УДК 37

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№18,

Педагогические науки

Лушкина Евгения Александровна


Научный руководитель: Мальчевская М.Л., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ЯЗЫКОВОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ; КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ; МОНОЛОГ; МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; LANGUAGE AND SPEECH DEVELOPMENT; COMMUNICATIVE ORIENTATION; MONOLOGUE; MONOLOGUE SPEECH; JUNIOR SCHOOLBOY.


Аннотация: В статье предприняты попытки актуализировать проблему развития монологической речи учащихся начальной школы на основе анализа комплексного исследования уровня развития монологической речи.

Проблема языкового образования и речевого развитие младших школьников одна из острейших проблем, стоящих перед современной начальной школой. Связано это с тем, что именно речевое развитие лежит в основе успешности обучения по всем другим школьным дисциплинам, но самое главное — это успех в социуме, так как языковые и речевые навыки обеспечивают ребенку необходимый опыт речевого поведения, закладывают основы языковой и речевой культуры, на основе которой и стоится социальное позитивное общение. В связи с этим именно этому направлению уделяется особое значение, что отражается и в требованиях Федеральных государственных стандартах. При этом говорится о задаче научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, что подразумевает формирование, прежде всего, монологической речи.

Понятие «монолог» в лингвистике трактуется по-разному. Так В.В. Виноградов говорит о монологе, как организованном виде речи, представляющим «собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории» [1]. В работах методиста М.Р. Львова под монологом понимается «словесное воспроизведение знаний», которое «требует всякий раз словесной импровизации, форма и объем которой меняются в значительных пределах в зависимости от ситуативных условий» [2, с.345]. Оба эти определения говорят о том, что построение монолога требует от человека выполнение определенной деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что под монологом всегда понимается деятельность определенным образом организованная и строящаяся на умении программировать сообщение. В ситуации общения (не зависимо от ее протекания в устной или письменной форме) монолог всегда представляется в виде непринужденного рассказа, обращенного к собеседнику. Именно составлению таких рассказов и необходимо научить ребенка. По мнению В.П. Глухова, «при обучении монологу текст должен выступать как самостоятельная единица языка и речи, так как он является систематизированным образцом функционирования языка. Фактором успешного овладения языком следует считать сформированность умений анализа текста и логического построения высказывания. Текст необходимо рассматривать как продукт речемыслительной деятельности, на уровне текста возможна деятельность таких психических процессов, как восприятие, мышление, память» [4, с.65].

Однако, не для кого не секрет, что именно монологическая речь является наиболее трудным видом речевой деятельности ребенка в начальной школе. Следует отметить, что по своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая. Она базируется на глубокой познавательной и, прежде всего, мыслительной деятельности ребенка. Однако в силу возрастных психологических особенностей, и, прежде всего, недостаточно развитого уровня логического мышления, которое и лежит в основе монолога, работа по развитию монологической речи в начальной школе вызывает у педагогов особые трудности.

Кроме того, развитие монологической речи предполагает и формирование таких умений у детей, как умений использовать языковые средства с учетом коммуникативной ситуации в общении, что также затруднено у детей в младшем школьном возрасте.

Еще одна проблема, связанная с развитием монологической речи, основана на том, что монолог возможен лишь тогда, когда у ребенка достаточно развиты такие функции речи, как регулирующая и планирующая функции, а также достигнут определенный уровень развития активного словарного запаса и грамматического строя речи. Все это говорит о необходимости построения работы по развитию монологической речи, опираясь не только на задачи обучения собственно монологу, но и на задачи, связанные с общим языковым и интеллектуальным развитием ребенка начальной школы. При этом вся работа стоится с опорой на уже имеющийся у ученика речевой опыт. Так, Т.В. Ахутина, Л.А. Долгова отмечают, что «монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Этим формам коммуникации, которые постоянно взаимодействуют, необходимо обучать взаимосвязано (навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом)» [3, с. 3].

Т.П. Медведева указывает на то, что «в младшем школьном возрасте развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов» [8, с.119]. Именно поэтому при работе над монологической речью младших школьников необходимо осуществлять не только языковое и речевое развитие обучающихся, но и обращать внимание на развитие психических процессов. При этом работа должна стоиться с учетом диагностики. Все это и побудило нас к проведению исследования, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа № 1». В исследовании приняли участие 40 учеников четвертых классов.

Для диагностики уровня сформированности монологической речи у младших школьников, нами были использованы следующие методики «Вербальная фантазия» Р.С. Немова, диагностика развития связной монологической речи у учащихся начальных классов Л. П. Уфимцевой, а также анализ творческих работ детей (изложение).

Проанализировав результаты первой методики, которая была направлена на выявление творческого воображения, можно сделать вывод, что большинство детей демонстрируют средний уровень сформированности речевого (творческого воображения) — 54%. При этом лишь у 14% четвероклассников выявлен высокий уровень, а очень высокий уровень не выявлен вообще. При этом 32% испытуемых показали низкий уровень сформированности речевого (творческого) воображения.

Анализ пересказов детей, который проводился по методике Л.П. Уфимцевой, показал, что у большинства младших школьников средний и низкий уровень развития устной монологической речи. Эти же данные были получены и при анализе изложений детей.

В целом, высокий уровень развития связной письменной речи имеют лишь 12% четвероклассников, а половина учеников демонстрируют низкий уровень развития связной монологической речи. При этом следует отметить и основные недостатки, которые были выявлены нами в ходе исследования. Прежде всего в работах младших школьников наиболее частыми ошибками при построении связного письменного высказывания было искажение логики и последовательности высказывания. Причем в устных пересказах таких ошибок было меньше, но при этом достаточно часто наблюдалось перескакивание с одного события на другое.

Еще одной особенностью при построении собственных высказываний у испытуемых, особенно в устных, стала фрагментарность в рассказах. Наблюдалось и отвлечение от основной темы. Однако наиболее типичными в работах детей является бедность и шаблонность лексического и грамматического строя речи, а также неоправданные лексические повторы.

Таким образом, проведенное нами исследование уровня развития монологической речи у младших школьников, позволяет сделать вывод, что несмотря на актуальность проблемы, в практике работы она остается далеко не решенной. Все это говорит о необходимости дальнейшей разработке данного вопроса и поиске наиболее эффективных технологий решения проблемы.


Список литературы

  1. Виноградов В.В. Теория художественной речи. – М.: 2003. – 180с.
  2. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. – М.: Просвещение, 2015. – 421 с.
  3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина .– М.: Эдиториал УРСС, 2012. – 220 с.
  4. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для педвузов /В.П.Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 351 с.
  5. Долгова, Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы / Л.А. Долгова М., 2016.– 326 с.
  6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2018. – №2. – С. 28.
  7. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 2005. — 176с.
  8. Медведева Т.П. Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 65–73.
  9. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.