УДК 342

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

№17,

Юридические науки

Тумасян Мария Ашотовна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНО — ДЕЛИКТНОЕ ПРАВО; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE LAW FRAMEWORK; ADMINISTRATIVE JUSTICE; ADMINISTRATIVE; AND PROCEEDING RULES; ADMINISTRATIVE TORT LAW.


Аннотация: На сегодняшний день существует немалое количество дискуссии о необходимости переосмыслить сложившуюся систему административного права. Это связано с проведением новых исследований, результаты которых помогают значительно изменить представление о том, что представляет собой система административного права на данном этапе развития юридической науки.

Современные правовые социальные явления отличаются своей сложностью, и поэтому наиболее конструктивно их рассматривать с точки зрения системного подхода. Сама по себе категория «система» является одной из ключевых методологических научных понятий в современном научном знании. Таким образом, не только уяснение, но также и разработка с учетом современных реалий правовой и социальной действительности, обладают определяющим методологически необходимым значением для системы административного права.

Однако, прежде чем приступать к изучению современного научного мнения по данному вопросу, следует рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся системы современного административного права Российской Федерации.

Прежде всего, следует отметить, что системой административного права обычно называют внутреннее строение административного права как отрасли права, всей совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов и норм. В классической теории административного права систему административного права принято делить на две части: на общую и особую. В общую включается нормы, которые охватывают управление в целом. При этом в общую часть входят такие институты, которые регулируют административно-правовые статусы субъектов управленческих отношений, административно-правовой статус негосударственных организаций, вопросы административного принуждения, особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, особенности обеспечения законности в государственном управлении.

Особенная часть административного права включает в себя нормы, которые действуют в пределах отдельных сфер деятельности органов исполнительной власти (например: охрана общественного порядка). Особенная часть включает в себя такие институты, которые регулируют:
1. Вопросы обеспечения безопасности граждан общество и всего государства в целом,
2. Вопросы организационно-хозяйственной деятельности, в том числе связанные с управлением государственным имуществом, управление предпринимательской деятельностью, промышленностью, жилищно-коммунальным хозяйством и так далее.
3. Вопросы социально-культурной деятельности в том числе особенности управления образования, науки, культуры, здравоохранения и так далее [13].
4. Вопросы деятельности государственной администрации, связанные с осуществлением политических экономических и других внешних связей, в том числе в сфере обороны, юстиции, управление иностранными делами [7, с.497].

Стоит, однако отметить, что по вопросу разделения административного права на общую и специальную части существует много различных мнений ученых. Так Ю.А. Тихомиров предлагает полностью отказаться от классического разделения. Свою позицию мотивирует тем, что в прошлом и в настоящем особенная часть административного права структурирована по экономико-управленческому, а не по правовому критерию, иными словами, за основу берется классификация отраслей и сфер народного хозяйства [8, c.54].

В результате классического деления административного права на общую и особую части, отрасль административного права отличается нечеткостью своей структуры, отсутствием правовой логики построения, отсутствием достаточной системности.

Ю.Н. Старилов отметил, что полностью отказываться от классического разделения административного права нецелесообразно, но в его основу нужно включить предмет регулирования [6]. Тогда в общую часть войдут вопросы, связанные с понятием и сущностью публичного управления, статусом и деятельностью субъектов управленческих действий, структурой и содержанием государственного управления, сущностью управленческого процесса, изучить особенности административного принуждения, вопросы административного процесса или административно-правовой судебной защиты, особенности возмещения вреда и ущерба, который был причинен в административном порядке, особенности, сущность, виды и методы контроля и надзора. В особенную часть следует тогда включить правовые нормы, которые регулируют отдельно взятые сферы управленческой деятельности. К примеру, можно будет выделить полицейское право, дорожное право, строительное право и т.д.

Можно предложить такие элементы системы в структуре административного права на современном этапе:
1. Правовое обеспечение деятельности исполнительной власти и государственного управления.
2. Административная юстиция [9].
3. Административный процесс и административно — деликтное право.

Правовое обеспечение деятельности исполнительной власти и государственного управления изучает административно-правовой статус физических лиц, административно правовой статус органов исполнительной власти на федеральном уровне, административно-правовой статус органов исполнительной власти на региональном уровне, административно-правовой статус органов местного самоуправления, административно-правовой статус иных субъектов административного права, которые в силу законна, наделены государственно-властными полномочиями, административно-правовой статус юридических лиц, участников управленческих отношений, государственный контроль, издание нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, исполнительное производство.

Административная юстиция определяет порядок административного судопроизводства, определяющий правовой статус участников процесса, порядок доказывания и доказательств, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, а также иные процессуальные особенности рассмотрения административных дел.

Поскольку административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то в системе административно — деликтного права можно выделить: Кодекс об административных правонарушениях РФ, специальные законы, в части административной ответственности, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Для административно-деликтного права характерно наличие материальных и процессуальных норм. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать эти правонарушения [12]. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях. Определяет виды административной ответственности, дисциплинарной ответственности для специальных субъектов.

Административное законодательство представляет собой правовую основу построения и функционирования для системы исполнительной ветви власти. В современных реалиях государственный аппарат управления, своей главной задачей определяет наличие согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общественной организации, представляет собой механизм исполнительной власти — одну из ветвей государственной власти.

В настоящее время существует две концепции систематизации отрасли и дисциплины административного права — отраслевая (классическая) и институциональная.

Ярким примером отраслевой концепции построения учебной дисциплины «Административное право» является изданный в 1977-1982 гг. учебник «Советское административное право» в шести томах. В данном учебнике предложено деление учебной дисциплины на Общую и Особенную части. В Общей части отражены вопросы, имеющие отношение ко всему курсу — основные понятия и определения, нормы и субъекты административного права, формы и методы государственного управления и т.д. [2].

Анализ структуры и содержания Особенной части свидетельствует о том, что в ней главным образом представлена характеристика таких сфер государственного управления, как объект управления, система и структура органов управления, содержание, функции, методы и формы управленческой деятельности, а также научная организация управления. Применительно к той или иной сфере управления рассматривается вопрос об участии граждан в управлении государственными делами.

Сторонники институционального систематизации дисциплины «Административное право» справедливо считают, что предметом изучения любой правовой науки являются правоотношения, следовательно, предмет административного права — система правоотношений, складывающихся в сфере государственного управления [10, c.72]. По их мнению, в Особенной части учебников классической концепции административно-правовые нормы как предмет изучения практически не представлены. Особенная часть административного права с точки зрения концептуально-содержательных аспектов сводится к системно-структурному построению субъектов управления, а также вопросам технологии управления. Концепция административного права по классическому учебнику, представленная Общей и Особенной частями, опирается на административно-правовую материю и структурно-технологический компонент, характеризующий управление, то есть вторая сторона дисциплины не имеет правового содержания. На мой взгляд, это не совсем верное представление о содержательной стороне Особенной части курса. При рассмотрении коллективных субъектов административного права в Общей части отмечается, что административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

1) целевого, включающего в себя нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности;
2) организационно-структурного, касающегося правовых предписаний, регламентирующих:
• порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;
• его структуру;
• его линейную и функциональную подчиненность;
3) компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности [11].

В Особенной части в общем виде конкретизируется административно-правовой статус органов исполнительной власти, реализующих свою компетенцию в той или иной сфере государственного управления, то есть это тоже правовая сущность. Безусловно, наряду с административно-правовым статусом исполнительной власти рассматриваются вопросы функционирования исполнительной власти по реализации своего административно-правового статуса, но административно-правовая динамика исполнительной власти, на мой взгляд, должна стать предметом изучения других дисциплин административно-правового цикла. При этом значительное место в этих учебных дисциплинах должны занять вопросы реализации административно-правовых полномочий органов исполнительной власти.

Институциональная концепция систематизации отрасли и дисциплины административного права предлагает иное содержание Особенной части курса. Эта концепция вместо изучения административно-правовой организации управления отдельными сферами государственного управления предлагает освоение некоторых институтов административного права, таких как: институты регистрации, учета и отчетности; аттестации, лицензирования и аккредитации; сертификации и стандартизации; квотирования и государственных заказов; государственной службы [3, с. 59]; контроля; административного надзора; специальных, административно-правовых режимов; поощрения, дисциплинарной, материальной и административной ответственности [4, 5]. Необходимость изучения этих институтов обосновывается тем, что именно через них в сфере государственного управления реализуются субъективные права и обязанности граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Отход от традиционного двухкомпонентного (Общая и Особенная части) деления впервые был осуществлен Д.Н. Бахрахом. В своем учебнике «Административное право» 1993 г. им была предложена структура, базирующаяся исключительно на административно-правовом материале [1, c.67]. Традиционная Особенная часть административного права даже не обозначена. Такая структура дисциплины сохранилась и в последующих изданиях учебника, в том числе в тех, которые написаны в соавторстве.

В настоящее время актуальна проблема разделения административного права на собственно административное право (где изучаются материальные нормы) и административно-процессуальное право (где изучаются процессуальные нормы).

Детальная правовая регламентация отношений между исполнительной властью и иными субъектами на первый план выдвигает проблему процедурно-процессуальных норм. Их объем столь велик, что вполне может претендовать на роль самостоятельного объекта изучения. Такую задачу целесообразно решать в рамках самостоятельной дисциплины «Административно-процессуальное право России». О необходимости выделения самостоятельной отрасли административно-процессуального права, а вслед за ним и учебной дисциплины, свидетельствует и то, что в Конституции РФ (п. «к» ст. 72) административно-процессуальное законодательство — в одном ряду с административным законодательством.

Современное состояние административно — правовой сущности, имеющиеся проблемы правоприменения привели к обособлению материально-правовой и процессуально-правовой составляющих административного права, произошло разделение отрасли права на две самостоятельные отрасли права: на материальное и процессуальное.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что современное административное право естественным образом подошло к этапу нового переосмысления его системы. Это связано с его динамическим развитием, естественным выделением административно-процессуального права и с многими другими факторами. Вместе с этим, при рассмотрении системы административного права и ее модернизации сообразно текущим изменениям, нельзя не отметить архаичность взглядов некоторых ученых, которые, несомненно, отстали от динамического развития данной отрасли права.


Список литературы

  1. Административное право Российской Федерации: учеб. для бакалавров / под ред. A. Ю. Соколова. — М.: Норма-ИНФРАМ, 2017. — 352 с.
  2. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. – 2-е изд., пере- раб. и доп. — М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. – 704 с.
  3. Артемова П. В., Камолов С. Г. Информационные технологии для государственных служащих. — М., 2017. — 215 с.
  4. Жерелина О.Н., Кириллова Е.А. Институт юридической ответственности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 80-84.
  5. Институт административной ответственности / отв. ред. Камолов С.Г. — М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
  6. Общее административное право / под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. – 760 с.
  7. Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.
  8. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право РФ. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 519 с.
  9. Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 48 с.
  10. Цокур Е.Ф., Жерелина О.Н. Участие государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 72-76
  11. Kozhokin E.M., Zherelina O.N. The nation at the change of epochs. Russian state and society at the turn of the xx century // Journal of Constitutional History. 2017. Т. 33. № 1. С. 67-80.
  12. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.
  13. Akhmetshin E., Morozov I., Yumashev A., Yumasheva N., Gubarkov S. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.