УДК 629

МЕСТО ТРАНСПОРТА В СИСТЕМАХ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ

№18,

Технические науки

Васильев Алексей Сергеевич (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ; ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА; СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТРАНСПОРТ; AGRICULTURE; TIMBER PRODUCTION; THROUGH TECHNOLOGY; TRANSPORTATION.


Аннотация: Показана роль транспорта в развитии систем сквозных технологий лесопромышленных производств и агропромышленных комплексов.

Транспортно-переместительные операции играют важнейшую роль при сквозных технологиях как лесопромышленных производств [1 – 3], так и агропромышленных комплексов [4 – 6].

Исследованию вопросов организации использования транспорта в лесопромышленных предприятиях посвящены работы В.И. Алябьева, Д.Н. Афоничева, О.Н. Бурмистровой, А.В. Воронина, Ю.Ю. Герасимова, И.В. Григорьева, Н.С. Еремеева, Б.А. Ильина, А.С. Кузнецова, В.К. Курьянова, Э.О. Салминена, В.И. Скрыпника, А.В. Скрыпникова, А.П. Соколова, С.И. Сушкова, В.С. Сюнева, И.Р. Шегельмана, Л.В. Щеголевой и др.

Исследованию вопросов организации использования транспорта в сельскохозяйственных предприятиях посвящены работы Андреева П.А., Алферьева В.П., Верзилина А.Б., Власова Н.С., Голубева А.В., Голубевой И.В., Дзоценидзе Т.Д., Дорофеевой В.А., Драгайцева В.И., Измайлов А.Ю. и Евтюшенков Е.Н., Конкина Ю.А., Кормакова Л.Ф., Косачева Г.Г., Кочанова М.А., Рассказова М.Я., Успенский И.А., Юхин И.А., Рябчиков Д.С., Попов А.С., Жуков К.А., Хусаинова Ю.М., Чебисов А.А., Шабалкин А.В., Швыдько В.М. и др.

В Петрозаводском государственном университете вопросы транспорта изучаются в рамках активно развиваемых исследований в области формирования сквозных технологий промышленных производств. Эти исследования ранее были преимущественно сосредоточены в области лесопромышленных производств [7 – 8], транспортировки и хранения отработавшего ядерного топлива [9], запорной арматуры для АЭС, ТЭС и для магистрального трубопроводного транспорта [10]. В последние годы эти исследования развиваются в привязке к сквозным процессам агропромышленного комплекса, а именно сквозных процессов заготовки – транспортировки сельскохозяйственного сырья с производством из него функциональных пищевых продуктов, формируемых при участии карельской компании ООО «Торговый дом «Ярмарка» [11].

Выполненный анализ поиск научно-технической информации показал, что многие известные разработки в рассмотренной сфере носят эволюционный характер и свидетельствуют о достаточном уровне решения проблемы транспортировки древесины от лесных участков и сельскохозяйственного сырья от полей к стационарным объектам для перегрузки или переработки тракторами и автомобилями. Большинство таких решений в сельском хозяйстве относится к дополнительно-устанавливаемым вспомогательным устройствам колесных тракторов и правлений на увеличение проходимости, устойчивости к опрокидыванию, снижение буксования и повышение безопасности эксплуатации трактора. К числу решений эволюционного уровня можно отнести конструкции догружателя управляемого моста колесного трактора типа «МТЗ», конструкции для корректировки и регулировки сцепного веса колесного трактора полурамного типа, корректор качельного типа колесного трактора с изменяемой точкой передачи весовой нагрузки, ограничитель вертикального перемещения управляемого моста колесного трактора.

Большинство выявленных технологических и технических решений направлено на совершенствование лесных и сельскохозяйственных тракторов, небольшое количество – на совершенствование автомобильных перевозок и ограниченное – на совершенствование железнодорожных перевозок древесного и сельскохозяйственного сырья.

Считаем необходимым обратить внимание на вопросы повышения гибкости сквозных технологий промышленных производств [12], вопросы производства щебня для строительства постоянно действующих лесовозных дорог [13], вопросы повышения проходимости транспортных систем [14].

Необходимо отметить на серьезное внимание, уделяемое специалистами вопросам оперативной транспортировки сельскохозяйственного сырья, в частности семян, от полей к стационарным объектам в контейнерах от полей до стационарных пунктов с исключением при этом безвозвратных потерь сырья, например, путем вентиляции семян в контейнерах. В лесной промышленности решается аналогичная задача путем использования экономико-математических методов для оптимизации вывозки древесины от лесных участков к территориально распределенным потребителям древесной биомассы.

Таким образом транспортно-переместительные операции играют важнейшую роль при сквозных технологиях лесопромышленных производств и агропромышленных комплексов.


Список литературы

  1. Бурмистрова О.Н., Сушков С.И., Пильник Ю.Н. Оптимизация параметров транспортных процессов на предприятиях лесопромышленного комплекса // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-2. – С. 237-241.
  2. Сушков С.И., Бурмистрова О.Н., Пильник Ю.Н. Принципы решения задач управления в многоуровневых транспортно-производственных системах лесного комплекса // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-2. – С. 317-321.
  3. Шегельман И. Р., Щеголева Л. В., Лукашевич В. М. Обоснование периода эксплуатации зимних лесовозных дорог // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. – 2007. – № 2. – С. 54-57.
  4. Загарин Д.А., Шкель А.С., Козловская М.А., Дзоценидзе Т.Д. Некоторые аспекты создания специализированного транспорта сельскохозяйственного назначения // Технология колесных и гусеничных машин. – 2015. – № 6 (22). – С. 6-12.
  5. Верзилин В.А. Организация использования транспорта в сельском хозяйстве (Теория и практика): Дисс. … докт. экон. наук: 08.00.05. – Воронеж, 2003. – 321 c.
  6. Успенский И.А., Юхин И.А., Рябчиков Д.С., Попов А.С., Жуков К.А. Тенденции перспективного развития сельскохозяйственного транспорта // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 101. – С. 2060-2075.
  7. Одлис Д. Б., Шегельман И. Р. Анализ состояния лесного машиностроения в дореформенной экономике Карелии и выбор перспективных направлений его развития // Микроэкономика. – 2012. – № 1. – С. 73-75.
  8. Шегельман И. Р. Формирование сквозных технологий лесопромышленных производств: научные и практические аспекты // Глобальный научный потенциал. – 2013. – № 8 (29). – С. 119-122.
  9. Васильев А. С., Шегельман И. Р., Романов А. В. Создание ресурсосберегающего производства экологически безопасного транспортно-упаковочного комплекта для перевозки и хранения отработавшего ядерного топлива // Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 1 (7). – С. 58-61.
  10. Васильев А. С., Шегельман И. Р., Щукин П. О. Некоторые особенности технических решений на конструкции клиновых задвижек для магистральных трубопроводов предприятий атомной, тепловой энергетики, нефтегазовой промышленности // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 3 (26). – С. 45.
  11. The Analysis of Experience of Advanced Countries in Solving Food Security Problems / I.R. Shegelman, A.S. Vasiliev, P.O. Shchukin // Astra Salvensis. – 2018. – Т 6. – Рр. 899-907.
  12. Васильев А.С., Шегельман И.Р., Шадрин А.А. К вопросу повышения гибкости сквозных технологий лесопромышленных производств // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – № 12 (30). – С. 55-57.
  13. Васильев А.С., Шегельман И.Р., Щукин П.О. Патентный поиск в области оборудования для дезинтеграции горных пород // Наука и бизнес: пути развития. – 2015. – № 2 (44). – С. 30-32.
  14. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Васильев А.С. Обоснование технических решений по созданию высокопроходимого лесовозного автопоезда // Транспортное дело России. – 2011. – № 7. – С. 64-66.