УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№17,

Юридические науки

Горбылева Анна Андреевна


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК; РАБОТОДАТЕЛЬ; ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ; TEACHING STAFF; EMPLOYER; EDUCATION MANAGEMENT BODIES.


Аннотация: В данной статье речь пойдет о правовой незащищенности педагогических работников, несправедливом отношении к учителям со стороны руководителя и органов управления образованием. Описываются наиболее частые причины конфликтов между педагогическим работником и работодателем.

На сегодняшний день, в условиях проведения реформ в области образования, много вопросов посвящено правам и обязанностям всех участников образовательного процесса, в том числе педагогических работников. На современном этапе развития законодательства правовое положение педагогических работников регламентировано как национальными, так и международными нормативно-правовыми актами. Не смотря на это, имеют место быть проблемы в области реализации прав всех участников образовательного процесса. В особенности это касается педагогических работников, так как правам данной категории лиц отводится меньше внимания, что в конфликтных ситуациях влияет на степень правовой защиты педагогов.

Часто конфликтные ситуации происходят между учителем с одной стороны и руководителем образовательной организации, а также органами управления образованием – с другой. Безусловно, разногласия интересов руководителя и подчиненного – это распространенная ситуация в любом виде организаций, но в образовательной сфере эта ситуация осложняется тем, что образовательный процесс имеет сложную, закрытую структуру. Осуществление контроля за деятельностью участников образовательного процесса затрудняется тем, что руководители, представители администрации предпочитают не распространять информацию о негативных ситуациях в ведении образовательного процесса.

Так же стоит обратить внимание на коррупционную составляющую данной проблемы. Преобладание межличностных отношений зачастую делают невозможным бороться с этим в одиночку. Большая часть педагогов предпочитает не ввязываться в конфликты с руководителем по причине боязни травли и, в конечном счете, увольнения.

В конфликтной ситуации представители администрации школы и органов управления зачастую используют большое количество методов оказания влияния на педагогических работников.

Что касается конфликтных ситуаций, то их можно условно классифицировать на:
— конфликты, касающиеся оплаты труда, распределения персональных надбавок к заработной плате, распределения стимулирующих выплат, премий;
— конфликты по поводу распределения учебной нагрузки, ее уменьшения;
— конфликты, касающиеся должностных инструкций учителя и классного руководителя;
— конфликты, связанные с взаимоотношениями педагогов и родителей обучающихся.

Споры, связанные со справедливой оплатой труда и распределением учебной нагрузки взаимосвязаны. Связано это с тем, что в современных условиях в соответствии с действующим законодательством, уровень заработной платы педагогических работников напрямую зависит от количества учебной нагрузки. В том числе, существует еще и ненормированная часть нагрузки, которая в свою очередь не оплачивается. Также на распределение учебной нагрузки влияет выше упомянутый личностный фактор. Наличие личной неприязни к работнику со стороны работодателя и как следствие установление педагогу минимальной нагрузки доказать очень сложно, зачастую – невозможно.

Что касается разногласий по поводу должностных инструкций, то часто, последние попросту отсутствуют, либо же составлены с применение общих формулировок, под которыми работодатель может подразумевать разный смысл и таким образом требовать с учителя выполнения обязанностей не связанных с его непосредственной трудовой деятельностью.

В российском законодательстве регламент составления должностных инструкций никак не урегулирован, таким образом, работодатель в праве сам решать, как ее оформить и вносить в нее изменения. Это связано с тем, что должностная инструкция может быть частью трудового договора и в таком случае внесение в нее изменений должно происходит только с согласия работника. В образовательных организациях должностная инструкция является отдельным актом, в таком случае внесение в нее изменений может происходить без согласия работника.

Конфликтные ситуации между учителями и родителями обучающихся является еще одной распространенной проблемой образовательного процесса и особенно защита прав педагогов в данном виде правоотношений.

Часто органами управления образованием принимаются неправомерные решения в отношении педагогических работников в результате конфликтов между учителями и родителями. Родители обвиняют учителей в грубом отношении к обучающимся, в некомпетентности. Зачастую, эти обвинения не подкреплены какими-либо доказательствами, а работодатель в свою очередь предпочитает уволить работника или предложить ему уволиться по собственному желанию, и часто отказывается выступать на стороне учителя. Всему этому причиной является нежелание руководителя образовательной организации портить авторитет школы и всего педагогического коллектива.

По законодательству Российской Федерации в данном случае работодатель обязан провести служебную проверку, собрать все необходимые доказательства вины (или ее отсутствия) педагога. Увольнение педагогического работника по инициативе работодателя происходит при наличии определенного перечня документации, а именно: по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – служебная записка или акт о фиксации факта аморального поведения педагогического работника, объяснительная провинившегося или акт об отказе дать объяснения, акт служебного расследования; по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – справка из органов МВД о наличии судимости или факта уголовного преследования, возможно, предписание прокурора; по п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ – жалобы родителей и учеников в письменном виде, объяснительная педагогического работника, акт расследования.

Проблема данных правоотношений усложняется тем, что в действующем ФЗ «Об образовании РФ» взаимоотношения педагогов и родителями и обучающимися недостаточно освещены, а в некоторых случаях правовое регулирование вовсе отсутствует.

Для улучшения положения педагогических работников следует более детально проработать законодательство, касающееся образовательной сферы и особенно аспект взаимоотношений учителей, родителей и учеников.

В заключении хотелось бы отметить еще одну косвенную причину правовой незащищенности педагогических работников. Большая часть учителей на сегодняшний день являются так называемыми стажистами, проработавшими в школе свыше 20 лет. Данная категория педагогов полностью посвящает себя работе и детям и зачастую не обладают навыкам правовой грамотности и самозащиты, именно эта категория работников и подвержена более частому несправедливому отношению со стороны работодателя и органов управления образованием.


Список литературы

  1. Буслов, Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2010.- 468 с.
  2. Першина Л. Б. Актуальные проблемы реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 5-7.