УДК 34

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СССР 1917-1922 ГГ.

№17,

Юридические науки

Иванов Андрей Александрович


Ключевые слова: ПРОКУРАТУРА; РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г.; СОВЕТСКИЙ СОЮЗ; НАРКОМЮСТ; PROSECUTOR’S OFFICE; REVOLUTION OF 1917; SOVIET UNION; PEOPLE’S COMMISSARIAT.


Аннотация: В статье рассматривается период истории становления прокурорского надзора в России с 1917 по 1922 гг. Анализируются причины и факторы, способствовавшие формированию органов прокуратуры в данный период, прослеживается предназначение и роль прокуратуры в системе государственных органов.

Отечественные органы предварительного следствия имеют богатые традиции, основанные на историческом опыте, без которого невозможно успешное реформирование уже существующей системы следственных органов. Это позволит не повторить ошибок прошлого, выявить специфику каждого этапа, тенденции в развитии системы и использовать в современных условиях положительные уроки.

Очевидно, что исторический подход к изучению деятельности прокуратуры является довольно серьезной основой для анализа влияния изменений ее функций во время формирования и становления советского государства на происходящее развитие ее значения в современной системе правоохранительных органов. Интерес вызывает и то, что данная тема является открытой для научного анализа уже имеющихся знаний, изучения концепций. Именно поэтому в сложившихся условиях особую актуальность и интерес представляют исследования, посвященные изменениям в области государственного строительства, права, деятельности и реорганизации государственных органов.

Исследование предыдущего опыта создания, развития, реорганизации и деятельности органов внутренних дел и прокуратуры поможет усовершенствовать организацию и деятельность этих органов на современном этапе в целом, и их отдельных структур в частности, позволит избежать ошибок прошлых лет. Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью в использовании предыдущего опыта для дальнейшего развития и деятельности современных правоохранительных органов.

В истории нашей страны с момента свершения революции 1917 года новой государственной властью были начаты глобальные изменения во всех сферах деятельности существующих на тот момент правоохранительных структур и надзорных органов. В связи с тем, что прокуратура для новых правителей стала напоминанием о существовании свергнутого режима, она была просто ликвидирована как орган. Вступившая в управление государством советская власть 24 ноября 1917 года Декретом о суде № 1 [1] упразднила органы прокуратуры, судебные органы, институт присяжных и адвокатуру, существовавшую до прихода новой власти. Весь функционал, который исполнялся царской прокуратурой, был распределен следующим образом: обвинение теперь могло осуществляться любыми добропорядочными лицами, пользующимися гражданскими правами, а контроль и надзор за соблюдением законности были возложены на вновь созданный орган – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), его Президиум и отделы юстиции.

К 1922 году деятельность новой власти уже вполне стабилизировалась, и за пять лет ее начального становления стала очевидной необходимость рассмотрения вопроса о фокусировании надзорных и контрольных в качестве полномочий одного конкретного органа. Стали наблюдаться злоупотребления своей властью новых назначенных советских чиновников, которые стали проявлять признаки неподчинения центральной власти. С их стороны происходило искажение токования принятых декретов и законности строящегося социализма.

Появление прокуратуры в Советском Союзе не было спонтанным и сопровождалось различными дискуссиями. В качестве одного из вариантов формирования органов прокуратуры предлагалось применить способ, который был опробован в 1918-1922 годах на местных органах юстиции, подчиненных, с одной стороны, Народному комиссариату юстиции (Наркомюст), а с другой – исполнительным комитетам местных советов. Сторонники данного варианта развития событий обосновывали свою позицию тем, что гораздо эффективнее будет, если на местах исполкомы смогут обеспечить назначение на должности прокуроров проверенных и более надежных и работников. Противники этого варианта, наоборот, говорили о том, что руководство местных властей органами надзора за законностью может отразиться крайне пагубными последствиями, мотивируя это тем, что все это может привести в конечном итоге к коррупционным проявлениям и к злоупотреблению своими полномочиями.

Дальнейшая практика показала, что прямое подчинение Наркомюсту позволило прокурорам на местах в полной мере осуществлять надзор за соблюдением революционной законности. Это объясняло некоторую предвзятость местных властей, считавших прокуратуру «излишним балластом в структуре Советского аппарата» [2], стеснявшим местную инициативу.

Отчеты районных и окружных прокуратур свидетельствуют о том, что во второй половине 20-х годов прокурорские работники получали от населения значительное количество жалоб на притеснения со стороны местных властей.

Активность прокуратуры в деле пресечения правонарушений со стороны местных властей способствовала формированию позитивного восприятия населением нового правоохранительного органа.

Подводя итоги, можно сказать, что с момента своего возникновения прокуратура приняла ориентацию на обеспечение прав и интересов трудящихся, сохраняя импульс правоохранительной деятельности, заданный Наркомюстом в первые пять лет после революции.


Список литературы

  1. О суде [Электронный ресурс]: Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 г. (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф (дата обращения 25.01.2019).
  2. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО) [Электронный ресурс] // Архивная служба Курской области [сайт]. URL: http://archive.rkursk.ru/gaopi/spisokf (дата обращения: 27.01.2019).
  3. Нетреба, А.А. К вопросу об истоках становления российского прокурорского надзора (досоветский период) / А.А. Нетреба // Сборник статей XX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. — С. 247-252.