопасность и проблемы сельскохозяйственного сектора Японии // Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – № 1. – С. 74-81.
  19. Кравченко А. А. Основные направления политики Японии в области обеспечения продовольственной безопасности // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. – 2013. – № 2. – С. 55-66.