УДК 159.923.33

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ МИГРАЦИИ

№17,

Социологические науки

Погарская Александра Николаевна


Научный руководитель: Федулова А.Б., кандидат философских наук, доцент.


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ; МИГРАЦИЯ; МИГРАНТ; СЕМЬИ – МИГРАНТЫ; ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ; АДАПТАЦИЯ; ФАКТОРЫ МИГРАЦИИ; SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS; MIGRATION; MIGRANT; FAMILY — MIGRANTS; CAUSES OF MIGRATION; ADAPTATION; INFLUENCE FACTORS.


Аннотация: В данной статье рассматриваются социально-психологические особенности семей – мигрантов, раскрываются условия адаптации детей семей-мигрантов, последствия, причины, а также социально-психологическое значение миграции.

На сегодняшний день проблема миграции актуальна, так как существуют различные причины ее возникновения. Безусловно, многочисленные проблемы миграции – одна из главных проблем мигрантов, независимо от их страны происхождения и пребывания.

Цель процесса миграции – улучшение жизненных условий во благо себя и своей семьи. Соответственно причинами миграции могут стать отсутствие работы, низкие экономические возможности, высокие цены на продукцию, отсутствие возможности образования, нестабильная политическая обстановка, войны, эпидемии, природные катаклизмы, плохая экология, суровые климатические условия, неразвитая инфраструктура и другое [4].

Явление миграции – это процесс перемещения людей с одного места жительства в другое. Это может быть на региональном уровне – из одного населенного пункта в другой, федеральном – из одной части страны в другую, и на международном – из одной страны в другую. Мигрировать может как одна личность, так и целая группа или часть населения.

Несмотря на то, что миграция это уже привычный для всех процесс, всё же он усложняется психологическим состоянием человека: внутриличностные переживания мигранта, связанные с приспособлением к новому месту пребывания, новыми условиям жизни и ее течением. Ко всему этому пребывание на новом месте может сопровождаться конфликтами с коренным населением. Важно отметить, что феномен психологического состояния человека в условиях миграции мало изучен.

Итак, миграция может включать в себя такие социально-психологические особенности как адаптационный компонент; изменение личностных взглядов, установок, своего поведения в соответствии с новыми условиями окружающей среды; налаживание контакта с ближайшим окружением; направленное изменение своих действий и поведения ради уважения ценностей, норм и культуры места, в котором находится мигрант.

На процесс адаптации сказываются многие отягчающие факторы: установки, социальные и культурные нормы, климатические условия, новые условия проживания, языковые различия, а также религиозные. Естественно, человеку приходится налаживать межличностный контакт с новыми людьми; у мигранта появляются новые материальные и бытовые проблемы. Всё перечисленное в совокупности может создать стрессовую ситуацию, которая может повлиять и на семью мигранта [3].

Обозначим основные социально-психологические особенности семей мигрантов: миграция разрушает семейные отношения, родственные и даже дружественные связи. Почему это происходит? Как правило, родственники и близкие друзья не имеют поддержки, во время стрессов, переживаний и недостатка внимания родного человека (собственно мигранта) не способны справляться с ситуацией, что соответственно плохо сказывается на продолжительности брака и общих детях. Из-за временной работы или учебы вдалеке от дома одного супруга и невозможности пребывания с ним второго появляются проблемы эффективности родительства и нарушения репродуктивной функции.

В мае – июне 2013 года на территории Курской области было проведено социологическое исследование (авторы исследования: Зотов В.В., Каменева Т.Н., Орлова Е.М.), результаты которого были следующими: в современном мире семейно-брачные отношения находятся под угрозой риска; в случае долгого отсутствия одного из супругов кажется, что отношения начинают слабеть; мигранты, отсутствующие дома более 1 месяца, считают, что их отсутствие привело к разводу и распаду семьи [1].

Социально-психологические особенности членов семьей мигрантов — глобальный вопрос, который подразумевает такие факты как многоженство, дети, которые не могут посещать школу из-за бедности, ксенофобия, отказники и подкидыши, брошенные жены и забытые дети на родине. И это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются мигрант и его члены семьи.

Например, социально-психологическими особенностями трудовой миграции является недостаток внимания и родительской любви к детям, ревность одного из супругов, конфликтные ситуации, недопонимание, замкнутость личности, развод.

Почему так случается? Родители, уезжая на заработки из-за низкой оплаты труда на родине, оставляют своих детей с бабушками и дедушками. Но всем известно, что бабушка и дедушка не заменят родительской теплоты, любви и ласки, соответственно дети страдают. Таким образом, родители компенсируют недостающую заботу за детьми материальными благами.

По данному вопросу организация Кыргызстана «Инновационное решение» проводила исследование, которое показало, что пожилое поколение в семье не способно полностью справляться с поставленными задачами в воспитании и уходе за детьми. В силу своего возраста они не могут справляться со всеми ролями родителей. Также результаты исследования показали, что дети родителей — трудовых мигрантов имеют плохую успеваемость, низкую посещаемость образовательных учреждений, ранний сексуальный опыт [4].

Следует обозначить главные и характерные социально-психологические проблемы детей из семей мигрантов: значимое место занимают последствия депривации и изоляции.

Факторы миграции, имеющие травматические последствия порой не дают возможности нормальной, стабильной социализации ребенка, тем самым затормаживая процесс формирования и становления личности. Также пережитый стресс отражается на межличностных отношениях ребенка, его самооценке, поведении, взгляде на мир.

Многие отечественные ученые, например, В.К. Калиненко, Л.А. Шайгерова и Г.У. Солдатова, отметили проблемы, наиболее часто встречающиеся у детей из семей мигрантов. А именно эмоциональные, когнитивные, поведенческие нарушения, проблемы общения [2].

Также разделяют несколько групп факторов, которые влияют на время процесса адаптации: индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят возраст детей. Считается, что учащиеся начальных классов намного быстрее и легче проходят процесс адаптации, в отличие от старшего школьного звена. Также продолжительность процесса адаптации зависит от пола ребенка: девочкам приспособиться к новому окружению сложнее.

К групповым факторам относят личностные особенности детей. Считается, что если ребенок имеет сильные личностные характеристики, например, как настойчивость, смелость, хорошая самооценка, самообладание и самоконтроль, то ему будет намного проще приспособиться к новым жизненным условиям.

Для более успешного процесса адаптации необходимо максимально удовлетворить актуальные потребности детей. К таким потребностям относятся родительская поддержка, комфортные жилищные условия, экономическое благополучие, возможность оставаться самим собой, доброжелательное отношение к близким и окружающим людям и, безусловно, социально- психологическая защищенность [2].

Таким образом, социально-психологическая адаптация детей-мигрантов — это комплекс факторов, которые характеризуют все особенности приспособления к новой жизни ребенка и сказываются на его личностных установках, эмоциональном самочувствии и межличностном взаимодействии. Также долгое отсутствие одного или несколько супругов из-за вынужденной миграции приводят к таким явлениям как развод, брошенные дети, психологические расстройства одного или нескольких членов семьи, нарушение стабильности семейно-брачных отношений и многое другое.


Список литературы

  1. Зотов В.В., Каменева Т.Н., Орлова Е.М., Социокультурные риски семейно-брачных отношений в условиях глобализации пространства жизнедеятельности человека// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, — 2013 г. [Электронный ресурс], — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-riski-semeyno-brachnyh-otnosheniy-v-usloviyah-globalizatsii-prostranstva-zhiznedeyatelnosti-cheloveka (дата обращения: 27.10.2018).
  2. Лавринец Е.А, Особенности социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов// Психологические науки: NovaUm.Ru (Электронный журнал). 2017 г. №10 [Электронный ресурс], — Режим доступа: http://novaum.ru/public/p409 (дата обращения: 28.10.2018).
  3. Ионина О.С., Особенности социально-психологической адаптации мигрантов к новым условиям жизни// Научный журнал: Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2 (22) [Электронный ресурс], — Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-2-20.pdf (дата обращения: 28.10.2018).
  4. Экономические и социальные вызовы для семей мигрантов // информационный портал [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.ethnoinfo.ru/tema-broshennye-semji (дата обращения: 27.10.2018).