УДК 33

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

№17,

Экономические науки

Козенко Татьяна Олеговна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА; МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; ПРИНЦИП «ОДНОГО ОКНА»; ADMINISTRATIVE REFORM; MULTIFUNCTIONAL CENTERS; PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES; THE PRINCIPLE OF «ONE WINDOW».


Аннотация: Статья посвящена сфере услуг оказываемых на территории Волгоградской области. В частности в статье рассматриваются государственные и муниципальные услуги предоставляемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в рамках делегированных полномочий. Рассмотрена представленная система многофункциональных центров организованная на территории области. Озвучены перспективы развития сферы государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области.

Сфера услуг на сегодняшний день играет огромную роль в удовлетворении потребностей общества. Сфера услуг занимает все более устойчивую позицию, обусловлено это тем, что на данном этапе экономики предпочтения отдается нематериальному производству в сравнении с материальным. Осуществлять предоставление услуг возможно на коммерческой и некоммерческой основах. Поставщиками услуг могут выступать как частные компании, так и органы исполнительной власти. Потребителями услуг в свою очередь являются физические и юридические лица.

Одним из направлений совершенствования системы государственного управления на всей территории Российской Федерации является административная реформа. Под административной реформой понимают изменения, проводимые в системе органов исполнительной власти для обеспечения деятельности именно единой системы исполнительной власти, реализующие свои функции на автоматизированной основе в интересах граждан. В свою очередь проводимые в рамка административной реформы мероприятия совершенствуют государственное управление, а также непосредственно влияют на экономический потенциал региона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р утверждена прилагаемая концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах [1], согласно которой необходимо реализовать ряд мероприятий направленных на реализацию концепции до 2010 года.

Для реализации своевременного контроля одобренных мероприятий, приняты значения ключевых показателей, нацеленных на выявление положительных результатов проведения административной реформы, показатели утверждены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [2].

Анализ стандартизация и регламентация предоставления услуг показал, что организация предоставления услуг по принципу «одного окна» направлена как на совершенствования структуры государственного управления, так и на повышение уровня удовлетворенности гражданами, а также представителей бизнеса качеством предоставления услуг.

Обеспечение предоставления услуг в электронном виде, определено Национальным проектом развития «Цифровое развитие Российской Федерации» – принимая во внимание перспективу внедрения цифровых технологий во все сферы общества, получение услуг должно быть максимально комфортным и удобным для заявителя.

Региональный реестр государственных и муниципальных услуг ведется в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 № 77-п «О порядке формирования и ведения государственной информационной системы «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области» [3].

Согласно данному постановлению комитет экономической политики и развития Волгоградской области определен уполномоченным органом по ведению информационного ресурса регионального реестра. Возложены также полномочия по формированию, проверке и размещению в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений об услугах (функциях), содержащихся в региональном реестре.

За 2017 год проверены и подтверждены сведения по 2 418 государственным и муниципальным услугам.

По состоянию на декабрь 2018 год проверены и подтверждены сведения по 2 145 государственным и муниципальным услугам.

Предоставление услуг на территории Волгоградской области на сегодняшний день реализовано на единой сети центров и офисов «Мои документы», состоящей из 49 многофункциональных центров и 252 территориально обособленных структурных подразделений в отдаленных сельских поселениях. Штатная численность всех сотрудников сети составляет более 1 500 человек.

Стоит отметить, что на сегодняшний день достигнуто исполнение показателей 601 указа Президента, в частности:
уровень удовлетворенности граждан Волгоградской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составил 98,9% (план на 2018 год – 90,0%);
доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, – 99,1% (целевое значение по Указу № 601 90,0%);
среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности – 1,31 (целевое значение по Указу № 601 – 2 обращения);
среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг составило 11,31 минута (целевое значение по Указу № 601 – 15 минут) [2].

Не так давно введен новый формат центров предоставления услуг, ориентированный на работу с представителями бизнес-сообщества – многофункциональные центры для бизнеса. Организованный новый формат имеет ряд отличительный черт:
расширение перечня предоставляемых услуг;
внедрение дополнительных сервисов для предпринимательства;
оказание услуг по бизнес-ситуациям.

Сегодня на территории Волгоградской области функционируют более 10 бизнес-окон на базе существующих многофункциональных центрах и финансово-кредитных организаций.

Органы исполнительной власти предоставляют услуги как на безвозмездной основе, так и с уплатой государственной пошлины. В 2017 году в областной бюджет по услугам предоставляемых многофункциональных центров – 194 526 699,45 рублей, в 2018 году сумма поступлений составила 245 871 618,67 рублей, соответственно такие же цифры поступили в федеральный бюджет.

Перспективы развития:
1. Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде – принимая во внимание перспективу внедрения цифровых технологий во все сферы общества, получение государственных и муниципальных услуг должно быть максимально комфортным для заявителя.
2. Исключение возможности предоставления услуг в органах власти – на федеральном уровне начинается обсуждение законодательной инициативы по запрету предоставления региональных и муниципальных услуг в органах власти, если их предоставление организовано в МФЦ.
3. Внедрение проактивного подхода к предоставлению государственных и муниципальных услуг – услуги будут предоставляться автоматически, без специального заявления от гражданина. Под проактивным принципом оказания услуг понимается, что граждан будут информировать о полагающихся им услугах на основании сведений в государственных реестрах и информационных системах (например о полагающихся субсидиях, необходимости замены паспорта и др.) Для реализации данного проекта необходим переход на реестровую модель.

Исходя из вышеизложенного, организация предоставления услуг на базе МФЦ позиционирует себя не только как важный элемент противодействия коррупции в государственном управлении, но и ключевое обстоятельство развития системы региональной экономики. На экономику региона влияют многие факторы (как прямые так и косвенные): развитие предпринимательской сферы, инвестиционный климат, финансирование региона, а также многие другие составляющие, все они зависят от уровня организации и качества предоставления услуг.


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»
  2. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601
  3. Постановление Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 № 77-п «О порядке формирования и ведения государственной информационной системы «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области»
  4. Саломатин, Д.Ю. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг как инструмент формирования благоприятного регионального инвестиционного климата для малого и среднего предпринимательства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 2. – С. 242-248.