УДК 656.073

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРУЗОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

№17,

Экономические науки

Павлова Яна Валерьевна (Кандидат технических наук)
Сакович Сергей Иванович (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ЭЛЕКТРОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРУЗОВ; БЕЗОПАСНОСТЬ; INFORMATION TECHNOLOGY; ELECTRONIC TRACKING OF GOODS; SECURITY.


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы применения информационных технологий электронного сопровождения грузов. Описаны преимущества использования систем для перевозчиков и государственных органов.

В настоящее время в условиях постоянно возрастающего товаропотока отслеживание товаров, находящихся в пути, является одним из основных направлений совершенствования организации цепи поставок. По мере роста объемов торговли возникают проблемы с ее контролем. Таможенным и транспортным органам приходится решать целый ряд вопросов: груз должен быть перемещен с минимальными временными и финансовыми издержками, должно проверяться качество товаров, поступающих в страну. Кроме того, важное значение имеет обеспечение целостности товаров.

Выбор подходящей технологии отслеживания зависит от требуемого уровня отслеживания, точности слежения, потребности в информации в режиме реального времени, типа оповещения, его формата и частоты, местной инфраструктуры, маршрута перемещения товара, частоты транзитных перевозок, действующего законодательства, применяемых государственных информационных систем.

Почти 90% мировой торговли осуществляется с помощью контейнеров с использованием различных видов транспорта [1]. Сочетание необходимости отслеживания местонахождения контейнеров, обнаружения несанкционированного доступа, а также механизма информирования о краже и о состоянии отправок делает систему мониторинга контейнеров одним из наиболее важных инструментов в сфере международных интермодальных перевозок.

Особое значение мониторинг имеет при перевозке особых грузов, когда важно обеспечить их сохранность и предотвратить возникновение аварийных ситуаций. К особым относятся грузы, при хранении, транспортировке и перегрузке которых необходимо соблюдать дополнительные меры предосторожности. Это, например, скоропортящиеся грузы, требующие поддержания определенного температурного режима (продукты питания, вакцины, донорская кровь); особо ценные, нуждающиеся в защите от хищения, или живой груз (домашние и дрессированные животные, скот).

Таким образом, очевидна необходимость применения электронной системы отслеживания грузов.

Электронная система отслеживания грузов (далее – ECTS) представляет собой многоуровневую систему, разработанную для дистанционного мониторинга перемещения товаров во время транзита, и контролирует движение товаров по цепочке поставок от места отправления к месту назначения.

Мониторинг движения груза осуществляется в режиме реального времени. Реализация осуществляется с использованием радиочастотной идентификации (далее – RFID) и технологии системы отслеживания глобальной системы позиционирования (далее – GPS). Все транспортные средства, осуществляющие международную перевозку грузов, должны быть оснащены прибором для отслеживания их местонахождения и электронной пломбой, которая сообщает обо всех нарушениях в режиме реального времени.

Радиочастотные идентификационные устройства (RFID) – это недорогие метки, которые помогают отслеживать товары и транспортные средства. Они размещаются на отдельных частях транспортных средств и используют радиоволны для автоматической идентификации объекта, часто путем хранения серийного номера (и любой дополнительной информации до 2 МБ) на антенне. Приемник отправляет короткое предупреждение, когда целостность транспортного средства была нарушена. Некоторые метки RFID также контролируют условия окружающей среды.

Отслеживание местоположения происходит с помощью системы GPS.

GPS использует спутники для мониторинга местоположения транспортных средств или грузовых контейнеров, тем самым обеспечивая отсутствие незапланированных остановок и соблюдение заранее запланированного маршрута. Использование спутниковых систем возможно только, когда передатчик, расположенный на транспортном средстве, имеет прямую видимость спутника. Поэтому они нецелесообразны при использовании в трюмах судов и в штабелях на контейнерных площадках.

Для отправки информации туда и обратно с устройства GPS-приемника в отдаленных районах используется пакетная радиосвязь общего пользования (далее – GPRS). GPRS также помогает интегрировать и отправлять информацию о дополнительных устройствах, таких как датчики.

Начальная точка отслеживания: информация о прибытии транспортного средства в точку отправления поступает из таможенной системы в ECTS и записывается на электронную пломбу с использованием считывателей. Затем электронная пломба закрывается, чтобы запечатать груз после закрытия дверей контейнера.

Информация с электронной пломбы передается через сеть связи (например, GPRS) в режиме реального времени. Устройство слежения, установленное в кабине, начинает сбор данных с электронной печати в каждый заданный временной интервал, когда транспортное средство перемещается по маршруту.

Через ECTS данные с устройства слежения передаются в информационные системы таможенных органов и другим заинтересованным сторонам, включая транспортную компанию, грузоотправителя и грузополучателя.

Новой технологией в отслеживании грузов является технология Bluetooth. Bluetooth с поддержкой технологии отслеживания может способствовать совершенствованию отрасли авиаперевозок.

Использование низкочастотного Bluetooth-слежения на устройствах комплектования грузов (далее – ULD) [2] обеспечивает видимость в режиме реального времени по более низкой цене, чем широко применяемые RFID и GPS.

Bluetooth-метки могут быть привязаны к авианакладной и к серийным номерам как поддона, так и контейнера ULD. Согласно Air New Zealand, Bluetooth-метки и считыватели обеспечивают более быструю обработку грузов.

Преимущества применения технологий электронного сопровождения грузов могут быть выделены для двух основных категорий:

1. Выгоды для частного сектора, в том числе:
vповышение безопасности и обеспечение целостности грузов благодаря возможности получать отчеты в режиме реального времени о любых изменениях в окружающей среде (температура, влажность) и о несанкционированном доступе к товарам или об их повреждениях;
— отслеживание в режиме реального времени, история маршрутов, оповещение о различных событиях и контроль топлива позволяют оптимизировать и сократить издержки до 35%;
— преимуществами от снижения издержек являются повышенная эффективность и производительность;
— устранение необходимости в физическом сопровождении транзитных грузов, что также снижает издержки предпринимателей. Так, например, в Уганде, согласно Управлению доходов Уганды, необходимость таможенного сопровождения во время таможенной процедуры транзита не только увеличивает продолжительность транзита с 1 дня до 3 — 4 дней, но и приводит к увеличению транспортных расходов примерно на 400 — 500 долларов США [3];
— способность определять ответственность в случае повреждения или кражи грузов благодаря мониторингу контейнеров приводит к уменьшению расходов на страховое возмещение и снижению страховых премий;
— зная заранее о возможной задержке или иных проблемах с грузом, управляющий персонал может найти альтернативное решение или вовремя оповестить о возникших проблемах следующее звено в цепи поставок. Это позволяет обеспечить стабильное, надежное и качественное обслуживание;
— улучшенное качество и надежность обслуживания позволяют транспортным компаниям увеличить долю на рынке.

2. Прямые выгоды государственного сектора, среди которых:
— обеспечение национальной безопасности, в том числе борьба с контрабандой;
— повышение эффективности осуществления государственных операций, в том числе таможенного оформления и таможенного контроля товаров;
— содействие борьбе с коррупцией за счет автоматизации процессов осуществления государственных операций и минимизации человеческого фактора;
— рост безопасности всего логистического процесса;
— снижение перегруженности и увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры.

Электронная система отслеживания грузов позволяет обнаружить следующие преступления:
— отклонение от выбранного маршрута, которое влечет необходимость уплаты штрафа до того, как перевозчик покинет страну;
— несанкционированный доступ к грузам или их повреждение;
— подделка пломб;
— замена одних товаров другими во время следования по маршруту. Это является уголовным преступлением в некоторых государствах, например, в Зимбабве.

Рассмотренные выше технологии используются при создании систем отслеживания таких как AVANTE и Triton.

Система мониторинга AVANTE обеспечивает полный спектр возможностей мониторинга и отслеживания безопасности контейнеров по всей цепочке поставок всем заинтересованным сторонам, включая грузоотправителей, грузоотправителей, поставщиков логистических услуг и таможенных органов [4].

Система выполняет нескольких важных функций:
— в реальном времени обнаружение местоположения контейнеров и обнаружение несанкционированного доступа к ним;
— персонал транспортной компании оснащен значками, которые включают в себя «идентификационную карточку транспортника» (TWIC), каждую секунду передающую радиосигнал. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, чтобы обратиться за помощью, водитель и персонал могут нажать кнопку паники;
— выявление температурных отклонений, чрезмерного механического воздействия на товары, отсутствия водителя;
— периодическое предоставление отчетности в режиме реального времени для предотвращения фальсификации информации.

Информация обо всех проблемах сообщается через SMS, электронную почту и другие каналы связи всем заранее определенным сторонам, включая грузоотправителей, покупателей, логистические и страховые компании, а также государственные органы, в том числе таможенные.

Пользователи системы AVANTE получают специальную документацию (сертификат) мониторинга для каждой товарной поставки. Этот отчет может использоваться для различных целей, например, как документ для переговоров о страховых тарифах или для судебного разбирательства.

Система отслеживания контейнеров Triton обеспечивает постоянный мониторинг контейнера в пути от завода до пункта назначения. Система отслеживает местоположение контейнера и предоставляет необходимую информацию о его состоянии. Любое несанкционированное вскрытие или взлом фиксируется, так же как и любые отклонения от заданного маршрута и перемены температуры [6].

Оповещения могут срабатывать в различных ситуациях по широкому спектру событий, таких как открытие дверей или взлом в обход двери. Более того, триггер также может быть установлен как комбинация событий, таких как открытие дверцы контейнера за пределами определенной области. Предупреждения могут быть переданы, в соответствии с ранее указанными предпочтениями, на сотовый телефон в виде текстового сообщения или на адрес электронной почты.

Triton облегчает работу таможенных и налоговых органов, благодаря представлению отчетов о маршруте контейнеров и каждом открытии двери контейнера, обеспечивая точность отчетности.

В ряде стран, например, в Кении, Уганде и Руанде, создаются региональные электронные системы сопровождения грузов. Они позволяют государственным органам стран совместно отслеживать перемещение товаров из пункта отправления в одной из данных стран до пункта назначения в другой. То есть, к примеру, от порта Момбаса в Кении до Кампалы в Уганде и Кигали в Руанде.

Система направлена на снижение стоимости ведения бизнеса за счет сокращения времени на транзит, обеспечения сохранности груза и оказания помощи предпринимателям в лучшем прогнозировании прибытия товаров. Более того, для частного сектора региональная электронная система сопровождения грузов в Кении, Уганде и Руанде является бесплатной, так как налоговые органы берут на себя все операционные расходы [6].

В Кении проводился опрос должностных лиц государственных органов и транспортных компаний по вопросу эффективности применения технологии электронного сопровождения грузов [7].

Среди респондентов можно выделить следующие категории:
1. Перевозчики.
2. Должностные лица Управления по доходам Кении (которое также осуществляет функции таможенного администрирования).
3. Сотрудники пограничной службы.
4. Таможенные органы приграничных пунктов пропуска.
5. Администрации портов.
6. Работники места погрузки.

Варианты ответов, которые могли выбрать респонденты:
1. Полностью согласен.
2. Скорее согласен.
3. Не знаю.
4. Скорее не согласен.
5. Полностью не согласен.

Полученные результаты позволили установить, что данные обо всех отправленных грузах легко фиксируются в системе, с чем в целом согласны 72,4% респондентов. Нарушения также легко фиксируются в режиме реального времени, причем большая часть опрошенных (36%) скорее соглашаются с тем, что системные возможности ECTS действительно работают. В исследовании также подтверждается, что транспортная и грузовая документация легко загружаются в систему для получения доступа к ним позже.

Должностные лица администрации Кении также согласились с тем, что сбор пошлин и налогов значительно улучшился, и 36,8% полностью согласны с этим, и лишь небольшая часть 2,4% крайне несогласна с тем, что это действительно так. Пограничные и портовые чиновники полностью согласны с тем, что упрощение оформления грузовых автомобилей стало проще благодаря внедрению ECTS (42,4%).

Также исследование установило, что затраты на создание системы являются достаточно высокими, однако в течение определенного периода времени эксплуатационные расходы снижаются, и 27,2% соглашаются с этим. Управление по доходам Кении также подтвердило увеличение доходов с течением времени в результате применения ECTS. С тем, что во внутренних организационных процессах с внедрением системы происходит снижение издержек полностью согласились 37,6% респондентов.

В ходе исследования установлено, что количество случаев кражи грузов и их подмены резко сократилось. Полностью согласны с этим 40% и 45,6% соответственно, и лишь небольшое число категорически против. Кроме того, применение ECTS привело к сокращению количества перемещаемых вредных и опасных грузов. Одним из важных достиженией в этой области является сокращение числа дорожно-транспортных происшествий благодаря тому, что администрация страны может контролировать ситуацию на дорогах.

Схожие результаты показал опрос транспортных компаний. Мнения перевозчиков относительно повышения эффективности в результате внедрения ECTS аналогичны: перевозчики подтвердили, что система способна собирать все необходимые данные о грузах, и большинство перевозчиков согласны с этим (76%). В ходе исследования было также выявлено, что перевозчики имеют возможность контролировать передвижение своих транспортных средств и обеспечивать соблюдение водителями всех установленных правил. Исследование показало, что с внедрением этой системы перевозчики могут легко производить уплату пошлин и налогов.

Первоначальные затраты, понесенные перевозчиками, довольно высоки, однако со временем они компенсируются. Данные, полученные в ходе опроса, также показывают, что доходы транспортных компаний растут, а штрафы выплачиваются вовремя. Исследование также выявило, что перевозчики смогли снизить стоимость внутренних процессов.

В ходе исследования было отмечено, что количество случаев хищения грузов и их замены резко сократились, и большинство респондентов согласились с этим, в результате чего бизнес для начинающих предпринимателей стал намного безопаснее и имеет предпосылки к росту.

Таким образом, применение технологии электронного сопровождения грузов оказывает положительное влияние на условия и результаты деятельности как транспортных компаний, так и государственных органов, в том числе таможенной службы. Технология ECTS направлена на обеспечение безопасности цепи поставок товаров, позволяя контролировать процесс перевозки вне зависимости от вида транспорта и протяженности маршрута, обеспечивая сохранность грузов и соблюдение сроков доставки.


Список литературы

  1. Ryszard K. Miler. Electronic Container Tracking System as a Cost-Ef-fective Tool in Intermodal and Maritime Transport Management. // Economic Al-ternatives, issue 1. pp.40-52, 2015
  2. Bluetooth technology a new wave of transformation for air cargo // The Loadstar Media. URL: https://theloadstar.co.uk/bluetooth-technology-set-trans-form-air-cargo-industry/
  3. Uganda electronic cargo tracking system // Trademark East Africa. URL: https://www.trademarkea.com/projects/uganda-electronic-cargo-tracking-system/
  4. AVANTE End-To-End Supply Chain Visibility and Security // AVANTE. URL: https://www.avantetech.com/products/shipping/endtoend-visibility/ (дата обращения: 03.02.2019).
  5. Автоматизированные технологические системы для удаленного отслеживания, мониторинга и контроля // StarCom. URL: https://www.starcomsystems.com/home-ru/ (дата обращения: 03.02.2019).
  6. Regional Electronic Cargo Tracking System Unveiled // Business Focus. URL: http://businessfocus.co.ug/regional-electronic-cargo-tracking-system-un-veiled/
  7. Virginia N. Kabiru. Electronic cargo tracking system and operational peformance at Kenya Revenue Authority and on transporters, 75 p., 2016.