УДК 339.54
ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
№17,
Экономические науки
Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна
Ключевые слова: ТАМОЖНЯ; ТОВАРНЫЙ ЗНАК; ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ; НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ; ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ; ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; TRADEMARK; SERVICE MARK; APPELLATION OF ORIGIN; INTELLECTUAL PROPERTY; COPYRIGHT HOLDER; UNIFIED CUSTOMS REGISTER OF INTELLECTUAL PROPERTY.
Передовые технологии на современном этапе развития общества используются не только для развития таких ключевых направлений, как образование, медицина, коммуникация, но и использоваться для незаконного копирования, перемещения объектов интеллектуальной собственности (ОИС), что обуславливает необходимость защиты ОИС как на национальном, так и на международном уровне. Контрафактные товары существенно снижают репутацию и доверие потребителей к определенным брендам из-за их ненадлежащего качества и безопасности продукции, а также использования в процессе их создания менее качественных материалов. Данные факторы являются причиной прямых убытков компаний, выпускающих оригинальную продукцию. Более того, иностранные компании не будут заинтересованы в ведении предпринимательской деятельности на российском рынке, так как не обеспечивается соответствующий уровень охраны их прав. Аналогично правовую охрану не получат российские авторы на зарубежных рынках. В каждом государстве-члене ЕАЭС ведётся национальный реестр объектов интеллектуальной собственности, которые содержат от 276 до 4864 объектов (рис. 1).
Рис. 1. ОИС в национальных реестрах государств-членов ЕАЭС [1], [2], [3], [4], [5]
Наиболее объемным является Таможенный реестр ОИС (ТРОИС) в Российской Федерации (РФ), в котором насчитывается 4864 объектов [5]. Наличие в каждой стране национального реестра усложняет технологию охраны прав и осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), так как в одном государстве может предоставляться правовая охрана ОИС, а в другом государстве ОИС не включен в реестр.
На данный момент существует необходимость подачи заявления в каждый уполномоченный орган по защите прав на ОИС государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), соответственно участники ВЭД имеют прямые убытки из-за отсутствия правовой охраны и несут временные издержки в процессе регистрации и включения в реестр ОИС.
Развитие ЕАЭС и его дальнейшая интеграция обуславливает тенденцию популяризации и функционирования Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) государств-членов ЕАЭС. Ведение ЕТРОИС установлено Соглашением от 21 мая 2010 года «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза», однако документ утратил силу с 1 января 2018 года в связи с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017. На данный момент единственным действующим документом является Решение КТС от 18.06.2010 № 290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств — членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Данный документ утрачивает силу в связи с изданием Решения Коллегии ЕЭК от 06.03.2018 № 35 об утверждении «Регламента ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС» (Регламент), вступающего в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу решения Коллегии ЕЭК «Об утверждении технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы ЕАЭС общего процесса «Формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза»».
Сравнительный анализ вышеперечисленных документов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ нормативно-правовых актов в сфере защиты ОИС
Критерии | Соглашение о ЕТРОИС государств — членов ТС от 21.05.2010 | Решение КТС №290 от 18.06.2010 | ТК ЕАЭС | Регламент ведения ЕТРОИС государств-членов ЕАЭС |
Объекты ОИС | объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания | объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания | объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. | объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания |
Термины | — | — | — | «заявление», «обеспечение», «обязательство», «рабочие дни» |
Орган, ответственный за ведение ЕТРОИС | КТС определяет орган, уполномоченный на ведение Единого реестра | ФТС России | ЕЭК | Структурное подразделение Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы в сфере интеллектуальной собственности (ответственный департамент) |
Центральный орган | от Республики Армения — Министерство финансов Республики Армения, от Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет, от Республики Казахстан — Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, от Кыргызской Республики — Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики, от Российской Федерации – ФТС России | — | — | для Республики Армения — Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения;
для Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; для Республики Казахстан — Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан; для Кыргызской Республики — Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики, для Российской Федерации – ФТС России |
Обязательство за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров | договор (договоры) страхования ответственности | — | договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров или иной договор (договоры), подтверждающий обеспечение исполнения указанного обязательства | договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров или иной договор (договоры), подтверждающий обеспечение исполнения указанного обязательства |
Сумма гарантии | должна быть не менее 10 (десяти) тысяч евро | должна составлять сумму, эквивалентную не менее чем 10 тысячам евро, однако снижение суммы обеспечения не является основанием для исключения | должна составлять сумму, эквивалентную не менее чем 10 тысячам евро | |
Плата за включение ОИС в ЕТРОИС | не взимается | — | не взимается | не взимается |
Регистрационный номер | — | 00000/XX-ДДММГГ,
где: 00000 — пятизначный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности в нарастающем порядке независимо от его вида; XX — вид объекта интеллектуальной собственности: АП — объект авторского права; СП — объект смежных прав; ТЗ — товарный знак (знак обслуживания); ДДММГГ — день, месяц, последние цифры года внесения объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр |
— | 00000/XX-NNNN-ДДММГГ,
где: 00000 — 5-значный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности независимо от его вида; |
Сведения, включаемые в ЕТРОИС | — | регистрационный номер; наименование ОИС; сведения о правообладателе; наименование, номер и дата документа, удостоверяющего наличие правовой охраны ОИС; срок, на который ОИС включен в Единый реестр; перечень товаров, в отношении которых таможенными органами принимаются меры по защите прав на ОИС; сведения о лицах, представляющих интересы правообладателя на территории ТС; номера и даты уведомлений о включении и продлении сроков включения в Единый реестр, направленных в ЦТО государств — членов ТС. | — | регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности;
наименование ОИС; наименование и реквизиты документа, представленного для подтверждения права на ОИС; наименования и классы товаров в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков; коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; сведения о правообладателе; контактная информация; дата окончания срока защиты. |
Сведения, указываемые в заявлении | о правообладателе, а в случае, если заявление подается их представителем, — также о представителе; об ОИС; о товарах; об уполномоченных правообладателем импортерах, экспортерах; о кодах товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с ЕТН ВЭД; о предполагаемых местах ввоза товаров; о сроке защиты прав правообладателя на ОИС | — | — | — |
Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности | не может превышать срока правовой охраны ОИС в том государстве — члене ТС, в котором этот срок истекает раньше | устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, а также сроков действия представленных документов, но не более двух лет со дня включения в Единый реестр. | — | не более 2 лет с даты включения объекта интеллектуальной собственности в единый реестр и не может превышать срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в государстве-члене, в котором этот срок истекает раньше, с учетом срока, указанного в заявлении, и сроков действия документов, прилагаемых к заявлению |
Дополнение и изменение сведений, указанных в заявлении | — | внесение изменений и дополнений в Единый реестр и направление информации в ЦТО государств – членов ТС осуществляется органом, уполномоченным на ведение Единого реестра, на основании заявления правообладателя в течение 30 рабочих дней | — | в случае изменения сведений, указанных в заявлении или представленных документах, заявитель в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, обязан в течение 5 рабочих дней с даты изменения сведений принять меры по внесению изменений (дополнений) в единый реестр в части, касающейся этих сведений |
Случаи исключение из ЕТРОИС
|
об исключении объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия таможенных органов государств — членов ТС по вопросам ведения ЕТРОИС | при поступлении заявления правообладателя; при выявлении представления неполных или недостоверных сведений; при истечении срока правовой охраны ОИС в любом из государств — членов ТС; при смене правообладателя в любом из государств — членов ТС; при непоступлении документов, представление которых обязательно в соответствии с Соглашением; при поступлении мотивированного предложения от ЦТО государств — членов ТС.
|
исключение объектов на основании Регламента ведения ЕТРОИС | поступление обращения от заявителя;
выявление факта представления заявителем недостоверных сведений; досрочное прекращение правовой охраны ОИС в любом из государств-членов; поступление информации от государственных органов государств-членов о том, что лица, указанные в едином реестре в качестве правообладателей, в соответствии с законодательством государств-членов лишены прав на ОИС или ограничены в таких правах в любом из государств-членов; поступление информации об изменении правообладателя в любом из государств-членов; прекращение действия обеспечения |
На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что существенных изменений в новый Регламент внесено не было, были расширены и уточнены положения, касающиеся содержания заявления правообладателя в целях единообразного применения формы заявления всеми заинтересованными лицами.
После вступления в силу Регламент предоставит возможность правообладателям товарных знаков, знаков обслуживания, объектов авторских прав и смежных прав существенно упростить порядок регистрации ОИС путём подачи документов в один орган, а именно в ЕЭК. Следовательно, правообладателю не требуется регистрировать ОИС в каждом национальном реестре государств-участников ЕАЭС. Данное нововведение значительно снизит издержки как временные, так и финансовые, связанные с прохождением регистрации ОИС и будут направлены на пресечение нарушений на таможенной границе. Унификация таможенного законодательства путем стандартизации требований предъявляемых к ОИС для их внесения в единый реестр упростит задачу таможенных органов в проведении таможенного контроля, а также сократит объемы перемещаемых контрафактных товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Можно выделить следующие ключевые положения Регламента [6]:
- Оформление и подача заявлений;
- Сроки и порядок рассмотрения заявлений;
- Порядок включения в единый реестр ОИС;
- Внесение изменений в единый реестр ОИС;
- Исключение из единого реестра объектов ОИС;
- Порядок опубликования сведений единого реестра на официальном сайте ЕАЭС.
Для подтверждения информации о правообладателе указываются сведения, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Сведения о правообладателе
Для вступления в силу Регламента, необходимо принять технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие для реализации функционирования ЕТРОИС.
Ключевыми проблемными аспектами, связанными с внедрением системы ЕТРОИС являются:
- Проблемы вступления в силу Регламента и «Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС» в целях единообразного применения законодательства в сфере защиты прав на ОИС.
- Наименования мест происхождения товаров в соответствии с Регламентом не подлежат включению в ЕТРОИС, однако в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС закреплена необходимость включения наименований мест происхождения товаров в Реестр.
- Проблема легализации параллельного импорта на всей территории ЕАЭС.
Параллельный импорт представляет собой ввоз оригинальных товаров, которые содержат маркировку товарным знаком, при этом данная маркировка наносится лицами, не заключившими лицензионные договоры с правообладателями. Данная предпринимательская деятельность ведется через альтернативные каналы без привлечения официальных дистрибьюторов.
Однако наиболее эффективным решением в легализации параллельного импорта является сохранение применения Протокола о внесении изменений в Договор о Союзе. В случае согласования со всеми государствами-членами ЕАЭС, возможно применение международного принципа исчерпания права для отдельных категорий товаров. Данный принцип обеспечит рынок ЕАЭС товарами, которые присутствуют на данный момент в ограниченном количестве или по искусственно завышенным ценам.
Дифференцированный подход к применению принципа исчерпания исключительного права на ОИС будет способствовать эффективной поддержке, модернизации и стимулированию развития отраслей экономики государств-членов.
Реализация «Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС» обеспечит упрощение и ускорение процедуры регистрации товарных знаков, устранит большинство административных барьеров и создаст условия для свободного обращения брендированных товаров в рамках ЕАЭС. Данный Договор имеет ключевое значение в формировании единообразного регулирования в сфере правовой охраны использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров на территории ЕАЭС.
В целях совершенствования предоставления государственных услуг по переходу к электронной системе документооборота государств-членов ЕАЭС подача в ЕЭК заявлений о включении ОИС в ЕТРОИС осуществляется как в письменной, так и в электронной форме.
В рамках приоритетного развития цифровой экономики необходимо закрепить правило правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде, включая глобальную сеть «Интернет».
Одним из перспективных направлений является взаимодействие Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЕЭК, а именно подписание Меморандума о взаимопонимании в сфере интеллектуальной собственности, направленного на охрану интеллектуальной собственности на глобальном уровне и обеспечение административного сотрудничества в рамках интеграционных объединений.
Таким образом, на данный момент существуют предпосылки для введения ЕТРОИС и его функционирования на регулярной основе путем объединения всех национальных таможенных реестров. Однако для достижения поставленной задачи необходимо унифицировать и стандартизировать национальное законодательство стран-участников ЕАЭС, а также ратифицировать ряд сопутствующих документов, таких как: «Правила реализации общего процесса «Формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза»», который обеспечит эффективную защиту прав на ОИС таможенными органами государств-членов ЕАЭС на основе формирования, ведения и использования ЕТРОИС, Регламент которого утвержден Решением Коллегии ЕЭК №35.
Список литературы
- Национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (действующий с 12.10.2018 г.), URL: http://www.customs.gov.by/ru/intellectualnaya_sobstvennost-ru
- Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Казахстан на 11.10.2018 года, URL: http://kgd.gov.kz/ru/content/tamozhennyy-reestr-obektov-intellektualnoy-sobstvennosti-1
- Агентство интеллектуальной собственности Республики Армения, URL: http://www.aipa.am/ru
- Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Киргизия, URL: http://www.customs.kg/index.php/ru/2013-05-02-13-42-58
- Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации, URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109
- «Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов Евразийского экономического союза», URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Documents/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82.pdf.