УДК 656.073

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

№17,

Экономические науки

Павлова Яна Валерьевна (Кандидат технических наук)
Сакович Сергей Иванович (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ЭЛЕКТРОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРУЗОВ; БЕЗОПАСНОСТЬ; INFORMATION TECHNOLOGY; ELECTRONIC TRACKING OF GOODS; SECURITY.


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы применения информационных технологий электронного сопровождения грузов. Описаны преимущества использования систем для перевозчиков и государственных органов.

В настоящее время к информационным таможенным технологиям, применяемым таможенными органами в целях повышения качества предоставления услуг в сфере внешнеэкономической деятельности и упрощения таможенного оформления товаров, относятся такие технологии, как:

  1. Удаленный выпуск товаров.
  2. Предварительное информирование товаров.
  3. Электронное декларирование.
  4. Карта таможенных платежей.
  5. Электронный фрахт.
  6. Предоставление государственных услуг в электронном виде.
  7. Автоматический выпуск деклараций на товары.

Внедрение информационных технологий в таможенной сфере позволило Федеральной таможенной службе Российской Федерации (далее – ФТС России) при обеспечении поддержки собственных таможенных процессов и содействии международной торговле создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, минимизировать влияние человеческого фактора, а также сократить расходы на государственное управление.

Процесс внедрения электронной формы декларирования товаров в ФТС России начался еще в 2002 году, когда первоначально стала применяться технология ЭД-1, которая подразумевала передачу таможенных деклараций, поданных в электронном виде, по выделенному каналу связи. Уже в 2008 году активно началось внедрение технологии ЭД-2, предназначение которой заключалось в передаче деклараций посредством сети «Интернет».

Важно отметить, что штатное внедрение новой технологии ЭД-2 в таможенные органы Российской Федерации началось осенью 2009 года.

Обязательным электронное декларирование стало уже с 1 января 2014 года.

Анализ статистических данных о количестве поданных в электронном виде деклараций на товары в Северо-Западном таможенном управлении (далее – СЗТУ) можно увидеть в приведенной ниже таблице 1. Согласно данным [1], количество поданных деклараций увеличивается, что свидетельствует о массовости применения технологии электронного декларирования, основным плюсом которой явилось сокращение бумажного документооборота, возможности подачи декларации абсолютно на любой таможенный пост ФТС России, процесс подачи декларации можно осуществить непосредственно с рабочего места посредством сети «Интернет» и т.д.

Таблица 1.

Статистические данные о количестве деклараций на товары, поданных в электронной форме за 2014–2018 гг., в СЗТУ, шт.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018
Январь 69465 44101 42393 52554 58247
Февраль 158802 101360 101519 112757 125947
Март 255304 163297 167645 184877 199028
Апрель 353237 223881 232284 251656 274373
Май 445128 279463 294878 322677 350530
Июнь 535708 342767 359474 393610 423753
Июль 635279 407852 421993 463353 499004
Август 726036 472144 490209 537789 574837
Сентябрь 818615 537178 558052 606253 644075
Октябрь 897815 602880 624819 680103 ­722650
Ноябрь 966056 663639 692020 751811 796388
Декабрь 57512 731346 763811 817155 847556

 

Позднее, осенью 2015 года, ФТС России начинает проводить мероприятия по переходу оформления декларирования таможенного транзита в электронном виде.

Уже в 2017 года в связи с вступлением в силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 августа 2016 года № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» и введением обновленного Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, у перевозчиков возникает новая обязанность – электронная подача транзитных деклараций.

Динамику внедрения обязательного декларирования таможенного транзита можно увидеть в таблице 2 [2]. Можно сделать вывод о том, что по сравнению с январем 2017 и 2018 гг. количество поданных деклараций увеличилось в 4 раза, что отражает положительное влияние замены бумажного оборота деклараций на электронный.

Таблица 2.

Статистические данные о количестве транзитных деклараций, поданных в электронной форме за 2017 – 2018 гг., в СЗТУ, шт.

Показатель 2017 2018
Январь 6610 27383
Февраль 7603 31725
Март 9041 34667
Апрель 8446 31779
Май 9910 32537
Июнь 9949 31763
Июль 10635 32525
Август 11335 32506
Сентябрь 11379 32579
Октябрь 13204 33968
Ноябрь 23434 32451
Декабрь 32446 31850

 

Технология электронного декларирования позволяет решить огромное количество проблем. При таких больших размерах территории Российской Федерации, только информационные технологии помогут обеспечить эффективное таможенное администрирование. Использование информационных технологий позволяет сэкономить на расходах на командировки и транспорт, возникающие в связи с удаленностью участника внешнеэкономической деятельности от места таможенного оформления документов. Также, помимо непосредственной пользы внедрения технологий для таможенных органов, нельзя не отметить положительные стороны для коммерсантов и предпринимателей, поскольку ускорение и упрощение таможенных процедур при использовании цифровой подписи даёт возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы [3].

Что касается организации таможенного дела, электронное декларирование обеспечивает повышение эффективности оформления и контроля документов посредством их своевременного получения в таможенный орган.

Согласно статистическим данным, в международной торговле в рамках одной сделки в среднем используется 27 партнеров, к которым, помимо сторон контракта – продавца и покупателя – относятся банки и банковские агенты, перевозчики, экспедиторы, отправителя, страховые и прочие учреждения. В связи с этим объем документов при обмене может доходить до 40 штук, а после их тиражирования для информирования всех лиц, относящихся к сделке, может быть свыше 300 штук. И только расходы по оформлению документов, а также их пересылке и обработке могут составлять порядка 15% от общей цены сделки между покупателем и продавцом, поэтому применение такой технологии, как электронное декларирование, существенно облегчает деятельность декларантов и изрядно снижает количество документов, которые могут подаваться на бумажных носителях [4].

Электронное декларирование стало основой для дальнейшего преобразования таможенной сферы на основе информационных технологий, внедрения технологии автоматической регистрации декларации на товары и технологии «удаленного выпуска товаров». ФТС России последовательно проводит реформы в области таможенного администрирования, внедряет передовые информационные технологии, оптимизирует таможенные операции. Эта работа проводится в соответствии со Стратегией развития таможенных органов до 2020 года, с учетом реализации «дорожных карт» «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [5].

Наряду с электронным декларированием, важную нишу в процессе автоматизации, сокращения времени оформления деклараций и бумажного документооборота, можно отнести автоматический выпуск товаров.

В рамках технологии принятие решения о выпуске производится без участия должностного лица, что делает эту технологию максимально быстрой.

При экспорте товаров, согласно данным ФТС России, общее количество деклараций, выпущенных в 2016 году с применением автовыпуска, составило 11 223 штук, в 2015 году – 1550 деклараций.

При импорте товаров, с учетом практической реализация технологии с 12 апреля 2016 года, общее количество деклараций, выпущенных за 3 месяца, составило более 5000 штук.

В настоящее время технология автовыпуска стремительно набирает обороты, что можно понять из статистических данных СЗТУ. Так, по сравнению с 2017 годом за первый квартал 2018 года автоматически выпущено в 6 раз больше деклараций при экспорте, а при импорте – в 384 раза больше [6].

Таким образом, в системе таможенных органов продолжается внедрение, развитие и совершенствование используемых программно-технических средств, которые обеспечивают взаимодействие ФТС России как с участниками внешнеторговой деятельности, так и с государственными контролирующими органами. Следовательно, прогрессивные направления создают огромные преимущества как для осуществления своих полномочий таможенными органами, так и для осуществления деятельности участников ВЭД.


Список литературы

  1. Северо-Западное таможенное управление: Статистические данные о количестве транзитных деклараций, поданных в электронной форме [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/EcJtL (Дата обращения: 25.02.2019)
  2. Северо-Западное таможенное управление: Статистические данные о количестве деклараций на товары, выпущенных в автоматическом режиме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/EcJr2 (Дата обращения: 25.02.2019)
  3. Учебные материалы: Оценка эффективности внедрения электронного декларирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/EcJuv (Дата обращения: 25.02.2019)
  4. Кузнецов А. О. Электронное декларирование товаров как основа повышения эффективности ВЭД // Молодой ученый. –2017. – №50. – 372 с. (Дата обращения: 25.02.2019).
  5. Матвеева Е. С. Исследование системы автоматической регистрации деклараций на товары // Молодой ученый. – 2017. – №3. – 726 c. (Дата обращения: 25.02.2019).
  6. Федеральная таможенная служба: Применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/EcJva (Дата обращения: 25.02.2019)