УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

№18,

Психологические науки

Пфау Татьяна Вильевна (Кандидат психологических наук)
Рыбинцева Ирина Викторовна


Ключевые слова: ТРЕВОЖНОСТЬ; ТРЕВОЖНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ; ANXIETY; ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN; FAMILY SITUATION.


Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия семейных отношений младшими школьниками с разным уровнем тревожности. С этой целью проведен сравнительный анализ. Было обнаружено, что дети с высоким уровнем тревожности более чувствительны к семейной ситуации, воспринимают семейные отношения как неблагоприятные, в отличие от детей с низким и средним уровнем тревожности.

В последнее время в России наблюдается ухудшение психологического климата в семье, которые являются причинами роста отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло [1].

Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л.С. Выготским [3], М.И. Лисиной [7], Л.И. Божович [2] и продолжены в различных контекстах другими исследователями (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова [10]).

Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв [6] , А.И. Захаров [5], И.В. Гребенников[4]).

Вопрос о фактах возникновения тревожности остается свободным [8]. Однако многие авторы в качестве одного из факторов повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение отношений в семье. Так, например, в одной из многочисленных исследований на эту тему были изучены особенности влияния родительского отношения к дочери старшего дошкольного возраста, которые показали, что отцы имеют больше положительных представлений о ребенке. Именно с дочерью отцы связывают свое будущее и смысл своей жизни. Это свидетельствует о том, что родные отцы воспринимают своего ребенка как часть себя, как продолжение себя, ощущают себя единым целым с ребенком [9].

Основной целью нашего исследования было изучение особенностей восприятия семейных отношений младшими школьниками с разным уровнем тревожности. Методы исследования: тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [12], проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман), проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля [11]. Методы математической статистики — однофакторный дисперсионный анализ.

В исследовании принимала участие группа детей младшего школьного возраста в количестве 60 человек, среди них 32 мальчика и 28 девочек. Это учащиеся 3-их классов МБОУ «Краснотуранской начальной школы имени В.К. Фуги». Средний возраст детей составил 9, 5 лет. Все дети не единственные дети в семье. Мы проанализировали биографические данные детей, подробно расспросили учителей начальных классов, работающих с данными детьми при формировании выборки исследования.

Результаты исследования показали, что среди детей преобладает средний уровень тревожности- 52% от общего количества детей. От общего количества мальчиков- 53%, от девочек- 50%.

Низкий уровень тревожности имеют 28% детей. От общего количества мальчиков – 25%, от общего числа девочек- 32%.

Высокий уровень тревожности имеют 20% детей. От общего количества мальчиков это составляет 22%, от девочек 18%.

Уровень тревожности детей младшего школьного возраста никак не связан с полом ребенка, так как в выделенных группах детей практически поровну представлены, как девочки, так и мальчики.

Результаты исследования мы представили в виде таблицы.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия детьми младшего школьного возраста детско-родительских отношений в зависимости от уровня тревожности с использованием методики «Кинестетический рисунок семьи» (средние значения).

Симптомокомплекс Уровень тревожности U эмп. Уровень значимости
Низкий Средний Высокий
1.Тревожность.

0.2

 

0.2

 

0.4

 

4.5** 1,2 -3

p≤0.01

2.Чувство неполноценности в семейной ситуации. 0.4

0.6

 

1.4

 

2.3**

1,2 -3

p≤0.01

3.Враждебность в семейной ситуации.

0.1

 

0.2

 

0.6

 

4.5**

 

1,2 -3

p≤0.01

Анализ рисунков детей показал, что симпотомокомплекс тревожность характерен для всех детей младшего школьного возраста, но в разной степени. В рисунках тревожность проявлялась в штриховке, некоторые рисовали пол, использовали линии с сильным нажимом. Несколько детей в процессе рисования спрашивали, всё ли правильно они рисуют. Наиболее отчетливо это проявлялось у детей с высоким уровнем тревожности. Наличие многочисленных самоисправлений, являлось наиболее распространённым признаком. Особенно показательным являлось наличие бессмысленных исправлений (которые не давали реального улучшения результатов). Дети, которые имели высокий уровень тревожности, начинали свой рисунок со слов: «Я плохо рисую», «Я не умею рисовать», «У меня всегда все выходит не так» и заканчивали процесс словами: «Всё вышло плохо!», «Я же говорил, что не получится». Это яркий признак тревожности и неуверенности в себе. Малотревожные дети напротив, очень охотно и весело начинали рисовать.

В результате исследования мы пришли к выводу, что чувство неполноценности в семейной ситуации в наибольшей степени испытывают дети с высоким уровнем тревожности. Хотя в той или иной степени это чувство неполноценности в семейной ситуации характерно для всех детей, принимавших участие в исследовании. Скорее всего, это связано со стадией развития детей. Младшие школьники рисовали себя между родителями, взявшись с ними за руки, что показывало важность и значимость родителей для ребенка, необходимости заботы и внимания со стороны родственников. Также дети чаще всего рисовали себя меньше, чем все члены семьи и отдалено от всех, подчеркивая всем этим свою ненужность и незначительность. Также между собой и другими членами семьи, ребенок иногда рисовал животных.

Наиболее враждебно по отношению к семейной ситуации настроены дети с высоким уровнем тревожности. Они рисовали фигуры людей с шипами, колючками, некоторые дети не нарисовали своих младших братьев. Дети отмечали, что их часто ругают и наказывают родители. О враждебности говорит большое количество штриховки. Враждебности в семейной ситуации не испытывают дети с низким уровнем тревожности, у детей со средним уровнем тревожности этот показатель не так ярко выражен.

Более глубокие результаты исследования восприятия внутрисемейных отношений в зависимости от уровня тревожности были получены при помощи методики Р. Жиля, позволяющей получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия детьми младшего школьного возраста внутрисемейных отношений в зависимости от уровня тревожности с использованием проективной методики Р.Жиля (средние значения).

Шкала Уровень тревожности U эмп. Уровень значимости
Низкий Средний Высокий
1.Отншение к матери.

12.4 11.9 19.1

14* 1,2-3

p≤0.05

 

2.Отношение к отцу.

13.9

 

11.2

 

7.2

 

11.333* 1,2-3

p≤0.05

3.Отношение к братьям и сестрам. 15.5

11.3

 

10.5

 

12* 1,2-3

p≤0.05

Проанализировав результаты проективного визуально-вербального теста Р. Жиля, мы пришли к выводу, что дети с высоким уровнем тревожности наиболее привязаны к матери. Ребенок видит в матери близкого друга, надежного защитника, доверяет ей и ничего от нее не скрывает. Близость и решающая роль матери в уходе за ребенком и его воспитании является главным аспектом привязанности ребенка к матери. Мать должна учить детей, прежде всего самосохранению, умению выживать и лучше приспосабливаться к существующим условиям жизни. Взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся приоритетными. Ребенок не видит в матери сильного, жестокого и нелогичного человека. Для тревожного ребенка, это главные качества в матери.

Результаты нашего исследования показали, что дети с высоким уровнем тревожности не имеют привязанности к отцу. Это может объясняться тем, что, как выяснилось, многие высоко-тревожные мальчики и небольшое количество девочек живут не с родными отцами, а с отчимами. Отчим в меньшей степени стремится к сотрудничеству с ребенком, к совместной с ним деятельности, к сочувствию падчерице. Отчимы склонны инфантилизировать дочь, приписывать ей личную и социальную несостоятельность. Она представляется им неприспособленной и неуспешной [9]. Это можно объяснить также и тем, что мужчины не хотят делиться вниманием и любовью жены ни с кем, даже со своими детьми, поэтому они проявляют к своему ребенку мало любви, нежности и поддержки. В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, он решает в основном задачи по материальному обеспечению семьи. Ребенок ожидает от отца проявления любви, заботы, кооперации с ним, безусловного принятия, справедливой и беспристрастной оценки положительных и отрицательных событий в жизни ребенка. А у отца это не всегда получается.

Отношение к братьям и сестрам. У детей с низкой тревожностью складываются довольно теплые и доверительные отношения. Они умеют «растворяться» в любви и строить лучшие планы друг для друга. Такие дети доверяют друг другу секреты, тайны и делятся всем сокровенным. Но есть обратная ситуация, когда дети готовы «сражаться насмерть». Это наблюдается у детей с высоким уровнем тревожности. Конфликты между детьми в семье довольно распространены. Обида, вызванная любимым человеком, у ребенка очень острая. Часто братья и сестры не боятся обидеть друг друга, а высокотревожные дети воспринимают это в свой адрес очень болезненно. Детское негодование проецируется на дальнейшие взаимоотношения детей, а иногда и на всю оставшуюся жизнь. Недовольство, соперничество и обиды являются основными причинами конфликтов между братьями и сестрами.

Таким образом, по результатам нашего исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Половина обследованных детей имеет средний уровень тревожности. Низкий уровень тревожности имеют четверть детей. Высокий уровень тревожности имеют пятая часть детей. Уровень тревожности детей младшего школьного возраста никак не связан с полом ребенка, так как в выделенных группах детей практически поровну представлены, как девочки, так и мальчики.
  2. Уровень тревожности является значимым фактором восприятия семейной ситуации детьми. Наиболее привязаны к матери дети с высоким уровнем тревожности. Ребенок видит в матери близкого друга, надежного защитника, доверяет ей и ничего не утаивает от нее. Можно предположить, что близкое общение с матерью помогает высоко-тревожным детям младшего школьного возраста справляться с негативными эмоциями.
  3. Высоко-тревожные дети младшего школьного возраста не воспринимают отца таким надежным другом и защитником, как маму, их отношения с отцом могут носить конфликтный характер в восприятии ребенка. Это может объясняться тем, что, как выяснилось, многие высоко-тревожные мальчики и некоторые девочки живут не с родными отцами, а с отчимами.
  4. Дети с низким уровнем тревожности больше привязаны к своим братьям и сестрам, нежели дети с высоким уровнем тревожности, которые воспринимают конфликты между сиблингами очень болезненно.

Список литературы

  1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007 — 208с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 296 с.
  3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1996. – 364 с.
  4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., — 1975. — 204 с.
  5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – С-Пб.: Союз, 2014. – 314 с.
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. — М., 1986.
  7. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3, — 22 с.
  8. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2015. – 210 с.
  9. Пфау Т.В., Литвякова Н.Н. Родительское отношение отца и отчима к дочери старшего школьного возраста. — Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 187-195.
  10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. // Психология семьи: сборник статей / сост. Т.П. Гаврилова. – Москва: Вопросы психологии, 2002. – С. 113-124. – (Библиотека журнала ‘Вопросы психологии’).
  11. Тест «Рисунок семьи» Методика Рене Жиля. – [Электронная версия] Режим свободного доступа http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a062.shtml
  12. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) – [Электронная версия] Режим свободного доступа: – http://www.child-psy.ru/tests/319.html