УДК 372.862

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

№17,

Педагогические науки

Файзрахманова Айгуль Линаровна (Кандидат педагогических наук)
Файзрахманов Ирек Магсумович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: МОДЕЛИРОВАНИЕ; УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ; УРОК ТЕХНОЛОГИИ; MODELING; EDUCATIONAL MODELING; TECHNOLOGY LESSON.


Аннотация: В статье представлена общая характеристика процесса учебного моделирования в школе. Раскрываются этапы учебного моделирования технических объектов на уроках технологии.

За последние годы деятельность учащихся в области техники заметно развилась. Выставки, конкурсы, олимпиады, соревнования юных техников, ставшие традиционными, демонстрируют все возрастающий интерес к техническому любительству со стороны ребят. Изменился уровень технического творчества. Теперь уже никого не удивляют оригинальные устройства, автоматически действующие приборы, своеобразные приспособления и инструменты, которые конструируют и изготовляют ребята.

Основной формой технических работ школьников в настоящее время является моделирование. Изготовление моделей самолетов, судов, электровозов, различных машин и механизмов помогает знакомству с техникой, формирует технические знания и умения, приобщает учащихся к основам конструирования. Важное влияние на развитие личности оказывают и другие стороны моделирования: эстетическая, вырабатывающая правильные по¬нятия о прекрасном, и спортивная, способствующая пробуждению интересов к соревнованиям и достижениям.

Сейчас в обычном моделировании все отчетливее проступают направления мехатроники и робототехники. Создать модель робота, а в дальнейшем придать динамику какой либо из детали объекта весьма актуальна для школьников [1].

К школьному моделированию относится также создание различных учебно-наглядных пособий: механизмов, передающих и преобразовывающих вращательное движение; приборов для занятий по физике, математике, черчению и других.

На смотрах технической самодеятельности учащихся нередко вызывают всеобщий интерес экспонаты декоративно-оформительского назначения. Имеется в виду различные макеты, объемные выставочные композиции, бутафории, предметы оформления вечеров и школьной самодеятельности. В них, как правило, смыкаются декоративно-прикладное искусство и элементы техники.

Среди ребят находятся такие умельцы, которые с особым увлечением строят рельефные макеты местности и витражи с подсветом, выполняют иллюминацию помещения с применением цветных огней

Декоративно-оформительское искусство в школе открывает богатые возможности для проявления фантазии, развивает у учащихся эстетические чувства.

Все большее признание получает у ребят рационализация и изобретательство. Школьники изготавливают инструменты и приспособления, улучшающие технологию изготовления моделей и приборов; оригинальные модели машин; усовершенствованные физические и химические приборы; новые учебно-наглядные пособия; технические средства обучения.

Вопрос о подготовке учащихся к творческому труду на производстве является одним из главных в нашей школе. В этом свете развитие рационализаторских способностей у учащихся нельзя недооценивать.

Различные головоломки, настольные игры, всевозможные игрушки, в том числе и механизированные, особенно привлекают внимание детей и подростков. Привлекают не только как объекты развлечений, но и как предметы для изготовления. Этот вид работы успешно проводится в условиях кружковых занятий и на уроках труда, преимущественно в 5-6 классах.

В учебной деятельности, также как и в профессиональной, процесс моделирования делится на ряд этапов.

Первый этап – изучение технического задания. В образовательном процессе данный этап характеризуется выбором преподавателем и учащимися типа (класса) модели и составление технического задания.

На втором этапе школьники изучают прототипы или аналогичные конструктивные решения по образцам промышленного производства, фотографиям, периодическим журналам, сети Интернет и другим источникам, то есть осуществляется выбор пути и средств решения.

Третий этап – разработка конструкции в графической форме. Этот этап характеризуется определением количества деталей и их функций; выполнением элементарных расчетов деталей и сборочных единиц, выбором их формы и способов соединения; выделением материалов и унифицированных деталей и сборочных единиц; разработкой технической документации. Учащиеся должны выполнить эскизные наброски основных частей устройства, а также подобрать наиболее приемлемый вариант. Эскизы изображают конструкцию без подробностей и выполняются быстро и в большом количестве. Дальше выполняют сборочные и деталировочные чертежи. Один из основных элементов процесса конструирования является коллективное обсуждение вариантов конструкции, их обоснование в зависимости от применения.

На четвертом этапе учащимися осуществляется подготовка к изготовлению объекта, а именно определяется последовательность изготовления деталей, составляются технологические карты и заявки на конструкционные и отелочные материалы, унифицированные сборочные единицы и детали.

Пятый этап непосредственно связан с изготовлением объекта. Происходит подготовка оборудования, инструментов и приспособлений к работе, изготовление отдельных деталей, сборка узлов изделия в целом.

Испытание технического объекта связан с шестым этапом конструирования, на котором получают данные о работе конструкции и отдельных ее узлов.

На шестом этапе происходит корректировка технической документации. После сравнения технической документации с готовым изделием, в нее вносятся исправления согласно результатам испытания.

Последний этап связан с отделкой изделия. Необходимо осуществить все операции в соответствии с известными современными технологиями отделки (зачистка, шпаклевание, грунтование и т.д.). Неровный окрас, шероховатости, царапины или просто не гармонично подобранные цвета могут свести всю задумку насмарку [2].

Представленная последовательность моделирования и и изготовления объектов техники отражает процесс обучения учащихся моделированию независимо от специфики изготавливаемых объектов.

В учебном моделировании важно, чтобы процесс создания объекта на всех этапах был доступным для ученика и проходил достаточно быстро. Прежде чем приступить к моделированию, необходимо изучить теоретические вопросы: принцип работы устройства и техническую характеристику проектируемого объекта, конструкционные и отделочные материалы.


Список литературы

  1. Ахметов Л.Г. Формирование технолого-экономического образовательного пространства с использованием узлов реальных технических узлов / Л.Г. Ахметов // Казанский педагогический журнал. 2007. № 2 (50). — С. 29-32.
  2. Файзрахманов И.М. Подготовка будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся// А.Л. Файзрахманова, И.М. Файзрахманов // Технологическое образование в школе и вузе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2016. — С. 129-133.
  3. Файзрахманов И.М. Подготовка студентов к организации конструкторской деятельности учащихся на уроках технологии / И.М. Файзрахманов, А.Л. Файзрахманова // Актуальные вопросы подготовки школьников и студентов к профессии: сборник всеросс.науч.-практической конференции. — Елабуга, 2018. — С.186-191