УДК 378

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

№17,

Педагогические науки

Анисимова Татьяна Ивановна (Кандидат педагогических наук, доцент)


Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РОЛЕВАЯ ИГРА; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; PROFESSIONAL ACTIVITY; ROLE PLAY; EDUCATIONAL TECHNOLOGIES.


Аннотация: Важным моментом в современном образовании является внедрение новых активных образовательных технологий в учебный процесс бакалавров: мастер-классов, деловых и ролевых игр, интерактивных лекций, метода проектов. В работе рассмотрена ролевая игра как одна из наиболее распространенных форм активного обучения.

Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных самостоятельно творчески и критически мыслить; быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня. В связи с этим возникает необходимость внедрять в учебный процесс различные инновационные формы и методы обучения, например, ролевые игры.

Ролевая игра характеризуется тем, что ее участники (студенты) разыгрывают ситуацию, взятую из профессиональной деятельности. Игра отличается от других интерактивных методов тем, что позволяет участникам приобрести некоторый опыт реальной работы, при правильной организации стимулирует активное участие студентов и вовлекает в процесс даже наиболее пассивных.

При организации и проведении ролевой игры преподаватель должен обладать следующими качествами:
– коммуникабельность, заинтересованность в обсуждении точек зрения участников игры, готовность принимать неожиданные предложения и идеи;
– умение организовать и держать под контролем процесс игры, анализировать и корректировать ход обсуждения в группе;
– желание помогать обучающимся проявлять самостоятельность;
– умение создавать ситуации, побуждающие обучающихся активизировать усилия для решения поставленной задачи [1].

Рассмотрим применение данного интерактивного метода обучения в подготовке будущих учителей [2]. Ролевая игра «Математика в жизни одного школьного дня», которая проводится со студентами в рамках освоения дисциплины «Математика и основы математической обработки информации» (МиОМОИ), позволяет им выступить в разных ролях:
– заместителя директора по учебной работе;
– учителей предметников (математика, литература, история, физкультура);
– классных руководителей.

В рамках ролевой игры студенты под руководством учителя и преподавателя «проигрывают» один день из школьной жизни. При этом студентам даются задания в соответствии с назначенной ролью:
1. «Классным руководителям» составить отчет по классу (успеваемость и посещаемость занятий учащихся, статистическая отчетность об учащихся класса и др.).
2. «Заместителю директора по учебной работе» обработать данные отчеты.
3. «Учителям предметникам» провести математический количественный и процентный подсчет успеваемости и качества знаний обучающихся, сравнить с прошлыми результатами, представить результаты в виде таблиц, диаграмм.
4. «Заместителю директора по учебной работе» внести изменения в расписание уроков на один день по заданным данным от «учителей-предметников».

После проведения игры в ходе совместной рефлексии участниками были сделан вывод, что ролевая игра помогает формировать у студентов следующие профессиональные навыки:
– формулировка и высказывание собственного мнения,
– анализ чужой точки зрения,
– самостоятельность в поиске вариантов решения поставленной задачи.


Список литературы

  1. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. 52 с.
  2. Anisimova T.I. Forming bachelors’ labor actions in teacher training when studying disciplines of mathematical and natural science cycle//International Electronic Journal of Mathematics Education. — 2015. — Vol.10, Is.3. — P.157-165.