УДК 338.46

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

№17,

Экономические науки

Конышев Иван Сергеевич
Решетова Юлия Павловна


Научный руководитель: Суворова А.П., доктор экономических наук, профессор.


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ; МОДЕЛЬ ССП; КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА; КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ; СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ; PERFORMANCE MANAGEMENT; MODEL BSC; KEY SUCCESS FACTOR; KEY PERFORMANCE INDICATOR; STRATEGIC INITIATIVE.


Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические основы модели системы сбалансированных показателей (ССП) Д. Нортона и Р. Клапана и проведена диагностика потенциала развития организации на примере учреждения культуры.

В современном мире для достижения успешных результатов организациям необходимо уметь адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям и искать возможности превзойти своих конкурентов по скорости предоставления услуг, широте ассортимента, качеству обслуживания и ценовой политике. В рамках современного видения организации как многоуровневой системы взаимоотношений рекомендуется разрабатывать систему аналитических показателей, имеющих контрольные значения, отражающих прибыльность деятельности в долгосрочном и краткосрочном периодах с точки зрения стратегических целей и операционных задач.

Существует множество моделей управления эффективностью организации, которые отличаются и принципом построения, и широтой охвата, и ориентированностью на специфические группы пользователей. Мы рассмотрим одну из популярных на сегодняшний день модель системы сбалансированных показателей (ССП или BSC) Д. Нортона и Р. Клапана. Данная модель представлена в качестве идеи разработки одной более приемлемой для организации стратегии с последующим построением целей для каждого конкретного подразделения и исполнителя с использованием ключевых показателей эффективности (KPI). Авторы предлагают новый механизм создания стоимости: использование нематериальных активов – преобразование нематериальных активов в результаты для потребителей через эффективные бизнес-процессы – рост финансовых результатов организации в целом[1].

Визуально логическая цепочка основных элементов BSC-модели выглядит в соответствии с рисунком 1.


Рис.1 – Основные элементы BSC-модели Нортона-Клапана

В качестве практического примера проведем диагностику потенциала развития муниципального автономного учреждения культуры «Центральный парк культуры и отдыха» города Йошкар-Ола.

Миссия МАУК «ЦПКиО» – создание и предоставление широкого спектра развлекательных услуг, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребности населения в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе. В следствии отсутствия филиалов учреждения, одной из долгосрочных целей является увеличение доли рынка предоставляемых услуг по республике Марий Эл.

Выделим ключевые факторы успеха для учреждения культуры. к которым относят мероприятия по реализации стратегии, конкурентные преимущества, результативность деятельности. Любая организация должна стремится к их выполнению, чтобы стать конкурентоспособной на рынке услуг.

Ключевые факторы успеха МАУК «ЦПКиО»:

— возможность внедрения инновационных технологий;
— виды услуг и затраты на их предоставление;
— характеристика кадровой базы – квалификация персонала (маркетолог, администратор), занятого продвижением услуг;
— качество и уровень обслуживания.

Выявленные факторы успеха были проранжированы по степени приоритетности руководствуясь поставленной долгосрочной целью учреждения.

Далее были разработаны стратегические инициативы на базе четырех проекций: финансы, клиенты, внутренние процессы и персонал. В процессе работы использовались статистические данные с сайта учреждения и данные бухгалтерской отчетности по формам 1, 2. На основе рассчитанных коэффициентов, выявим имеющиеся проблемы учреждения, причины отклонений от рекомендованных значений и подберем KPI для оценки сложившейся ситуации.

Таблица 1

BSCстратегические инициативы[2]

По результатам табл. 1 можно сказать, что существует три ключевые проблемы МАУК «ЦПКиО»: убыточность деятельности, устаревшая материально-техническая база, отсутствие маркетинга услуг.

На уровне управления финансами учреждения ключевой задачей становится избавление от убытков учреждения за счет увеличения доходов. Добиться улучшения финансовых результатов можно за счет расширения спектра предлагаемых услуг и интенсивного использования имеющихся ресурсов. Для этого стоит обратить внимание на отсутствие специалиста (маркетолога), занимающегося активным продвижением услуг и увеличением количества площадок (выездных и местных) для реализации имеющихся услуг. Для увеличения привлекательности деятельности МАУК «ЦПКиО» рекомендуется обновлять имеющееся оборудование и внедрять инновационные технологии.


Список литературы

  1. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник длябакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб.и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2016. — 486 с.
  2. Документы. Центральный парк культуры и отдыха [Электронный ресурс] // — URL: http://park-ola.mari-el.muzkult.ru/places (дата обращения: 25.01.2019).
  3. Справка о результатах проведения независимой оценки качества оказания услуг МАУК «ЦПКиО» [Электронный ресурс] // — URL: http://park-ola.mari-el.muzkult.ru/media/2018/08/27/1232420039/NOK.pdf (дата обращения: 15.02.2019).