УДК 101.9

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛОСОФОВ

№17,

Философские науки

Титова Екатерина Игоревна


Ключевые слова: МЕНТАЛЬНОСТЬ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ; РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК; РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ФИЛОСОФ; ИНТЕРПРЕТАЦИЯ; MENTALITY; ECONOMIC MENTALITY; RUSSIAN PERSON; RUSSIAN AND FOREIGN PHILOSOPHER; INTERPRETATION.


Аннотация: В статье выявлены и описаны образы экономической ментальности, созданные известными российскими и зарубежными философами.

Проблема ментальности русского человека исследовалась многими российскими и зарубежными философами, среди которых можно отметить таких философов, как Вольтер, И.Гердер, Д.Дидро, И.Кант, Г.Лейбниц, М. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В.О. Ключевский, К. Маркс, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.А.Бердяев, В.И. Ленин, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, М.Вебер, П.А.Сорокин, А.Тойнби, М.Бэринг, М.Вебер, Г.Маркузе, З.Фрейд, О.Шпенглер, В.Шубарт, М.Бэринг, В.Р.Мединский, В.С.Барулин, Д.В. Полежаев, А.Г.Сабиров, Л.А. Сабирова, Д.Горер, К.Клакхон, Р.Льюис, Р.Пайпс, Д.Ранкур-Лаферьер, С.Хантингтон, Э.Эриксон и другие. В своих работах ониисследовали сущность ментальности русского человека, раскрыли многие его ментальные свойства, выявили факторы, формирующие и развивающие основные свойства его ментальности. Вместе с тем, в их работах в недостаточной степени была исследована экономическая ментальность русского человека, причины специфического отношения русского человека к собственности и труду. Данная статья посвящена решению некоторых аспектов обозначенной проблемы. В статье нами использовалась методология исследования проблем человека А.Г.Сабирова [13].Нами также были использованы некоторые характеристики экономической ментальности русского человека, приведенные в работе А.Г. Сабирова и Л.А. Сабировой [14, с.35 – 36].

Экономическая ментальность русского человека – это его производственно-трудовые представления, стереотипы и установки, носящиечувственно-эмоциональный и рационально-алгоритмический характер и выражающие его приверженность к определенному типу поведения и действия в сфере материального производства и распределения. Она, прежде всего, проявляется в его приверженности к определенному виду труда, в отношении к собственности, к труду, в наличии определенных личностных свойств, характеризующих русского человека как работника.

Российские философы и мыслители в своих работах выявили многие свойстваэкономической ментальности русского человека. Первыми о них написали В.О. Ключевский, Л.Н. Толстой, Б.П. Вышеславцев, А.М. Горький, А.П. Чехов. Так В.О. Ключевский отметил следующие экономические черты русского человека: «мы не бережливы и мотоваты, приходу и расходу сметы не держим, добро свое зря разбрасываем, мы ленивы к работе и наукам» [8,с.460]. Л.Н. Толстой видел отличие русского человека от западных европейцев в том, что он был склонен к нестяжательности и был привержен к земледельческому труду[17]. Б.П. Вышеславцев считал, что русский человек «боится бедности, еще более боится труда, но всего более боится «горя», которое как-то страшно является к нему, как будто по его собственному приглашению, привязывается к нему и не отстает [5, с. 113 – 119]. А.М. Горький писал, что русскому человеку присущи пассивизм, нелюбовь к труду, азиатская косность[6]. А.П. Чехов отмечал, что природа вложила в русского человека «испытующий ум и дар мыслительства, но всё это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие»[18, т. 5, с. 462 – 477, т. 7, с. 13 – 104, т. 10, с. 42 – 54]. Позднее о русском человеке высказывались Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.И. Ленин, П.А. Сорокин, И.А. Ильин и др.Н.А.Бердяев указал на то, что русский человек не относиться к институту частной собственности положительно из-за феодально-крепостнической формы хозяйствования, принятой в России. Он воспринимает собственность не как благо, а как зло, грех, отступничество от Христа, который ее осудил [3, с.9]. И.А. Ильин писал об уравнительной ориентированности, склонности русского человека к коллективистскому труду и духу [7]. В.И. Ленин подчеркивал, что «русский человек – плохой работник по сравнению с передовыми нациями» [9]. В конце XX– начале XXI веков об экономических свойствах русского человека писали А.Л. Андреев, В.С. Барулин, Ю.А. Левада, Д.С. Лихачев В.Р. Мединский, Д.В. Полежаев, А.Г.Сабиров, Л.А. Сабирова и другие. Так А.Л. Андреев отмечал такую экономическую черту русского человека, как отсутствие в нем буржуазности и т.д. [1]. В.С. Барулин выделял такие его характеристики, как бесхозяйственность, отсутствие развитого экономического интереса, привычка к общинно-коллективным формам труда [2]. Д.В. Полежаев отмечал, что русский человек как работник отличается, прежде всего, такими свойствами, как отсутствие привязанности к владению частной собственности, склонность к экстремальному поведению [12, с. 271–274]. А.Г.Сабиров и Л.А. Сабирова отметили, что русский человек обладает «специфическим отношением к собственности и труду, привержен преимущественно к сельскохозяйственному, экстенсивному труду. У него изначально сформировалась привычка к общинно-коллективным формам труда. Русский человек обладал повышенной способностью к ударному кратковременному и производительному труду. Однако постоянный, монотонный, рассчитанный на длительное время труд не вызывал у него большого энтузиазма. Ему всегда были присущи определенная леность, повышенный интерес к отдыху и праздникам. Его также характеризовало отсутствие привязанности к владению частной собственности, у него был недостаточно развит личностный, экономический интерес. Русский человек редко решал экономические проблемы самостоятельно, он их перекладывал на государство. Часто его отличали низкая производительность труда, недостаточная предприимчивость, бесхозяйственность, затратное отношение к экономическим ресурсам, безинициативность и небережливость [14,с.35 – 36].

Зарубежные философы в своих работах о России также рассматривали свойства экономической ментальности русского человека. Одними из первых зарубежных философов, написавшими об экономических свойствах русского человека, были Вольтер, И.Гердер, Д.Дидро, И.Кант, Г.Лейбниц, М. Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Все они отмечали склонность русского человека к азиатскому, рабскому труду. Позднее русским человеком как работником активно интересовались М.Бэринг, М.Вебер, Г.Маркузе, А.Тойнби, З.Фрейд, О.Шпенглер и В.Шубарт. М.Бэринг дал наиболее негативную характеристику русской экономической ментальности. Он писал, что русскому человеку присущи такие свойства, как беспечность и неряшливость, он – человек без самодисциплины, все порицающий, все критикующий и никогда не действующий, находящийся в рабстве [цит. по: 10, с. 362]. М.Вебер писал об отсутствии у русского человека таких свойств, присущих человеку протестантской веры, как предприимчивость и трудовая активность [4]. В настоящее время большое внимание изучению экономической ментальности русского человека уделяют такие исследователи, как Д.Горер, К.Клакхон, Р.Льюис, Р.Пайпс, Д.Ранкур-Лаферьер, С.Хантингтон, Э.Эриксон и другие. Их мнения о русском человеке практически не изменились в сравнении с мнением зарубежных философов, указанных ранее. Так, например, Д.Горер считал, что русскому человеку присущи сильные душевные порывы и короткие всплески трудовой и социальной активности в промежутках долгих периодов депрессии и «самокопания». Д.Ланкур-Лаферьер писал об отсутствии у русского человека личной инициативы и свободы. Р.Льюис отмечал наличие у него зависти к успеху другого [14, с. 6 – 22].

Анализ представлений российских и зарубежных философов об экономической ментальности русского человека указывает на следующее. Российские философы выделяли в экономической ментальности русского человека, прежде всего, такие свойства, как приверженность к сельскохозяйственному, экстенсивному труду, склонность к общинно-коллективным формам труда, устремленность к уравнительному распределению произведенного продукта потребления, слабая привязанность к владению частной собственности, слабая выраженность личностного, экономического интереса, недостаточная развитость предприимчивости, инициативности, экономического интереса, бесхозяйственность, отсутствие бережливости к материальным ресурсам и природным ресурсам и т.д. Они отмечали, что несмотря на наличие указанных выше свойств, русский человек все же способен в конкретные периоды развития России к кратковременному ударному, созидательному и производительному труду, к массовому энтузиазму в развитии промышленности, к массовому трудовому героизму для достижения победы над врагом. В данные периоды ему присущи и предприимчивость, и чувство хозяина, и инициативность и др. Российские философы призывали русского человека перенимать у западноевропейца его наиболее положительные, ментальные свойства (склонность к предпринимательству, к активности, рационализму, организованности, прагматизму и т.д.). Зарубежные философы в свою очередь отмечали такие свойства экономической ментальности русского человека, какленость, некомпетентность, отсутствие самодисциплины, трудовой активности, предприимчивости, инициативы, зависть к успеху другого и т.д. Как отмечал В.Р. Мединский, мнения зарубежных философов об экономической ментальности русского человека не отличаются оригинальностью: у зарубежных философов «все представления о русском человеке сводятся к нескольким утверждениям. Русский человек не способен к регулярному и производительному труду, он ленив, не организован. Русский человек агрессивен, стремиться завоевать все страны. Русский человек не способен к самодисциплине, он раб в душе, ему нужен жесткий начальник [11, с. 21 – 22]. Вместе с тем, отдельные зарубежные философы указывали на способность русского человека на кратковременный трудовой энтузиазм, на готовность «гореть» на работе, если она доставляет удовольствие и способствует карьерному росту.

Таким образом, экономическая ментальность русского человека, во-первых, это его производственно-трудовые представления, выражающие его умонастроение и приверженность к определенному типу действия в сфере материального производства и распределения, во-вторых, характеризуется в российской и зарубежной философии в основном с негативных позиций (называются, прежде всего, отрицательные экономические черты), в-третьих, нуждается в объективном анализе и в постепенном развитии таких черт, как предприимчивость, инициативность, уважительное отношение к частной собственности.


Список литературы

  1. Андреев А.Л. Русский человек (особенности менталитета). – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/And_RuChel.php (дата обращения: 10.02.2019).
  2. Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя / В.С. Барулин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 431 с.
  3. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // Русская идея. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – С. 542–734 .
  4. Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с.
  5. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. – 1995. – №6. – С. 113–119.
  6. Горький А.М. О русском крестьянстве / А.М. Горький. – URL: http://sadsvt.narod.ru/gorky.html) (дата обращения: 10.02.2019).
  7. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию? / И.А. Ильин // Журнал Московской Патриархии, 1993, №3 [Электронный ресурс] – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/ilyin2/Main.htm (дата обращения 10.02.2019).
  8. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т.1. Курс Русской истории. Часть 1 / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1987. – 430 с.
  9. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. – URL: https://www.marxists.org/russkij/lenin/works/36-2.htm (дата обращения: 12.02.2019).
  10. Лосский Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский // Условия абсолютного добра. – М.: Политиздат, 1991. – С.238-253.
  11. Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости / В.Р. Мединский. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 560 с.
  12. Полежаев Д.В. Русский менталитет: опыт социально-философского анализа: дис…докт. филос. наук / Д.В. Полежаев; Волгоградс.Гос. ун-т. – Волгоград, 2011. – 350 с.
  13. Сабиров А.Г. Человек в современной философской антропологии. Монография. – Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. – 167 с.
  14. Сабиров А.Г., Сабирова Л.А. Русский человек: сущность своеобразие и перспективы развития. Монография. – Казань: Изд-во Редакционно-издательский центр «Школа», 2014. – 155 с.
  15. Соловьев В.С. Русская идея / В.С. Соловьев // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев; предисловие А.В. Гулыги. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 227 – 257.
  16. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии / О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990. – С.463 – 490.
  17. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви / Л.Н. Толстой. – URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1230.shtml (дата обращения: 10.02.2019).
  18. Чехов А.П. Сочинения в 18 томах / А.П. Чехов // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. – М.: Наука, 1976. – Т. 5. –С. 462-477. Т. 7.– С. 13 –104. Т. 10. – С.42 – 54.