УДК 159.99

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИЗ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ

№18,

Психологические науки

Балобина Екатерина Евгеньевна


Ключевые слова: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ; ТРЕВОЖНОСТЬ; НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ; ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА; СЕЛЬСКАЯ И ГОРОДСКАЯ МЕСТНОСТЬ; УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ; MENTAL STATES; ANXIETY; NEUROPSYCHOLOGICAL STABILITY; MENTAL STATES OF FIRST-YEAR STUDENTS; RURAL AND URBAN AREAS; CONDITIONS OF ADAPTATION TO LEARNING.


Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного исследования психических состояний студентов первого курса из сельской и городской местности. Результаты исследования показали, что у студентов первого курса из сельской местности преобладает личностная тревожность, у студентов первого курса из городской местности ниже нервно-психическая устойчивость по сравнению со студентами-ровесниками из села, которые получают большую закалку в детском и юношеском возрасте. Полученные сравнительные данные позволяют расширить понимание психических состояний у студентов в условиях адаптации к обучению в высших учебных заведениях.

В настоящее время возрастает количество студентов-первокурсников, которые отличаются спектром негативных эмоциональных переживаний, таких как: эмоциональной напряженность, нервно-психической неустойчивость, тревожное состояние и другие, что сопровождается снижением социально-психологической адаптации. Зачастую это обусловлено сменой социокультурной среды, новизной студенческого статуса, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, не стабильным режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы, что отрицательно влияет на гармоничное личностное развитие и психическое здоровье студентов.

Психические состояния, переживаемые студентами первого курса, участвуют в формировании стержневых, устойчивых свойств личности, волевых качеств характера, умения использовать способности в меру своих сил, а также в выработке отношения к учёбе и к другим людям [1]. Через данные состояния студент отражает своё отношение к реальным явлениям действительности. Отражение как процесс и результат взаимодействия людей друг с другом, по большей части может происходить в виде определенных переживаний, либо чувств. Основа, которых являются не непосредственные внешние воздействия и влияния, а их совокупное обобщение во внутреннем мире личности.

Понимание и ощущение студентами своих психических состояний, а также умение отслеживать и регулировать их, позволяет студентам улучшить эффективность учебной деятельности, во избежание множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, попытаться смягчить влияние психических состояний и разрешить их для себя с наименьшими потерями.

Психика студентов-первокурсников весьма подвижна и динамична, поэтому проблема психических состояний студентов первого курса из сельской и городской местности является важной, в виду того, что современная молодежь представляет собой группу риска в настоящее время.

Исследования в этом направлении проводились Н.Д. Левитовым [5], Ю.Е. Сосновиковой [1], А.О. Прохоровым [1], Н.Ф. Курилко [4], Д.С. Метелкина, Ю.И. Родин [7], М.Э. Махмудовой и Т.В. Пфау [6] и другими учеными.

Так в исследовании Н.Д. Левитова было установлено, что на психическое состояние человека влияет его физическое состояние и внешняя обстановка. В тоже время психические состояния зависят и от индивидуальных особенностей человека и от предшествующих психических состояний [1].

Ю.Е. Сосновикова выявила, что психическое состояние отражает своеобразие субъективных и объективных условий, создавшихся для человека на данный период времени. Психические состояния человека представляют непосредственное отражение конкретной ситуации внешней среды, они всегда ситуативны, как бы не были сложны их структура и причина, их вызвавшие [1].

В своей работе А.О. Прохоров градуирует состояния по энергетической шкале, а именно как: состояние повышенной активности (тревога, восторг), состояние оптимальной психической активности (спокойствие, заинтересованность) и состояние пониженной психической активности (рассеянность, утомление, грусть) [1].

Исследование Курилко Н.Ф. было посвящено изучению зависимости между психическим состоянием и физической подготовленностью студентов и показало, что результаты тестовых упражнений свидетельствуют о зависимости между психическими состояниями и физической подготовленностью. А также что понимание своих психических состояний и умение регулировать их позволяет студентам повысить эффективность учебной деятельности, во избежание множества стрессогенных ситуаций или смягчить их воздействие и разрешить их с наименьшими потерями для себя. С другой стороны, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить студентами, их учебной деятельностью [4].

Так в исследовании состояния физического и психического здоровья студентов первого курса педагогического вуза, Метелкиной Д.С., Родина Ю.И было установлено, что высокий и низкий уровень ситуативной и личностной тревожности был зафиксирован у 1/3 испытуемых. И у каждого десятого обследуемого наблюдалось неблагоприятное самочувствие, снижение активности и ухудшение настроения [7].

В исследовании нервно-психической устойчивости сотрудников МЧС с различным стажем работы, М.Э. Махмудовой и Т.В. Пфау было установлено, что независимо от стажа работы сотрудники МЧС имеют благоприятный прогноз по нервно-психической устойчивости. Это означает, что у данных сотрудников нервно-психические срывы маловероятны, они устойчивы к действию стресс-факторов. Изучение личностной и ситуативной тревожности показало, что независимо от стажа работы сотрудников МЧС, у них преобладает умеренные показатели уровня личностной тревожности. Это говорит об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, различать их и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [6].

Основная цель нашего исследования состояла в изучении психических состояний у студентов первого курса из сельской и городской местности. Были использованы следующие методы исследования: «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор в адаптации Т. А. Немчинова (1966)) [9], «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергер в адаптации Ю. Л. Ханина (1966-1973)) [3], методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (1985) [8]; методы математической статистики: пакет программ Statistica 10.0: U-критерий Манна-Уитни. В нашем исследовании принимали участие две группы по 30 человек в каждой. В первую группу вошли студенты первого курса из сельской местности, во вторую-студенты первого курса из городской местности. Испытуемые обеих групп обучаются на бюджетной основе в высших учебных заведениях таких как: Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова, Сибирский Федеральный Университет, и Кемеровский Государственный Университет. Группы уравнены между собой по полу и возрасту. Средний возраст испытуемых составил 17,6 лет.

Результаты нашего сравнительного исследования мы представили в виде таблицы.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика показателей психических состояний у студентов первого курса из сельской и городской местности (средние значения).

Группа

испытуемых

Показатели психических состояний студентов первого курса из сельской и городской местности
Личностная тревога Ситуативная тревожность Личностная тревожность Нервно-психическая устойчивость (НПУ)
Студенты первого курса

из сельской местности

19,50 26,26 48,26 18,93
Студенты первого курса из городской местности 15,76** 23,36 40,96** 23,76**

Примечание: *- значимые различия на уровне (0,05); **- значимые различия на уровне (0,01).

Сравнительный анализ показателей личностной тревоги у двух групп показал, что студенты первого курса из сельской местности чаще испытывают средний уровень тревоги (19,50), который характеризуется отсутствием спокойствия и склонностью воспринимать угрозу в свой адрес. Скорее всего, эта тревога необходима им для мобилизации потенциальных возможностей в период адаптации к обучению в новых для себя условиях. В то время как у студентов первого курса из городской местности этот показатель ниже (15,76). Студентам, проживающим в городе проще входить в новую учебную среду, поскольку у них не изменяется макросоциальное окружение. Они находятся в окружении родительской семьи, где не происходит значимого ролевого перераспределения функций жизнеобеспечения. Различия статистически значимы (Uэмп.=309,5**; р≤0,01).

Сравнивая показатель ситуативной тревожности студентов первого курса из сельской (26,26) и городской местности (23,36) можно отметить статистически не значимые различия. Можно сказать, что для студентов из сельской и городской местности свойственны низкое проявление напряжения, отсутствие озабоченности, беспокойства и нервозности в проблемных ситуациях (Uэмп.=400,5; р≤0,05).

Показатель личностной тревожности студентов первого курса из городской местности (40,96) связан со средней склонностью к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточного основания и в среднем имеет оптимальный характер. Напротив, для студентов первого курса из сельской местности, имеющих высокий балл (48,26), характерны тенденции оценки событий, объективно не опасных, в качестве угрожающих, с последующими отрицательно окрашенными переживаниями. Это связано с изменением сферы общения, новыми социальными ролями и условиями проживания в общежитии вдали от родителей (Uэмп.=285,5**; р≤0,01).

Так же мы выявили статистически-значимые данные по показателю нервно-психической устойчивости. У студентов первого курса из городской местности чаще встречается низкое значение нервно-психической устойчивости (23,76), для них характерно изменение ритма жизни, связанное с поступлением в вуз, тяжелые и непривычные для психики условия, которые требуют перестройки всей адаптационной системы организма. В то время как у студентов-ровесников из села среднее значение (18,93) по данному показателю, что говорит о более привычных физических и психических нагрузках для организма в целом (Uэмп.=267**; р≤0,01).

Выводы:

  1. Студенты первого курса из сельской местности по сравнению со студентами из города более спокойно относятся к не обоснованным сложившимся обстоятельствам, влекущим за собой легкое беспокойство в различных жизненных ситуациях.
  2. Для студентов первого курса из сельской местности отсутствие ситуативной тревожности компенсируется высокой мобилизующей тревогой и личностной тревожностью по сравнению с их городскими сверстниками.
  3. Студенты первого курса из сельской местности не склонны смещать акцент с внешней требовательности и высокой значимости в постановке задач на осмысление их деятельности. Студенты воспринимают угрозу в обширном диапазоне ситуаций и реагируют выраженным состоянием тревожности, что не характерно для студентов-первокурсников из города, они более спокойно воспринимают и переживают события, это позволяет мобилизовать силы студентов и действовать более эффективно.
  4. У студентов первого курса из городской местности выявлена нервно-психическая неустойчивость в стрессе, что не характерно для студентов-первокурсников из села, они больше подготовлены к жизни в физическом плане, что повышает их устойчивость к различным стрессовым ситуациям.

Список литературы

  1. Герасимова И.В. Психические состояния как общепсихологическая проблема: хрестоматия. — Владивосток: ДВГМА, 2001. — 104 с.
  2. Дмитриева Н.Ю. Общая психология: конспект лекций. — М.: Эскимо, 2007. — 128 с.
  3. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эскимо, 2007. — 416 с.
  4. Курилко Н.Ф. Зависимость между психическим состоянием и физической подготовленностью студентов / Н.Ф. Курилко // Слобожанський науково-спортивний вicник. — 2013. — №2 (35). — 169-172 с.
  5. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека: монография. — М.: Наука, 2015. — 344 с.
  6. Махмудовой М.Э., Пфау Т.В. Нервно-психическая устойчивость сотрудников МЧС с различным стажем работы / М.Э. Махмудовой, Т.В. Пфау // Наука. Мысль. — 2016. — №10. — 66-69 с.
  7. Метелкина Д.С. Состояние физического и психологического здоровья студентов педагогического вуза / Д.С. Метелкина, Ю.И. Родин // Мир педагогики и психологии. — 2016. — №1. — 159-166 с.
  8. Прохорова А.О. Практикум по психологии состояний: учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 480 с.
  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001. — 672 с.