УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

№17,

Педагогические науки

Френт Жанна Ефтимовна


Ключевые слова: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ; СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО; ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; COMPETENCE APPROACH IN TEACHING; SOCIO-CULTURAL COMPETENCE; MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION; PATRIOTIC FEELING; LANGUAGE EDUCATION; JUNIOR SCHOOLBOY.


Аннотация: В статье анализируются содержательно-целевые линии формирования социокультурной компетентности младших школьников в процессе нравственно-патриотического воспитания на уроках русского языка.

Современный этап образовательного процесса в начальной школе характеризуется наличием вариантных образовательных программ, ориентированных на идеи Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направленных на разностороннее личностное развитие обучающихся на деятельностно-компетентностной основе.

В реализации идей компетентностного и деятельностного подходов при обучении младших школьников урокам русского языка отводится особая роль. Это обусловлено, прежде всего, спецификой самого школьного предмета «Русский язык», комплексностью решаемых в начальном курсе русского языка учебных задач и реализуемых на их основе содержательно-целевых линий развития функционально грамотной, творчески развивающейся языковой личности учащегося начальных классов.

Языковое образование детей младшего школьного возраста в последние десятилетия приобрело более широкий смысл. По определению известного ученого-лингводидакта Т. Г. Рамзаевой, языковое образование в его полифункциональном понимании рассматривается как «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное, нравственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя данного языка» [6, с. 4].

Все названные в определении аспекты (компоненты) языкового образования не противоречат друг другу, но тесно взаимодействуют в процессе обучения русскому языку младших школьников, овладевающих основами лингвистической теории, категориями языка и правилами их функционирования в речи, готовящихся к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме и познающих культурно-языковые и социально-исторические традиции народа – носителя русского языка.

«Установка» на овладение языком как целостным явлением, по словам Е. В. Алтабаевой, предопределяет назначение предмета «Русский язык» в его непрерывной и преемственно-перспективной функции не только обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, но и «помочь ему осознать себя носителем языка, его культурных и нравственно-патриотических традиций» [1, с. 35-36].

С точки зрения научно-педагогических воззрений компетентностный подход – это «ориентация учебного процесса на формирование ключевых, универсальных компетенций» [2, с. 36], которые рассматриваются авторами концепции универсальных учебных действий в качестве «конкретизированных предметных целей образования» [5, с. 7].

В теории и практике преподавания русского языка, вслед за Е. А. Быстровой, В. Д. Янченко и другими исследователями, выделяют четыре вида целевых предметных компетенций: лингвистическую, языковую, коммуникативную (речеведческую), культуроведческую (культурологическую, социокультурную). В отличие от трех других социокультурная компетенция носит надпредметный (метапредметный) характер, поскольку ее формирование осуществляется во всей системе школьной подготовки, в рамках любой учебной дисциплины.

В отношении предмета «Русский язык» формирование социокультурной компетентности (как результата научения) обучающихся характеризуется как двусторонний процесс. С одной стороны, невозможно изучить русский (как и любой другой) язык без познания того, что создано и накоплено народом, творившим этот язык и говорящим на нем. С другой стороны, культура народа не может существовать вне языковой культурной традиции, проявления моральных, нравственно-этических, нравственно-эстетических и патриотических воззрений и духовно-ценностных проявлений.

В формировании нравственно-смыслообразующих социокультурных позиций младших школьников немаловажное значение имеет их патриотическое воспитание. С позиций компетентностного подхода, содержательно-целевые линии патриотического воспитания на уроках русского языка ориентированы на формирование социокультурной компетенции и соотносятся со смысловыми компонентами нравственного становления юного гражданина, его потребностями, знаниями, патриотическими чувствами, волевыми и рефлексивно-оценочными суждениями.

По авторитетному мнению многих отечественных психологов: А.В. Зосимовского, Н.Д. Левитова, А.В. Петровского и других, патриотические чувства не являются врожденными, но воспитываются с первых лет жизни в отношении к любви и уважению ко всему близкому и родному: месту, где родился; братьям и сестрам; друзьям и товарищам, школьным традициям и т. д., позднее – к большой Родине и великому Отечеству.

Период младшего школьного возраста правомерно называют периодом «собственно нравственного развития ребенка и усиленного обогащения его морального сознания» [5, с. 38]. Младшие школьники овладевают нравственно-патриотическими представлениями, подражая конкретным образцам. Тексты из литературно-художественных и публицистических произведений нравственно-патриотической направленности содержат богатый языковой материал для детского чтения и лексико-грамматического анализа.

Но не только текстовый дидактический материал является основой нравственно-патриотического воспитания обучающихся. Воспитательный потенциал несет в себе содержание предмета, учебная и исследовательская деятельность учащихся на уроке, личность педагога и методы, применяемые им в работе с учебниками и другими источниками информации.

В содержательном плане это, прежде всего, сведения о русском языке и языках содружественных народов, о природе и людях родного края, о Родине-России, её столице – Москве и других славных городах, о могучих просторах российской земли, лесных и водных богатствах, о народах, населяющих огромные территории Российского государства, – все, что сообщается на уроке учителем или представлено в текстах упражнений, изложений и т. д.

Воспитательный потенциал несет в себе деятельность учащихся по подготовке и презентации языкового материала патриотической направленности: составление тематических словников, подбор пословиц и поговорок русского народа и эквивалентных им по смысловой выразительности афоризмов из других языков, самостоятельный подбор небольших художественно-публицистических текстов патриотического содержания с последующим иллюстрированием и выразительным прочтением, заучивание стихотворений о большой и малой родине (включая литературное творчество местных поэтов) и т. д.

Формированию социокультурных представлений младших школьников, наполнению текстовых материалов смысловыми нравственно-патриотическими представлениями способствуют многие другие виды работы с языковым материалом: раскрытие семантики социально-политических терминов, посильных для детей младшего школьного возраста, устные и письменные ответы на предтекстовые и послетекстовые вопросы с использованием патриотической лексики, представленные в форме мини- рассуждений (этюдов-эссе) письменные формы работы с текстовыми материалами историко-культурной, аксиологической направленности, в том числе показывающие ценность русского языка в истории национального развития и культурного наследия нашего государства и каждого отдельного человека. В качестве лингвистического «сопровождения» предлагаются различные виды грамматического и грамматико-орфографического разбора. Это далеко не полный перечень видов работы на основе «патриотических» текстов.

Выборку текстов патриотической направленности с целью активизации словарного запаса младших школьников и расширения их общего патриотического кругозора следует осуществлять по следующим содержательно-целевым (содержательно-методическим) линиям.

Образовательная линия развития – ориентирована на развитие языкового сознания учеников, их знаний и умений патриотического характера и предполагает ознакомление учащихся с основными историческими, географическими, социально-культурными и общественно-экологическими особенностями родного края, родного государства. Это, по определению Т. Г. Рамзаевой, мировоззренческий аспект осмысления понятий «патриотизм», «патриот» в самом широком их социально-нравственном понимании.

Ценностная (культурно-аксиологическая) линия развития – проявляет себя, прежде всего, в работе с общественно-политическими терминами и близкими им по смыслу перифразовых или фразеологических сочетаний метафорического характера, объединяющимися, как и другие группы слов, в тематические и узкотематические лексико-семантические «сообщества» и/или синонимические ряды на уровне слов разных частей речи: Россия, Родина, Отечество, Отчизна, отчий край, родная земля и др.; страна, государство, держава; государственный, великий, величавый, торжественный, знаменитый, славный и др.; трудиться, работать, созидать, творить и др.

Данная линия патриотического воспитания реализуется не только в социокультурном, но и гражданско-правовом, морально-этическом, духовном, нравственно-эстетическом направлениях личностного развития функционально грамотного гражданина большой страны, великого государства с прославленной историей и величайшим по своей природе языком. В компетентностном отношении ценностная линия представляет теоретико-лингвистический аспект и заключается в познании языковой системы русского языка, основных закономерностей его развития прежде и теперь (на посильном для младших школьников уровне), «законах» функционирования в мировом пространстве и среди народов Российского государства.

Обеспечение данного направления патриотического воспитания на уроках русского языка осуществляется через творческую деятельность обучающихся по созданию собственных текстовых высказываний различной функционально-смысловой направленности.

Важно, чтобы учитель предоставлял учащимся самостоятельность в раскрытии темы сочинения, поощрял личное отношение к предмету высказывания, не ориентировал детей на так называемые «образцовые тексты». Допустимо в процессе вступительной беседы обратиться к разъяснительной работе ключевых патриотических понятий, которые предполагается «задействовать» в сочинениях школьников. Темы, предлагаемые для сочинений, должны быть понятны и интересны детям и содержать какой-либо проблемный вопрос. «Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих её – удивления перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствие от полученного результата», — пишет И.М. Подгаецкая [7, с. 4].

Очень важно в работе с языковым материалом организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали коммуникативную функцию языка. Текст на уроках русского языка должен выступать целостной коммуникативной содержательной формой, подверженной не только различным видам грамматического разбора, но и содержательному, идейно-тематическому или семантико-стилистическому анализу.

Деятельностная линия развития – направлена на становление культуросообразного поведения школьников в зависимости от места проживания, социокультурных традиций родного края, традиций школы в единстве разнообразия видов деятельности учащихся. Эта линия проявляет себя в нормативно-практическом аспекте предмета «Русский язык» и связана с формирования конкретно-языковых компетенций младших школьников.

Основным видом работы в этом направлении может выступать наполнение лингвистического портфолио ученика лучшими его творческими и другими языковыми работами, которые для него самого представляют определенную ценность.

Творческая линия развития – предусматривает развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, их исследовательских и эвристических языковых умений, навыков самообразования.

Для реализации творческой линии патриотического воспитания школьников актуальны мини-исследования по «биографии» слов, решение проблемных лингвистических задач и эвристических «этюдов», выполнение заданий олимпиадного характера, создание лингвистических мини-проектов или решение проектных задач языкового содержания и т. д.

Творческая линяя развития тесным образом связана с развитием коммуникативной компетенции младших школьников в ее различных проявлениях.

Рефлексивная (рефлексивно-самооценочная) линия развития – направлена на развитие рефлексивно-оценочных умений учащихся в процессе осмысления патриотических представлений и способствует, по словам Т. Г. Рамзаевой, «воспитанию патриотических чувств и проявлению волеизъявлений патриотического характера» [6, с. 4]. Эта линия прослеживается на всех этапах организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников и обеспечивает реализацию всех других содержательно-целевых линий патриотического воспитательного процесса на уроках русского языка.

Понимание содержательно-целевых линий работы с текстами патриотической направленности невозможно без осмысления основополагающего понятия «патриотизм». Сложность однозначного терминологического определения этого понятия определяется многоаспектностью его изучения, различными смысловыми оттенками, вкладываемыми в это явление философами, психологами, литераторами, общественными деятелями, педагогами прошлого и наших современников.

Наиболее распространенным определением понятия патриотизм является «любовь к Родине», а также синонимичные: «любовь к Отчизне» (В. И. Даль), «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» (Б. Т. Лихачев), «преданность и любовь к своему Отчеству, к своему народу» (С.И. Ожегов).

Патриотизм многими историками и философами относится к одному из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками и присущих всем народам. Это качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить интересам своей страны, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности. Н. М. Карамзин это определение трактовал следующим образом: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечеству и желание способствовать им во всех отношениях» [4, с. 9]. Созвучно этому и определение философа В. С. Соловьева: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма» [там же, с. 10]. В общественном сознании патриотизм зачастую связан с политической и военной деятельностью, с жертвенностью, с готовностью, по словам Д. Давыдова, «положить жизнь за своё Отечество».

Кроме того, по мнению Н. А. Ивашкиной, «патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям» [3, с. 30]. Окружающая природа, народное искусство, достижения выдающихся людей – всё это основа для возникновения патриотических чувств человека в любом возрасте. «На первых этапах развития патриотические чувства возникают неосознанно, ребенок тянется к отцу, матери; через некоторое время у него появляется привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, он начинает осознавать свою принадлежность к Отчизне», – пишет Н. А. Ивашкина [3, с. 30]. Воспитание высокой нравственности есть воспитание социокультурной среды и культурно успешной нравственной личности, любящей свою Родину.

Целевые установки и содержание уроков русского языка должно соответствовать идее последовательного введения ученика в нравственный мир социальной культуры и любви к своему Отечеству, неотъемлемой частью которого является он сам и данный ему с рождения русский язык.


Список литературы

  1. Алтабаева Е. В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку / Е. В. Алтабаева // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 34-41.
  2. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка / Е. А. Быстрова // Русская словесность. – 2003. – № 1. – С. 35-40.
  3. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2007. — № 7. – С. 29-33.
  4. Игнаткина М. Приобщение к культуре народа – основа патриотического воспитания школьников / М. Игнаткина // Воспитание школьников. – 2007. — № 10. – С. 7-16.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с.
  6. Методические основы языкового содержания и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб.: «Специальная литература», 2004. – 168 с.
  7. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка / И. М. Подгаецкая. – М.: Просвещение, 2005. — 208 с.