УДК 34

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ

№17,

Юридические науки

Замараев Вадим Игоревич


Ключевые слова: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ; ПРАВОВОЙ СТАТУС; АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ; ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ; ЧИСТОЕ РАСШИРЕНИЕ; ПРОБАЦИЯ; КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; ГЛОНАСС; CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTION; LEGAL STATUS; ALTERNATIVES TO DEPRIVATION OF LIBERTY; PROSPECTS FOR DEVELOPMENT; NET EXPANSION; PROBATION; CRIMINOLOGICAL WARNING; GLONASS.


Аннотация: В данной статье автор выделяет пути совершенствования уголовно-исполнительной инспекции, связывает необходимость развития указанного института с большим количеством случаев назначения судами наказаний, не связанных с лишением свободы. Помимо указанного, автор также анализирует статус сотрудника уголовно-исполнительной инспекции и перспективы его развития.

Уголовно-исполнительная инспекция — это учреждение, признанное в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обеспечивать исполнение наказаний не связанных с лишением свободы.

Анализируя правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, нужно его рассматривать как должностное лицо. В соответствии с примечанием 1 статьи 285 УК РФ под должностным лицом понимается лицо по специальному полномочию постоянно или временно, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие административно – хозяйственные, организационно – распорядительные функции в государственных органах, муниципальных учреждениях в органах местного самоуправления, в государственных корпорациях, а так же в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Особенности и функции уголовно-исполнительной инспекции обусловлены целями Уголовно-исполнительного кодекса, назначениями наказаний и мер уголовно – правового характера без изоляции от общества. Правовой статус у сотрудников уголовно-исполнительной инспекции зависит напрямую от того, какими правами и обязанностями обладают лица отбывающие наказание без лишения свободы.

Уголовно-исполнительная инспекция рассматривается как один из важных элементов структуры Федеральной службы исполнения наказаний, поэтому очень важно понимать значение работы сотрудников инспекции, знать их правовой статус, права и обязанности, входящие в их деятельность, а также стоящие перед ними задачи.

В процессе исполнения уголовных наказаний привлекаются органы и должностные лица некоторых хозяйственных и государственных организаций и учреждений, деятельность которых связана с реализацией других функций.

В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется Конституцией Российской Федерации, различными федеральными законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Определения их правового статуса устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

В законодательстве многих стран в течение нескольких последних лет происходят массовые изменения, признанные сократить численность заключенных, чье наказание не связано с изоляцией от общества. Для России альтернативы лишения свободы более актуальны [4].

В современном уголовном и уголовно – исполнительном кодексе были закреплены нововведения, состоящие в усилении борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Здесь же было ослабление условий применения уголовного наказания к лицам, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести впервые.

У альтернатив лишения свободы есть круг противников. И главным из аргументов является возможная ситуация, в которой может быть «чистое расширение» — это термин для описания процесса роста численности населения, к которому применяется определенная форма наказания. И как следствие в процессе альтернатив лишения свободы могут привести к нарушению равенства перед законом, где неизбежен рост риска и дискриминация в кругу определенных слоев населения. Но на практике постепенно наказания, не связанные с лишением свободы, приводят к исправлению и реабилитации осужденного лица и играют немало важную общественную роль.

В настоящее время возвращается механизм деятельности общественных инспекторов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

При этом эффективность данного механизма правового регулирования ничтожна [3]. Ведется новый поиск взаимодействия работы общественности и уголовно – исполнительной инспекции. Для этого нужны различные формы стимулирования деятельности общественных инспекторов.

В местах лишения свободы церковные служители взаимодействуют с администрацией учреждений, что ведет к воспитанию религиозных убеждений, а в уголовно-исполнительных инспекциях такого нет. Что необходимо в последующем времени ввести, так как это формирует как нравственные, так и духовные ценности человека.

Перспективой развития для уголовно – исполнительной инспекции развитие строительства исправительных центров во всех субъектах на территории Российской Федерации для исполнения наказания в виде принудительных работ. С начала 2018 года, а именно с 1 января, Федеральная служба исполнения наказания России примет около 500 осужденных в исправительные центры. Пока что открыто только 4 исправительных центра, которые расположены в Ставропольском крае на базе воспитательной колонии в Георгиевске, которая проходит перепрофилирование – на 144 мест; в Тюменской области на базе исправительной колонии № 6 (Ишим) – на 100 мест; в Приморском крае на базе колонии – поселения № 51 (Уссурийск) – на 150 мест; в Тамбовской области на базе реформируемой исправительной колонии № 3 (Зеленый).

Еще одной перспективой развития для уголовно – исполнительной инспекции заключается в направлении в суд представления о продлении осужденным лицам испытательного срока сразу же после систематического уклонения от исполнения, возложенных на него судом, обязанностей без иных мер, предусмотренных законодательством. К этим мерам относятся: внесение предупреждения, профилактическая беседа, возложение дополнительных обязанностей. Но в данный момент в большинстве случаев суды отказывают в удовлетворении представлений уголовно-исполнительных инспекций. Что влияет на повторность нарушения возложенных судом обязанностей на осужденного лица.

В судебной практике суды в большинстве случаев, если инспекция направляет представление о замене наказания и условного осуждения, принимают решение в пользу осужденного. При анализе уголовных материалов служебного расследования по выявлению фактов совершения рецидива преступления осужденными лицами, состоящими на учете в уголовно – исполнительной инспекции, было в большинстве случаев после отклонения в суде представления сотрудника инспекции об отмене условного осуждения. При этом необходимо внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и сделать сотрудников уголовно-исполнительной инспекции участниками уголовного судопроизводства. В процессе чего она имела бы право обжаловать по ее мнению ошибочное постановление суда.

Для постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию осужденного лица, а так же для проведения с ним первоначальных действий, а именно профилактической беседы, осужденный не является не только потому, что злостно уклоняется от этого, но и что суд не всегда должным образом разъясняет условно осужденному их дальнейшие действия и ответственность.

С расширением видов наказания в Уголовном кодексе РФ, не связанных с лишением свободы, выступает очередная перспектива развития для уголовно-исполнительной инспекции, которая заключается в том, что необходимо усовершенствование работы Государственной уголовно-исполнительной службы путем организации на основе пробации деятельности уголовно – исполнительной инспекции. А так же следует позаимствовать положительный опыт европейских государств в области исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. «Пробация» – это форма условного осуждения, устанавливающая надзор за преступником, который остается в обществе, но на этого осужденного лица наложены определенные ограничения и обязательства.

Данная программа имеет четкий план для достижения конкретных целей:
• Образование надлежащих условий для исправления осужденных лиц, приобретение ими профессии, развитие материально – технической базы и социальной адаптации в обществе;
• Обеспечивает механизм реализации права на бесплатную правовую помощь для уязвимых слоев населения;
• Усовершенствование и повышение уровня исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Особое обсуждение заняло такое нововведение как досудебный отчет. Оно предполагает, что сотрудник службы пробации направляет суду мотивированное представление, опираясь на которое, суд принимает решение к осужденному лицу методов пробации. Суть данного решения — дать осужденному шанс исправиться вне мест лишения свободы. Однако, за ошибку, в случае если осужденный совершит рецидив преступления в период срока пробации, встанет вопрос: кто будет нести ответственность? И скорее всего, окажется, что вина ляжет на сотрудника уголовно-исполнительной инспекции.

Предполагается в скором будущем принять меры по созданию материально-технических и правовых условий для преобразования уголовно-исполнительной инспекции в службу пробации. Главное из этих мероприятий – внедрение и разработка новых программ для осужденных лиц, к которым применены наказания, не связанные с изоляцией от общества.

Кроме того, в сфере обеспечения пост пенитенциарной адаптации осужденных и предотвращения повторного совершения ими преступлений в скором времени планируется создание условий для подготовки освободившихся осужденных лиц к пост пенитенциарной адаптации через службу пробации, что предусматривает Концепция долгосрочного социального-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2].

Воплощение норм настоящей Концепции в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, позволит надлежащим образом сотрудникам уголовно – исполнительной инспекции сохранить и развивать имеющий потенциал и выйти на новый уровень правоотношений в области обращения с осужденными лицами, состоящими на учете в инспекциях.

Другая перспектива развития это криминологическое предупреждение при исполнении наказаний без изоляции от общества. Это предупреждение представляет собой деятельность сотрудников инспекции по выявлению условий и причин, способствующих в совершении преступлений, и их устранение в будущем. Специальное криминологическое предупреждение преступлений осужденных лиц, чье наказание не связано с лишением свободы, заключается в том, что оно нормативно не определено и не может выходить за пределы деятельности органа исполняющего наказание. Поэтому сотрудники инспекции самостоятельно определяют: как поступать в данном направлении, что отрицательно сказывается на результатах специальной превенции.

Криминологическое предупреждение должно применяться только в отношении конкретного преступника и воздействовать на элементы окружающего мира, которые негативно влияют на его личность. Для этого нужно установление в Уголовно-исполнительном кодексе признака личности, которые более конкретно отражали бы антиобщественную деятельность и являлись бы основанием для применения специально-принудительных мер. К таким признакам относится:
• Высокий статус в криминальной среде («вор в законе»);
• Рецидив преступления во время отбывания наказания;
• Агрессивное состояние личности, если имеется на то заключение экспертизы;
• Наркомания, алкоголизм.

Главным фактором предупредительной работы сотрудника инспекции является возможность предостерегать осужденного лица от совершения общественно опасного проступка. Для этого нужно предоставлять права сотруднику инспекции, устанавливать временные ограничения или обязанности для осужденного лица, и установить в уголовно-исполнительном законодательстве их перечень.

При назначении наказания в виде исправительных работ существует в настоящее время много проблем. Но есть перспектива их решения, а именно:
1. Ввести при замене наказания более строгим видом один день лишения свободы и один день исправительных работ;
2. Ввести меры поощрения, позволяющие сокращать срок отбывания исправительных работ за добросовестное выполнение обязанностей, возложенных судом на осужденного лица;
3. При назначении исправительных работ необходимо учитывать личность осужденного лица, наличие необходимых у него документов для трудоустройства (паспорт, военный билет) и его социальный статус.

Следующий шаг развития уголовно-исполнительной инспекции заключается в том, что необходимо закрепить норму касательно обязательного получения основного общего образования [1]. Это правило прописано в ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации и в других нормативно – правовых актах. Такая норма должна быть закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, определяя правовое положение несовершеннолетних осужденных лиц к наказаниям, не связанных с лишением свободы.

По моему мнению, необходимо ввести новую перспективу развития уголовно-исполнительной инспекции, а в целом и уголовно-исполнительного законодательства, а именно ввести право и обязанность на получение образования осужденными лицами, чье наказание не связано с изоляцией от общества.

При дополнении этой нормы в УИК нужно будет учитывать добросовестное отношение к учебе. Это будет своеобразным признаком проявления исправления осужденного лица, чье наказание не связано с изоляцией от общества. Осужденный обязан успевать по учебной программе, посещать занятия, осознанно воспринимать процесс обучения и трудолюбия. Отказ осужденного лица от получения образования, невыполнение возложенных на него обязанностей в установленном учебном плане оценивается как отказ его от перевоспитания.

Предметом одного из главного обсуждения для уголовно-исполнительной инспекции это вопрос кадрового обеспечения сотрудников. Основными причинами кадрового недобора сотрудников являются большая нагрузка и тяжелые условия труда. С каждым годом в подразделениях уголовно – исполнительных инспекций на учете становится все больше осужденных лиц, чье наказание не связано с изоляцией от общества. Помимо этого, увеличился процент преступности несовершеннолетних лиц, что проявляется в дополнительной нагрузке для сотрудника инспекции. Поэтому главной задачей в данный момент будет признание реорганизации системы и увеличение кадрового персонала сотрудников. С прагматической точки зрения, тюремное заключение требует больших затрат на содержание осужденных лиц, чье наказание связано с лишением свободы. В силу этого, большинство стран принимают меры по возможному сокращению количеству вынесения подобных приговоров. Это так же влияет на рост осужденных лиц, наказание которых не связано с лишением свободы.

Существует такая проблема, что при наказании в виде исправительных работ и лишению права занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью уголовно – исполнительные инспекции обязаны проводить воспитательную работу с этой категорией осужденных. Здесь возникает вопрос: почему законодатель не предусмотрел, чтобы инспекция проводила воспитательные работы с другими категориями осужденных, которые стоят на учетах в инспекциях? Например, условное осуждение и отсрочка отбывания наказания. На практике применение отсрочки отбывания наказания и условного осуждения не являются менее криминогенными, по сравнению с наказанием в виде права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности (на государственной службе и службе в органах местного самоуправления, а так же в профессиональной сфере деятельности). Для этого необходимо проводить воспитательные работы с осужденными применительно ко всем видам наказания без лишения свободы, а так же к осужденным, которые состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции.

Следующая цель в развитии уголовно — исполнительной инспекции — улучшить систему электронного мониторинга в отношении осужденных лиц к ограничению свободы с использованием российской навигационной системы «ГЛОНАСС», что намного выгоднее, с денежной точки зрения, чем импортные аналоги. Главная перспектива в этой задаче – это достижение положительных результатов к исправлению осужденных лиц, чье наказание не связано с лишением свободы, а так же совершенствование профилактики преступлений.

В связи с тем, что в 2020 году общая численность осужденных лиц, чье наказание не связано с лишением свободы, увеличится более чем на 400 тыс. человек за счет применения ограничения свободы, исправительных работ и других видов наказаний, как результат увеличится количество санкций, принимаемых уголовно-исполнительной инспекцией. Для этого должна быть перспектива развития в обеспечении защиты общества от преступников, в снижении криминализации в государстве и в снижении численности лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При всем этом будут введены программы и методы психологической коррекции личности и изменения поведения и предотвращения совершения новых преступлений.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в будущем планируются большие перспективы в плане развития не только правового статуса сотрудника, но и уголовно-исполнительной инспекции в целом. Основными целями в перспективах развития уголовно-исполнительной инспекции являются:
• Повышение правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной инспекции;
• Уменьшение повторного уровня преступности среди лиц, отбывающих наказание не связанных с лишением свободы;
• Повышение профессиональной работы уголовно-исполнительной инспекции и доведение эффективности деятельности сотрудников до уровня европейских стандартов обращения с осужденными, чье наказание не связано с лишением свободы;
• Развитие международного сотрудничества в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного лица от общества;
• Усовершенствование и укрепление материально-технической базы уголовно-исполнительной инспекции, снижение нагрузки на персонал инспекции.

Для достижения поставленных целей и дальнейшей перспективы развития уголовно-исполнительной инспекции необходимо усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного лица от общества.

Самое главное значение в перспективах развития правового статуса сотрудника и уголовно-исполнительной инспекции в целом заключается в том, чтобы предотвратить рецидив преступлений, сделать наказание более общественно полезным, дать осужденному лицу шанс на исправление, не лишая его свободы. Это значение реализуется в следующих направлениях: психологическая помощь осужденным; оказание помощи и содействия осужденному лицу в разрешении жизненных проблем; помощь осужденному лицу в формировании желания исправиться и реализации жизненных планов; постоянная индивидуально-воспитательная работа и наблюдение за отношением осужденного лица к разным сферам жизнедеятельности; закрепление за осужденным лицом наставника.

Таким образом, можно сделать вывод о том что, для повышения эффективности борьбы с преступностью, что входит, несомненно, в перспективу развития уголовно-исполнительной инспекции, необходимо: постоянно работать с осужденными лицами, чье наказание не связанно с лишением свободы, совершенствовать и улучшить уровень профессиональной подготовки сотрудников инспекции, увеличить заработную плату штатных сотрудников. Кроме этого усовершенствовать законодательную базу, увеличить численность сотрудников инспекции, расширить комплекс мероприятий по содействию осужденным лицам в трудоустройстве, например при исправительных работах. И, конечно же, придерживаться международных стандартов и их практики по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы.

Перспектив развития для сотрудников уголовно-исполнительной инспекции в настоящий момент достаточно много, но будут ли они реализованы в будущем — это уже другой вопрос.

Пока очевидно, что в УИИ с каждым годом встают на учёт всё больше осужденных, и главной, на наш взгляд, перспективой развития будет являться создание дополнительного подразделения для помощи инспекциям при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.
  2. Распоряжение Правительства от 17 нояб. 2008 г. № 1662 – р « О Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года»
  3. Смирнова И. Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно – исполнительных инспекциях.: автореф. дис..канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России., СП., 2003.
  4. Чернышева Д. В. Возникновение и становление уголовно – исполнительных инспекций // Человек : преступление и наказание. — 2008 — № 2. – С 25-29.