УДК 339.54

ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

№17,

Экономические науки

Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна


Научный руководитель: Беспалько В.Г., к.ю.н., Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия.


Ключевые слова: ТАМОЖНЯ; ТОВАРНЫЙ ЗНАК; ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ; НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ; ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ; ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; TRADEMARK; SERVICE MARK; APPELLATION OF ORIGIN; INTELLECTUAL PROPERTY; COPYRIGHT HOLDER; UNIFIED CUSTOMS REGISTER OF INTELLECTUAL PROPERTY.


Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Евразийского экономического союза, который упростит процедуру защиты интеллектуальных прав и сократит издержки правообладателей.

Передовые технологии на современном этапе развития общества используются не только для развития таких ключевых направлений, как образование, медицина, коммуникация, но и использоваться для незаконного копирования, перемещения объектов интеллектуальной собственности (ОИС), что обуславливает необходимость защиты ОИС как на национальном, так и на международном уровне. Контрафактные товары существенно снижают репутацию и доверие потребителей к определенным брендам из-за их ненадлежащего качества и безопасности продукции, а также использования в процессе их создания менее качественных материалов. Данные факторы являются причиной прямых убытков компаний, выпускающих оригинальную продукцию. Более того, иностранные компании не будут заинтересованы в ведении предпринимательской деятельности на российском рынке, так как не обеспечивается соответствующий уровень охраны их прав. Аналогично правовую охрану не получат российские авторы на зарубежных рынках. В каждом государстве-члене ЕАЭС ведётся национальный реестр объектов интеллектуальной собственности, которые содержат от 276 до 4864 объектов (рис. 1).


Рис. 1. ОИС в национальных реестрах государств-членов ЕАЭС [1], [2], [3], [4], [5]

Наиболее объемным является Таможенный реестр ОИС (ТРОИС) в Российской Федерации (РФ), в котором насчитывается 4864 объектов [5]. Наличие в каждой стране национального реестра усложняет технологию охраны прав и осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), так как в одном государстве может предоставляться правовая охрана ОИС, а в другом государстве ОИС не включен в реестр.

На данный момент существует необходимость подачи заявления в каждый уполномоченный орган по защите прав на ОИС государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), соответственно участники ВЭД имеют прямые убытки из-за отсутствия правовой охраны и несут временные издержки в процессе регистрации и включения в реестр ОИС.

Развитие ЕАЭС и его дальнейшая интеграция обуславливает тенденцию популяризации и функционирования Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) государств-членов ЕАЭС. Ведение ЕТРОИС установлено Соглашением от 21 мая 2010 года «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза», однако документ утратил силу с 1 января 2018 года в связи с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017. На данный момент единственным действующим документом является Решение КТС от 18.06.2010 № 290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств — членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Данный документ утрачивает силу в связи с изданием Решения Коллегии ЕЭК от 06.03.2018 № 35 об утверждении «Регламента ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС» (Регламент), вступающего в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу решения Коллегии ЕЭК «Об утверждении технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы ЕАЭС общего процесса «Формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза»».

Сравнительный анализ вышеперечисленных документов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ нормативно-правовых актов в сфере защиты ОИС

 

Критерии Соглашение о ЕТРОИС государств — членов ТС от 21.05.2010 Решение КТС №290 от 18.06.2010 ТК ЕАЭС Регламент ведения ЕТРОИС государств-членов ЕАЭС
Объекты ОИС объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания
Термины «заявление», «обеспечение», «обязательство», «рабочие дни»
Орган, ответственный за ведение ЕТРОИС КТС определяет орган, уполномоченный на ведение Единого реестра ФТС России ЕЭК Структурное подразделение Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы в сфере интеллектуальной собственности (ответственный департамент)
Центральный орган от Республики Армения — Министерство финансов Республики Армения, от Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет, от Республики Казахстан — Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, от Кыргызской Республики — Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики, от Российской Федерации – ФТС России для Республики Армения — Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения;

для Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

для Республики Казахстан — Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан; для Кыргызской Республики — Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики, для Российской Федерации – ФТС России

Обязательство за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров договор (договоры) страхования ответственности договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров или иной договор (договоры), подтверждающий обеспечение исполнения указанного обязательства договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров или иной договор (договоры), подтверждающий обеспечение исполнения указанного обязательства
Сумма гарантии должна быть не менее 10 (десяти) тысяч евро   должна составлять сумму, эквивалентную не менее чем 10 тысячам евро, однако снижение суммы обеспечения не является основанием для исключения должна составлять сумму, эквивалентную не менее чем 10 тысячам евро
Плата за включение ОИС в ЕТРОИС не взимается не взимается не взимается
Регистрационный номер 00000/XX-ДДММГГ,

где: 00000 — пятизначный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности в нарастающем порядке независимо от его вида;

XX — вид объекта интеллектуальной собственности:

АП — объект авторского права;

СП — объект смежных прав;

ТЗ — товарный знак (знак обслуживания);

ДДММГГ — день, месяц, последние цифры года внесения объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр

00000/XX-NNNN-ДДММГГ,

где: 00000 — 5-значный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности независимо от его вида;
XX — вид объекта интеллектуальной собственности («АП» — объект авторского права, «СП» — объект смежных прав, «ТЗ» — товарный знак (знак обслуживания));
NNNN — номер решения о включении объекта интеллектуальной собственности в единый реестр;
ДДММГГ — дата включения объекта интеллектуальной собственности в единый реестр (день, месяц, 2 последние цифры года)

Сведения, включаемые в ЕТРОИС регистрационный номер; наименование ОИС; сведения о правообладателе; наименование, номер и дата документа, удостоверяющего наличие правовой охраны ОИС; срок, на который ОИС включен в Единый реестр; перечень товаров, в отношении которых таможенными органами принимаются меры по защите прав на ОИС; сведения о лицах, представляющих интересы правообладателя на территории ТС; номера и даты уведомлений о включении и продлении сроков включения в Единый реестр, направленных в ЦТО государств — членов ТС. регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности;

наименование ОИС;

наименование и реквизиты документа, представленного для подтверждения права на ОИС;

наименования и классы товаров в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;

коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

сведения о правообладателе;

контактная информация;

дата окончания срока защиты.

Сведения, указываемые в заявлении о правообладателе, а в случае, если заявление подается их представителем, — также о представителе; об ОИС; о товарах; об уполномоченных правообладателем импортерах, экспортерах; о кодах товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с ЕТН ВЭД; о предполагаемых местах ввоза товаров; о сроке защиты прав правообладателя на ОИС
Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срока правовой охраны ОИС в том государстве — члене ТС, в котором этот срок истекает раньше устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, а также сроков действия представленных документов, но не более двух лет со дня включения в Единый реестр. не более 2 лет с даты включения объекта интеллектуальной собственности в единый реестр и не может превышать срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в государстве-члене, в котором этот срок истекает раньше, с учетом срока, указанного в заявлении, и сроков действия документов, прилагаемых к заявлению
Дополнение и изменение сведений, указанных в заявлении внесение изменений и дополнений в Единый реестр и направление информации в ЦТО государств – членов ТС осуществляется органом, уполномоченным на ведение Единого реестра, на основании заявления правообладателя в течение 30 рабочих дней в случае изменения сведений, указанных в заявлении или представленных документах, заявитель в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, обязан в течение 5 рабочих дней с даты изменения сведений принять меры по внесению изменений (дополнений) в единый реестр в части, касающейся этих сведений
Случаи исключение из ЕТРОИС

 

об исключении объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия таможенных органов государств — членов ТС по вопросам ведения ЕТРОИС при поступлении заявления правообладателя; при выявлении представления неполных или недостоверных сведений; при истечении срока правовой охраны ОИС в любом из государств — членов ТС; при смене правообладателя в любом из государств — членов ТС; при непоступлении документов, представление которых обязательно в соответствии с Соглашением; при поступлении мотивированного предложения от ЦТО государств — членов ТС.

 

исключение объектов на основании Регламента ведения ЕТРОИС поступление обращения от заявителя;

выявление факта представления заявителем недостоверных сведений;

досрочное прекращение правовой охраны ОИС в любом из государств-членов;

поступление информации от государственных органов государств-членов о том, что лица, указанные в едином реестре в качестве правообладателей, в соответствии с законодательством государств-членов лишены прав на ОИС или ограничены в таких правах в любом из государств-членов;

поступление информации об изменении правообладателя в любом из государств-членов;

прекращение действия обеспечения

На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что существенных изменений в новый Регламент внесено не было, были расширены и уточнены положения, касающиеся содержания заявления правообладателя в целях единообразного применения формы заявления всеми заинтересованными лицами.

После вступления в силу Регламент предоставит возможность правообладателям товарных знаков, знаков обслуживания, объектов авторских прав и смежных прав существенно упростить порядок регистрации ОИС путём подачи документов в один орган, а именно в ЕЭК. Следовательно, правообладателю не требуется регистрировать ОИС в каждом национальном реестре государств-участников ЕАЭС. Данное нововведение значительно снизит издержки как временные, так и финансовые, связанные с прохождением регистрации ОИС и будут направлены на пресечение нарушений на таможенной границе. Унификация таможенного законодательства путем стандартизации требований предъявляемых к ОИС для их внесения в единый реестр упростит задачу таможенных органов в проведении таможенного контроля, а также сократит объемы перемещаемых контрафактных товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Можно выделить следующие ключевые положения Регламента [6]:

  1. Оформление и подача заявлений;
  2. Сроки и порядок рассмотрения заявлений;
  3. Порядок включения в единый реестр ОИС;
  4. Внесение изменений в единый реестр ОИС;
  5. Исключение из единого реестра объектов ОИС;
  6. Порядок опубликования сведений единого реестра на официальном сайте ЕАЭС.

Для подтверждения информации о правообладателе указываются сведения, представленные на рисунке 2.


Рис. 2. Сведения о правообладателе

Для вступления в силу Регламента, необходимо принять технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие для реализации функционирования ЕТРОИС.

Ключевыми проблемными аспектами, связанными с внедрением системы ЕТРОИС являются:

  1. Проблемы вступления в силу Регламента и «Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС» в целях единообразного применения законодательства в сфере защиты прав на ОИС.
  2. Наименования мест происхождения товаров в соответствии с Регламентом не подлежат включению в ЕТРОИС, однако в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС закреплена необходимость включения наименований мест происхождения товаров в Реестр.
  3. Проблема легализации параллельного импорта на всей территории ЕАЭС.

Параллельный импорт представляет собой ввоз оригинальных товаров, которые содержат маркировку товарным знаком, при этом данная маркировка наносится лицами, не заключившими лицензионные договоры с правообладателями. Данная предпринимательская деятельность ведется через альтернативные каналы без привлечения официальных дистрибьюторов.

Однако наиболее эффективным решением в легализации параллельного импорта является сохранение применения Протокола о внесении изменений в Договор о Союзе. В случае согласования со всеми государствами-членами ЕАЭС, возможно применение международного принципа исчерпания права для отдельных категорий товаров. Данный принцип обеспечит рынок ЕАЭС товарами, которые присутствуют на данный момент в ограниченном количестве или по искусственно завышенным ценам.

Дифференцированный подход к применению принципа исчерпания исключительного права на ОИС будет способствовать эффективной поддержке, модернизации и стимулированию развития отраслей экономики государств-членов.

Реализация «Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС» обеспечит упрощение и ускорение процедуры регистрации товарных знаков, устранит большинство административных барьеров и создаст условия для свободного обращения брендированных товаров в рамках ЕАЭС. Данный Договор имеет ключевое значение в формировании единообразного регулирования в сфере правовой охраны использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров на территории ЕАЭС.

В целях совершенствования предоставления государственных услуг по переходу к электронной системе документооборота государств-членов ЕАЭС подача в ЕЭК заявлений о включении ОИС в ЕТРОИС осуществляется как в письменной, так и в электронной форме.

В рамках приоритетного развития цифровой экономики необходимо закрепить правило правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде, включая глобальную сеть «Интернет».

Одним из перспективных направлений является взаимодействие Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЕЭК, а именно подписание Меморандума о взаимопонимании в сфере интеллектуальной собственности, направленного на охрану интеллектуальной собственности на глобальном уровне и обеспечение административного сотрудничества в рамках интеграционных объединений.

Таким образом, на данный момент существуют предпосылки для введения ЕТРОИС и его функционирования на регулярной основе путем объединения всех национальных таможенных реестров. Однако для достижения поставленной задачи необходимо унифицировать и стандартизировать национальное законодательство стран-участников ЕАЭС, а также ратифицировать ряд сопутствующих документов, таких как: «Правила реализации общего процесса «Формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза»», который обеспечит эффективную защиту прав на ОИС таможенными органами государств-членов ЕАЭС на основе формирования, ведения и использования ЕТРОИС, Регламент которого утвержден Решением Коллегии ЕЭК №35.


Список литературы

  1. Национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (действующий с 12.10.2018 г.), URL: http://www.customs.gov.by/ru/intellectualnaya_sobstvennost-ru
  2. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Казахстан на 11.10.2018 года, URL: http://kgd.gov.kz/ru/content/tamozhennyy-reestr-obektov-intellektualnoy-sobstvennosti-1
  3. Агентство интеллектуальной собственности Республики Армения, URL: http://www.aipa.am/ru
  4. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Киргизия, URL: http://www.customs.kg/index.php/ru/2013-05-02-13-42-58
  5. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации, URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109
  6. «Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов Евразийского экономического союза», URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Documents/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82.pdf.