УДК 65.011

КОНТРОЛЬ, КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

№17,

Экономические науки

Малюткина Дарья Ивановна


Ключевые слова: МЕНЕДЖМЕНТ; УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ; МОТИВАЦИЯ; ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ; СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ; MANAGEMENT; ADMINISTRATIVE CONTROL; MOTIVATION; ADAPTATION FACTORS; WELFARE TOOLS.


Аннотация: По сложившемуся в обществе и предпринимательской среде мнению в России контроль традиционно рассматривается в отрицательном контексте и ассоциируется с ограничительными мерами. Этому способствовала и практика при командно-административной системе управления. В статье рассматривается направление использования контроля для мотивации и повышения эффективности объектов управления.

Центральной задачей контроля, как и других функций менеджмента, является повышение эффективности управления. Данная задача решается путем предоставления информации об отклонениях (о проблеме) в начале управленческого цикла (предварительный контроль), мониторинга достижения промежуточных результатов и соблюдения стандартов исполнения в период реализации принятых решений (текущий контроль) и сравнения фактически полученных результатов с запланированными, анализа и оценки отклонений после завершения реализации решений (заключительный контроль) [6].

Эффективность управленческого цикла и системы менеджмента в целом во многом определяется отношением персонала к менеджменту организации, отдельным подсистемам системы менеджмента.

Состояние контрольной деятельности во многом определяется контрольной средой. Контроль существует настолько, насколько он востребован системой управленческой деятельности. Развитие контроля выше уровня востребованности приводит к конфликтам и является демотивирующим фактором [10].

Исследователи выделяют в подсистеме контроля созидательную роль, такие направления, как распространение положительного опыта и обучающий эффект. Рассмотрим возможные подходы использования контрольных процедур для мотивации.

Анализ проблем, связанных с контрольной деятельностью в системе управления экономически развитых стран, показывает, что фаза контроля в управленческом цикле является наиболее остро реагирующей на отрицательные тенденции в экономике. Как реакция на устойчивые отрицательные тенденции меняется содержание контрольных процедур, подсистема контроля в результате принимает на себя роль механизма предотвращения отрицательных тенденций и их последствий [9].

Можно утверждать, что подсистема контроля, путем информирования собственников и менеджеров организации, мотивирует их к адаптации условиям среды бизнеса. Отметим, что классификация факторов, вызывающих изменение менеджмента, приведена в работе [11] в виде следующих обобщенных групп:
1. Технологические факторы;
2. Человеческий капитал;
3. Интеграционные факторы;
4. Социально-культурные и морально-этические факторы.

Характеристики среды бизнеса делают сегодня особо актуальным качество информации для принятия управленческих решений, предоставляемой в том числе и подсистемой контроля по каналам обратной связи. Повышение уровня неопределённости и риска в системе менеджмента вызывает новые, качественно иные проблемы в деятельности российских компаний и способствует развитию инструментария контроля [7].

Анализируя процесс контроля по основным этапам (определение желаемого состояния объекта управления; выявление фактического состояния; сравнение; сбор, обобщение, анализ и оценка отклонений; разработка вариантов управляющих воздействий), можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на мотивацию персонала могут оказать первый и последний этапы процесса [8].

Установление желаемого состояния объекта управления реализуется в рамках функции планирования. Если плановые показатели недостижимы и не сбалансированы с ресурсами либо сильно снижены, они однозначно снижают мотивацию персонала.

Этап оценки является одним из эффективных мотивационных факторов, не создавая при этом больших затрат [13]. Но если происходит некорректная оценка отклонений без выявления причин их возникновения, неприятие мер по отклонениям или невыполнение принятых решений, то это становится демотивирующим фактором. В то же время корректная, справедливая оценка и высокая степень достижения желаемых результатов способствуют удовлетворенности сотрудников своим трудом и их стремлению повторить то поведение, которое породило данное чувство. Поэтому эффективность мотивации сотрудников зависит от эффективности контроля. Если по результатам контроля будут приняты не только отрицательные меры (наказание), но и положительные (поощрение), это повысит эффективность и усилит мотивационную составляющую подсистемы контроля.

Э.М. Ахметшин, рассматривая актуальную для России проблему сопротивления персонала системам управления и контроля, рассматривает следующие виды сопротивления: сопротивление лидеру, бессознательное сопротивление, сознательное сопротивление, сопротивление по причине трансфера [2]. Автор подчеркивает, что сущность сопротивления персонала заключается в противодействии внедрению новой информации.

Рассмотрим влияние характеристик вида деятельности (туризм) на контроль, как фактор мотивации. На мой взгляд, в туристическом бизнесе основную роль играют социально-культурные и морально-этические факторы. Клиенты туристических фирм более восприимчивы к отклонениям, что требует в свою очередь более внимательного отношения к ним. Корпоративная культура туристических фирм, отелей, транспортных компаний, находящихся в процессе туристического бизнеса, будет определять как отношение клиентов, так и эффективную работу персонала благодаря их заинтересованности. М. Кассон утверждает, что «…эффективная культура имеет сильное моральное содержание. Мораль может преодолеть проблемы, которые формальные процедуры – основанные на контроле за исполнением условий контрактов – преодолеть не могут. Поэтому сильная культура снижает транзакционные издержки и повышает производительность – успех экономики зависит от качества её культуры» [12].

Контроль имеет большое значение в туристической деятельности, в которой есть условие сезонности, где при упущении необходимых результатов в летний период, необходимо ждать следующего горячего сезона, что ставит компанию под удар, как экономически, так и морально, как следствие воздействия на мотивацию работников и их решение о продолжении сотрудничества с данной фирмой.

У контроля, как фактора мотивации, в туристической деятельности есть некоторые особенности, так как оценка работы сотрудника происходит не только по завершению продажи тура по экономическим показателям, но и по удовлетворенности туриста уже после его путешествия. Также в этой деятельности существуют свои виды мотивации. Например, после заключительного контроля при положительном для компании результате, работника, помимо обычных способов мотивации, можно поощрить поездкой рекламным туром в какую-либо страну по направлению деятельности организации, что также служит для повышения уровня компетенции сотрудников, или скидкой на приобретение турпродуктов работнику и его семье [3].

В XXI веке общая тенденция развития менеджмента и его отдельных подсистем направлена на гуманизацию. Сохраняя базовые законы, закономерности и принципы, меняется содержание многих инструментов управления. Объем управленческих воздействий и контрольных процедур уменьшается. Жесткий централизованный контроль уступает место самоконтролю и взаимному контролю. В классической дилемме контроля, заключающейся в поиске баланса между порядком и гибкостью, акценты смещаются в сторону последней [5], [4].

В управленческой деятельности становятся более востребованными инициатива и творчество по сравнению с исполнительностью и порядком. Происходящие изменения позволяют использовать в управлении социально-культурный и морально-этический инструментарий, что повышает эффективность менеджмента в целом [1].


Список литературы

  1. Адизес И. Теория и практика менеджмента трансформируется перед лицом новых вызовов – и России нужно подтягиваться // Harvard Dusines Review – Россия. 2017. Январь-февраль.
  2. Ахметшин Э.М. Проблема сопротивления персонала контролю в системе менеджмента // Казанский экономический вестник. 2014. № 3 (11). С. 32-38.
  3. Быстров С.А. Мотивация персонала в турфирме. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: (https://studref.com/400061/turizm/motivatsiya_personala_turfirme) (дата обращения 23.12.2018)
  4. Муллахметов Х.Ш. Влияние развития менеджмента, культуры и философии организации на эволюции контроля // Экономическая наука в различных культурных контекстах. Научное издание. Прага, 2013. С. 37-67
  5. Муллахметов Х.Ш. Влияние эволюции менеджмента на организацию контроля // 4th International scientific conference «European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches»: Pages of the 4th International scientific conference. — Studgard, Germany: 2013. — P. 176-182.
  6. Муллахметов Х.Ш. Контроль-менеджмент / Х.Ш. Муллахметов,- М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2013. С. 158-159.
  7. Муллахметов Х.Ш. Проблемы управления и контроля в условиях неопределённости // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 6. С. 25-34.
  8. Муллахметов Х.Ш. Процессный подход к организации контроля на российских предприятиях // Экономика управления. Российский научный журнал. 2011. №8. С. 53-57.
  9. Муллахметов Х.Ш. Эволюция контрольной деятельности // Аудитор. 2005. № 11. С. 34-36.
  10. Муллахметов Х.Ш. Эффективная система контроля как фактор повышения качества управленческой деятельности: учеб. пособие / Казань: Казан. ун-т, 2011. -108с. УП-1, С. 95.
  11. Mullakhmetov K.S. Technological Factors and Management Transformation in Social and Economic Systems // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 230-241.
  12. Стивен Каммингс. Реконструкция стратегии / пер. с англ. – Х.: Издательство «Гуманитарный центр». 2010. С. 246.
  13. Якуба В.А. Структурный метод мотивации. 10 факторов контроля намерений ваших сотрудников // Онлайн-журнал ТЦ «КОМПЕТЕНЦИИ». 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: (http://hr-media.ru/strukturnyj-metod-motivatsii-10-faktorov-kontrolya-namerenij-vashih-sotrudnikov/) (дата обращения 21.12.2018)