ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№5,

Экономические науки

Терина Кристина Константиновна


Научный руководитель: Советова Н.П., канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО ВоГУ.


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ; ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT; THE MUNICIPALITY; RESEARCH METHODS.


Аннотация: В статье представлены результаты проведенного исследования организационной структуры управления муниципального образования, обоснован и разработан проект совершенствования организационной структуры.

В настоящее время управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. При этом, исследование организационных структур управления представляет собой вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Объектом исследования является Администрации Вытегорского муниципального района, предметом — организационная структура управления Администрации Вытегорского муниципального района.

Администрация Вытегорского муниципального района осуществляет деятельность в соответствии с предметами ведения Вытегорского муниципального района в области планирования бюджета, финансов и учета, управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Вытегорского муниципального района, ценообразования, использования земель и других природных ресурсов, охраны природы, строительства, транспорта, связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, социальной защиты и обеспечения занятости населения, обеспечения законности, правопорядка, охраны и свобод граждан, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, физической культуры и спорта, туризма, организации и содержания муниципальных архивов, рассмотрения заявлений, жалоб и обращений граждан. Цель работы Администрации Вытегорского муниципального района – обеспечение достойного уровня жизни населения района на основе устойчивого развития экономики и совершенствования социальной сферы.

Кроме того, целями деятельности Администрации Вытегорского муниципального района являются:

а) обеспечение качественного и оперативного решения вопросов местного значения Вытегорского муниципального района;
б) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования Вытегорского муниципального района;
в) повышение уровня жизни жителей Вытегорского муниципального района;
г) обеспечение выполнения государственной политики на территории Вытегорского муниципального района;
д) обеспечение рационального расходования средств бюджета Вытегорского муниципального района.

Структура муниципальных органов управления Вытегорского муниципального района, выстроенная согласно требованиям законодательства об организации муниципальных органов управления, выполняемые функции муниципального образования строго регламентированы законными и подзаконными актами, а также локальными актами о профессиональной деятельности органов местного самоуправления, что позволяет реализовать основные задачи и цель муниципального образования. Администрация района — исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Вытегорского муниципального района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Вытегорского муниципального района федеральными законами и законами Вологодской области.

Управление для реализации своих функций и полномочий Администрации Вытегорского муниципального района осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, организациями, гражданами по направлениям своей деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед управлением и в пределах своей компетенции. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления района и оказываются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг органов местного самоуправления Вытегорского муниципального района.

Одним из самых важных факторов внешней среды, влияющих на работу Администрации Вытегорского муниципального района, является население. В целях эффективности взаимодействия органов власти с населением, повышения информированности, открытости органов местного самоуправления на официальном сайте Вытегорского муниципального района, в социальной сети «Вконтакте» на странице Вытегорского муниципального района, а также на страницах районной газеты «Красное знамя» размещается информация о социально-экономическом и культурном развитии района и области. С целью повышения доступности и открытости деятельности Главы района на территории поселений традиционно проводятся встречи с населением «День Администрации района», встречи с трудовыми коллективами учреждений и предприятий района. Глава района принимает участие в публичных слушаниях, проводимых в поселениях, входящих в состав Вытегорского района. Конструктивному сотрудничеству власти и общественности способствуют имеющиеся в районе общественные организации.

Проведенное исследование системы управления Администрации Вытегорского района показало, что в период 2013-2015 гг. расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования увеличились за период 2013-2015 гг. на 17,1%, что является негативным фактором. Так же коэффициент дублирования и игнорирования функций за период 2013- 2015 гг. снижается и в 2015 г. не соответствует нормативному значению. Кроме того, на основе проведенного анализа организационной структуры управления выявлено, что основную цель, стоящую между главой муниципального образования, можно разбить на три основных направления: экономическое развитие, социально-культурное развитие МО и эффективное функционирование администрации; в рамках каждого направления имеются специализированные подразделения; перед каждым подразделением стоят конкретные цели, группы целей и подцели; каждое подразделение обладает достаточными полномочиями для достижения поставленных целей.

В целях разрешения указанных выше проблем рекомендуется:

— структура администрации должна быть преобразована таким образом, чтобы каждое подразделение располагалось в своей сфере ответственности, — это облегчает работу заместителя главы ВМР, не перегружает его лишними задачами;
— необходимо пересмотреть структуру подразделений, выведенных в отдельные юридические лица;
— преобразование структуры администрации должно способствовать снижению расходов и увеличению доходов бюджета, т.е. организационная структура должна быть преобразована максимально эффективным способом;
— автоматизация всех стадий управленческого процесса – от планирования до контроля исполнения;
— повышение доступности муниципальных услуг для граждан;
— внедрение в управленческий процесс новых технологий.

Основным средством совершенствования организационной структуры считаем применение аутсорсинга. Аутсорсинг – это передача на конкурсной основе государственных функций (услуг), выполняемых (оказываемых) органами исполнительной власти области, либо их части; услуг (работ), либо их части, оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями, внешним исполнителям в негосударственный (частный) сектор при сохранении государственного контроля за реализацией переданных функций и услуг. Аутсорсинг административно-управленческих процессов – это механизм передачи отдельных административно-управленческих процессов, напрямую не связанных с реализацией властно-распорядительных полномочий органов исполнительной власти, внешней организации (индивидуальному предпринимателю) на конкурсной основе.

Целями аутсорсинга административно-управленческих процессов выступят:

— экономия бюджетных расходов на выполнение государственной функции (государственной услуги);
— повышение доступности, оперативности и качества административно-управленческих процессов.

Применение аутсорсинга административно-управленческих процессов обеспечит:

— оптимизацию деятельности органа исполнительной власти;
— повышение эффективности административно-управленческих процессов;
— достижение одной из целей, указанных выше.

Преобразовать организационную структуру администрации таким образом, чтобы сократить расходы и увеличить доходную часть бюджета, не допустив при этом сокращений, можно с помощью аутсорсинга – использование стандартной схемы, при которой часть непрофильных функций передается сторонней организации, не подходит, т.к. она не способствует увеличению доходной части бюджета и предполагает сокращение сотрудников.

Для достижения поставленной цели рекомендуем создать муниципальные предприятия, специализирующиеся на определенном виде услуг (ИТ-обслуживание, бухгалтерия), которые будут предоставлять данные услуги как администрации, так и другим организациям города на основе договора. В результате, сотрудники как специализированных отделов, так и находящиеся в штате отдельных юридических лиц (Отдел культуры, образования и т.д.), будут переведены во вновь созданные муниципальные предприятия, что позволит администрации сэкономить на заработной плате и выплатах в государственные внебюджетные фонды; одновременно часть прибыли предприятий будет передана в муниципальный бюджет.

Достоинствами применения аутсорсинга административно-управленческих процессов выступят сокращение числа подразделений, что упрощает организационную структуру; уменьшение затрат на заработную плату и выплаты в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования; создание новых муниципальные предприятия, способных приносить доход в бюджет и др. На сегодняшний день распространен бухгалтерский и ИТ-аутсорсинг, т.е. организации не имеют в штате бухгалтеров и ИТ-специалистов, а прибегают к услугам специализированных организаций и сотрудничество осуществляется на постоянной основе.

Проектируемая система управления представлена на рисунке 1. Таким образом, численность сотрудников администрации в результате преобразований уменьшится на 20 человек, так как сократятся отдел бухгалтерия и IT-отдел.

Рисунок 1 – Оптимизированная структура управления Администрации Вытегорского района.

Рисунок 1 – Оптимизированная структура управления Администрации Вытегорского района.

Преобразование организационной структуры администрации позволит получить значительную экономию финансовых ресурсов только за счет заработной платы и страховых взносов на заработную плату сотрудников, переводимых на аутсорсинг. При этом модернизация организационной структуры администрации муниципального образования потребует некоторых дополнительных расходов, однако следует также учесть, что муниципальные аутсорсинговые предприятия получат прибыль, основная часть которой пойдет в бюджет муниципального образования, как учредителя данного предприятия. Так же затраты по выплате заработной платы сотрудникам данных предприятий и взносов в государственные внебюджетные фонды лягут на плечи самих предприятий, а не муниципального образования.


Список литературы

  1. Советов П.М., Советова Н.П. Методологические аспекты системного анализа в управлении: учебное пособие. – Вологда-Молочное: ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2008. – 133 с.
  2. Советова Н.П. Методологические подходы к оценке развития муниципальных образований // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. — Курск, 2013. – С.208-213
  3. Советова Н.П. Методологические подходы к оценке эффективности функционирования бюджетных учреждений / Н.П. Советова // Уральский научный вестник, 2016. – Т.8. №2 – С.44-51.
  4. Агапова Т.Н., Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – 165 с.
  5. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
  6. Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Денежное обращение и банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 127 с.
  7. Сименко И.В., Иванус И.И., Сухарева Л.А., Жуков Б.М., Камышанченко Е.Н., Немченко О.А., Грахов В.П., Агафонова Н.В., Тарасенко А.В., Гречина И.В., Кислякова Ю.Г., Советова Н.П., Растопчина Ю.Л., Дорохова Е.И., Старикова Л.Н., Силин А.В., Цыгулева С.Н., Кулигина С.В., и др. Экономический и финансовый потенциал систем хозяйствования: теория и практика//Коллективная монография. Донецк, 2015. – 336 с.
  8. Советова Н.П. Целевая подготовка кадров в области управления персоналом // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, 2015. – С.202-208.
  9. Селименков Р.Ю., Советов П.М Лесной комплекс: управление инновационным развитием: монография. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. -215с.
  10. Советова Н.П. Вопросы противодействия коррупции при подготовке управленческих кадров // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. — Уфа, 2016. – С.117-119.