УДК 372.32

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

№17,

Педагогические науки

Нуриева Алеся Радиевна
Сафонова Мария Сергеевна


Ключевые слова: РЕЧЬ; ОБЩЕНИЕ; ДОШКОЛЬНИК; КОММУНИКАЦИЯ; УМЕНИЯ; СВЕРСТНИКИ; ИГРА; SPEECH; COMMUNICATION; PRESCHOOLER; COMMUNICATION; SKILLS; PEERS; GAME.


Аннотация: Своевременное овладение правильной речью имеет значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, его успешного обучения. В связи с этим в последнее время в психологии и педагогике концентрируется внимание на вопрос развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, как один из факторов дальнейшего развития личности. В статье раскрыты и определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности коммуникативных умений. Разработан и апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня сформированности коммуникативных умений.

Потребность в общении является одной из самых важных человеческих потребностей, по мнению психологов. Общение является основным условием и основным путем человеческой жизни. Только в общении и отношениях с другими людьми человек может чувствовать и понимать, находить свое место в мире.

Реализация требований современной жизни ставит перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизни. За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок осваивает три типа общения:
— эмоциональное общение — первая половина жизни;
— общение на основе понимания — со второй половины года жизни;
— общение на основе речи — от 1,5-2 года.

Все наиболее важные аспекты личности и деятельности ребенка, в том числе его речь, развиваются в общении. Речь как средство общения, так как ее действие происходит на определенной стадии развития коммуникативной деятельности. Его возникновение и развитие обусловлены потребностями общения и общей жизни ребенка.

Речь возникает только как необходимое и достаточное средство для решения задач общения между ребенком и взрослым, которое сталкивается с дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекает из более широких жизненных проблем для ребенка, связанных с типом ведущей деятельности.

В общении дети старшего дошкольного возраста больше ориентируются на своих сверстников, чем младшие: они проводят значительную часть своего свободного времени в совместных играх и беседах, для них становятся важными оценки и мнения товарищей, они предъявляют больше и больше требований друг к другу, их поведение пытаются принять во внимание.

В общении со сверстниками ребенок учится самовыражаться, контролировать других, вступать в различные отношения. В то же время, в процессе общения со взрослыми, ребенок учится говорить и умеет слушать и понимать другого, узнавать новые знания. Кроме того, именно через общение ребенок узнает у взрослого свои образы, поэтому родители и учителя несут особую ответственность за построение взаимодействия.

Исходя из рассмотренных особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста, развитие коммуникативных навыков у ребенка будет происходить более эффективно, если для этого будут созданы необходимые условия.

Для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста необходимо создать педагогические условия, в том числе:
— системный подход во всех видах коммуникативной деятельности дошкольников;
— взаимодействие различных действующих лиц, направлений и технологий с целью достижения полного формирования коммуникативных навыков дошкольников;
— социальная ситуация развития ребенка;
— возникающая необходимость общаться со взрослыми и сверстниками;
— формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации ролевой игры.

Таким образом, необходимо отметить, что развитие коммуникативных навыков происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых условий. Эта проблема может быть решена только при наличии возможности создавать ситуации в детской среде, которые требуют от детей самостоятельного, осознанного выбора типа действий и уровня активности, ценностей и целей, мотивов и поведения, и попробовать разнообразные социальные круги, требующие творческого проявления как группы, так и индивидуальные коммуникативные навыки.

Для изучения развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста была сформирована выборка из 24 человек, которые посещают одну группу детского сада. Соотношение мальчиков и девочек в группе было примерно одинаковым.

Для диагностики коммуникативных умений детей дошкольного возраста были разработаны критерии: умение договариваться, умение проявлять инициативу в завязывании контактов, умение вести диалог, использование вербальных и невербальных средств общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению, умение обосновать свою точку зрения.

Для изучения особенностей развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста на констатирующем этапе был использован метод наблюдения. Экспериментальная работа заключается в исследовании эффективности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста, в условиях дошкольного образовательного учреждения до и после работы с ними.

Было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента дошкольники умеют употреблять вербальные и невербальные средства общения (62,5%), это можно было пронаблюдать в ходе ролевых игр, таких как «Магазин», «Дочки-матери».

Преодолевать конфликты (66,7%). Как выяснилось, в группе многие дети умеют преодолевать конфликты, которые возникают в ходе игровой деятельности, так и в ходе занятий. Меньше всего дошкольником трудно обосновывать свою точку зрения (16,7%), детям трудно объяснить, почему он так думает и так считает в той или иной ситуации, как бы он поступил в этой ситуации и почему именно так. Договариваться (20,8%), этот фактор чаще всего встречался тогда, когда дети не могли договориться между собой, как они будут сейчас играть, один мальчик хотел играть в машинки, а другой в прятки, но они оба хотели играть вместе. Итог таков, что один из мальчиков не принял факт другого и устроил скандал. Умение вести диалог (25%), этот критерий можно было пронаблюдать на занятиях, когда воспитатель усаживал детей в круг и начинал с ними вести беседу по теме занятия. Дети не могли вести диалог с воспитателем, ответы детей на вопросы были в форме «да», «нет».

Таким образом, результаты наблюдений отношений между детьми свидетельствуют о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверстниками.

Наблюдение показало, что, независимо от характера общения ребенка со сверстниками, ребенок не может самостоятельно разрешать конфликты, что не позволяет ему полноценно развиваться как личности. Исходя из наблюдения за детьми, можно сделать вывод, что актуальная проблема в воспитании детей заключается в том, чтобы научить их умению эффективно общаться, уменьшать агрессивные поведенческие тенденции, устранять защитные реакции, изоляцию, внедрять в жизнь группы, накапливать опыт позитивного взаимодействия.

Положение ребенка в детском коллективе, успех или неуспех его социализации во многом зависят от того, как будет развиваться дружба между детьми. И совместная игровая деятельность может стать одним из факторов решения этих проблем.

Проведенные исследования в ходе эксперимента доказали, что важным условием развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является развитие умения вести переговоры, проявлять инициативу в установлении контактов, создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, вести диалог, обосновывать свою точку зрения. Сложный характер педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимодействия коммуникативных навыков в динамике непрерывного развития ребенка. В результате происходит совместное стимулирование развития коммуникативных навыков, а также профилактика и коррекция их нарушений.

Второй этап исследования посвящен формирующему эксперименту. На данном этапе была разработана и внедрена комплексная программа с точки зрения эффективности процесса развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Проверялась гипотеза исследования. При педагогической деятельности стимулируется ведущий для этого возраста вид деятельности в дошкольном возрасте – игровая деятельность.

Развивающие коммуникативные навыки игры помогают ребенку научиться понимать других людей, правильно выражать эмоции, способствовать развитию у детей чувства толерантности к другому образу жизни, мнению, поведению и т. д.

В процессе формирования коммуникативных умений детям была предложена игра «Волшебная палочка». Игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого. Также дети играли в игру «Угадай, кто зовет?». Это спокойная игра, развивает навыки общения, память. Может использоваться при знакомстве детей.

Для формирования раскрепощённой применялась игра «Задания для имён» Ведущий по очереди называл имена детей и озвучивает задания для каждого имени.

Контрольный этап приводился по методикам констатирующего этапа. Было выявлено, что большинство дошкольников умеют проявлять терпение к недостаткам других (более толерантные), умеют проявить инициативу в установлении контактов, способны создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, умеют вести диалог. Было выявлено, что после формирования коммуникативных качеств младших дошкольников у детей значительно улучшились оценочные признаки, характеризующие коммуникативные качества. У младших дошкольников улучшилось умение договариваться (было 20%, а стало 37%). Они научились проявлять инициативу в завязывании контактов (было 41%, стало 87%). Улучшили употребление вербальных и невербальных средств общения (было 62%, стало 100%).

Экспериментальное исследование уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников показало, что до экспериментальной работы у младших дошкольников был низкий уровень развития коммуникативных навыков, и на установочной стадии эксперимента младшие дошкольники могут проявлять инициативу только в установлении контактов и создать дружескую атмосферу взаимопомощи, но им необходимо научиться владеть собой, вести переговоры, договариваться и обосновывать свою точку зрения.

После проведения мероприятий по развитию коммуникативных умений у младших дошкольников был выявлен высокий уровень развития коммуникативных умений, большинство младших дошкольников научились проявлять терпение к недостаткам других (стали толерантными), научились проявлять инициативу в завязывании контактов, стали более способными создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, научились вести диалог.

Экспериментальная деятельность педагога помогает ребенку решить душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания. Она создает для дошкольника условия получения личностного опыта и тем самым облегчает развитие коммуникативных качеств. Дети, участвовавшие в эксперименте, становятся немного другими. Ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев в игре и таким образом, усваивает положительное начало, которое несут положительные герои. Образы становятся эталоном подражания, двигателем поведения.

Мы видим, что результаты улучшились. Улучшение показателей экспериментальной группы, причем в более значительной степени, чем в констатирующем эксперименте – дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале работы, подтвердившейся.


Список литературы

  1. Арушанова А. Г: Развитие коммуникативных способностей дошкольника – Издательство: Сфера, 2012 -80 с.
  2. Емельянова Н.П., Румянцева М.В / Н.П Емельянова , М.В Румянцева Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения – Издательство: Пермь Меркурий, 2015 – 125с.
  3. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда СПб.: СОЮЗ , 2004. — 352 с.
  4. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 10.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.