УДК 371.38

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

№17,

Педагогические науки

Хотенова Мария Александровна


Ключевые слова: ОПЫТ; МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ; ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ; EXPERIENCE; METHODS OF CONDUCTING EXPERIMENTS; PRACTICAL TRAINING METHODS; SYSTEM-ACTIVITY APPROACH; TEACHER’S ACTIVITY.


Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросу организации проведения опытов с младшими школьниками на уроках окружающего мира. В статье подробно раскрыты цели опытнической работы, а также выделены этапы организации опытов. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

Главная цель образования — развитие ребенка во всех направлениях. На уроке окружающего мира основной целью является развитие ребенка через изучение природы, ее закономерностей. Изучение явлений природы невозможно представить без такого практического метода как опыт. Он является важным компонентом для познания явлений и выявления свойств предметов в процессе изучения наук о природе.

С введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта в 2009 году (далее ФГОС) использование этого метода только повысились, и несколько изменился подход. «Одним из доступных способов изучения окружающего мира является опыт. Традиционно, этот способ использовался учителем в качестве метода обучения, здесь же требуется, чтобы этим методом (способом) овладели сами школьники» [2].

Опыт представляет собой метод исследования, в ходе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, получить новые знания [3].

Следует отметить, что применение опытов имеет большое значение для развития познавательных способностей учащихся, они дают возможность воспроизвести некоторые природные явления, происходящие в окружающем мире, познакомиться со свойствами природных объектов, объяснить проведенный опыт. Также, опыты помогают выявить влияние факторов среды на исследуемые объекты и формирование мировоззрения. Уровень наблюдательности, и развития речи тоже зависит от включения младших школьников в практическую деятельность. Необходимо учитывать то, что опыты развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки.

Немаловажной целью опытнической работы является приобщение детей к исследовательской деятельности. К тому же, с точки зрения требований ФГОС, на уроках необходимо развитие универсальных учебных действий, большинство которых можно реализовать при проведении опытов [4]. Более того, такой метод как опыт, имеет огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать один из важных принципов дидактики — системно-деятельностный подход. Ребенок из пассивного объекта обучения превращается в активный субъект собственной деятельности, что в наибольшей степени активизирует его деятельность. Кроме того, именно субъектная позиция ребенка является характерной чертой развивающего обучения.

Важно отметить, что по своей дидактической функции опыты служат более глубокому познанию действительности; основная цель здесь – приобретение новых знаний (в отличие от метода практических занятий, основная цель которых – формирование умений пользования приобретёнными знаниями).

Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников.

В совокупности все вышеперечисленные цели могут быть достигнуты только лишь при правильной методике проведения опытов. Стоит отметить этапы организации опытов.

1. Подготовительный этап состоит из двух частей. Для учителя – отбор материала, нужного для проведения опыта, проверка оборудования, определение состояния и необходимого количества вещества, предварительное проведение опыта (определение его длительности). Проводится инструктаж. Учитель на доске фиксирует тему, цель опыта, план проведения и оформления результатов, выдвигается предположение.

2. Соблюдение данного этапа также важно. Опыт проводится в зависимости от подготовленности учащихся, коллективно, поэтапно, с проверкой со стороны учителя или самостоятельно (по алгоритму); начинается с формулировки цели, определения конкретной задачи, описания оборудования, материалов, условий проведения, поэтапное выполнение с фиксацией результатов; на начальной стадии педагогу необходимо сориентировать детей, за какой частью оборудования наблюдать, чего ожидать. При выполнении опыта необходимо корректировка действий школьников, диагностику воспринимаемого.

3. Заключительный этап — анализ полученных результатов: повтор целей опыта, материалов, оборудования, последовательности выполняемых этапов, самостоятельный выводов и теоретическое обоснование (необходимо добиваться от ребенка связного рассказа). Учитывается связь результатов опыта с процессами в природе, жизнью человека [1].

Также, необходимо учитывать подготовленность не только самого педагога, но и учеников. Для проведения опытов учащихся тщательно готовят. Содержание и цели опыта изучаются по учебнику или другой литературе, подготовленной учителем.

Каждый опыт имеет свои нюансы, поэтому целесообразно завести картотеку опытов, где фиксируются тема/раздел, название, цель, оборудование, этап урока, время, ход эксперимента, результат, вывод. Возможно, использовать словесный метод — беседу [1].

Опыт должен повышать активность детей. Для этого необходимо составить вопросы, на которые они будут отвечать в процессе проводимого опыта. Вопросы могут быть такими: что мы хотим узнать из данного опыта? Как мы это узнаем? Как мы можем объяснить то, что видим? После окончания опыта учитель предлагает ответить на поставленные вопросы и сделать соответствующие выводы.

Демонстрация опытов очень сложный этап работы в плане организации и руководства мыслительной деятельностью младших школьников. Важно правильно выбирать вид опыта. От этого зависит реализация поставленных на урок задач.


Список литературы

  1. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособия для студ.высш.пед.учеб.заведений /Е.Н. Степанян. – М.: Издательский цент «Академия», 2004. С. 104-123.
  2. Курапова, И.И. Окружающий мир. Мои первые опыты: 1 и 2 кл. / И.И. Курапова. – М.: Баласс, 2003. — 48 с.
  3. Миронов, А.В. Приобщение школьников к постановке опытов, экспериментированию //«Окружающий мир» в начальной школе как реализовать ФГОС. – М.: Издательство Баласс, 2011. – 17 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)