УДК 159

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

№17,

Педагогические науки

Терешева Лилия Ильнуровна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА РЕЧИ; СОВМЕСТНО‐ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ; ПЕРЕСКАЗ; ОПИСАНИЕ; COHERENT SPEECH; DIALOGICAL FORM OF SPEECH; CO‐ PARTNERSHIP; MONOLOGUE SPEECH; PARAPHRASE; DESCRIBE.


Аннотация: В статье раскрываются особенности развития связной речи условия, методы, приемы их развития.

Вопрос развития речи детей интересовал еще таких древнегреческих философов как Аристотель, Платон, Сократ. Значительное место в развитии дошкольников отводил развитию речи и чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672 гг.). Именно он разработал одни из первых в мире рекомендации по дошкольному воспитанию — «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в которых рассмотрел содержание, задачи и методику развития детей дошкольного возраста. И формированию речи детей, в данных рекомендациях была отведена целая глава.

Речь — это процесс общения людей посредством языка, считает А.Г. Маклаков. В свою очередь, Е.О. Смирнова рассмотрела общественное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. Язык, по его мнению, является необхватным искусством, которым овладело человечество. В обучении языку автор определил три существенные задачи:

— обучение звуку, или средству формирования органов речи;
— обучение слову, или средству знакомства с отдельными предметами;
— обучение речи, или средству научиться четко, выражать свои мысли о предметах.

А.А. Люблинская так же писала, что основы развитой культурной речи, закладываются именно в раннем дошкольном детстве, представляют собой достаточно сложнейшую задачу, требующую от воспитателя большого искусства и опыта. Автор приходит к выводу, что необходимо руководить формированием ребенка. И, по ее мнению, одним из существенных средств речевого развития, вместе с наблюдением окружающей жизни, есть художественная литература.

Основное место в работах Г.А. Урунтаева заняли аспекты формирования развития речи малышей. Она на основе изученного Российского и зарубежного опыта создала концепцию формирования речи детей в обстоятельствах общественного дошкольного воспитания. Теоретическое ядро созданной системы Г.А. Урунтаево составляю такие положения: развитие речи воплощаться в действительность в единении с интеллектуальным развитием; речь дошкольников формируется в общественной среде, при условии увеличения социальных связей, в ходе общения с педагогами и ровесниками.

Культура речи ребенка на прямую связана с культурой речи педагога и родителей и всего педагогического коллектива считала Г.А. Урунтаева: речь дошкольника формируется в деятельности и в первую очередь игровой и трудовой, то есть она создает условия для независимой деятельности в языковой сфере; организация работы по развитию речи должно включать все этапы жизни дошкольника, включая и первые годы жизни; обучение в процессе специальных занятий есть необходимое и важное средство речевого формирования детей; формирование речи связано со всеми частями педагогического процесса дошкольного учреждения.

О.О. Косякова обусловила важнейшие задачи работы по развитию речи дошкольников в дошкольном учреждении:

1) формирование речевого аппарата у дошкольников, его эластичность, четкость; вырабатывание речевого слуха;
2) накапливание содержательной стороны речи;
3) работа над речевыми формами, её структурой.

В свою очередь Е.А. Флерина анализировала общие основы эстетического развития малышей. Она концентрировала внимание на правильном смысловом употребление слов и расширение словаря, формирование структуры речи, правильного произношения, на употребление художественной литературы как метода развития речи. Важнейшими видами речевой деятельности с малышами признаются беседа, разговор, рассказывание и художественное чтение. В последних работах Е.А. Флериной рассказывается об игре и других возможностях речевого развития.

В 1938 году в «Руководстве для воспитателя детского сада» развитие речи дошкольников впервые было выделено в самостоятельный раздел. Существенное внимание в Руководстве было уделено культуре речевого общения, выразительности речи детей. В качестве важнейшего средства решения данной задачи выступало чтение и рассказывание малышам.

В обобщении опыта работы педагогов по родному языку значительную роль сыграла О.И. Соловьева. На основе анализа предыдущего опыта и опыта и личных исследований она выпустила методическое пособие «Родной язык в детском саду», в котором рассматриваются различные части речевого развития дошкольников, открывается методика развития речи в различных возрастных группах. Автор достаточно много сделала для улучшения работы дошкольных учреждений по развитию речи малышей. Позднее, в 1956 году, разработала первое учебно-методическое пособие для педагогических училищ, в котором рассматривается формирование всех сторон речи, впервые прописывается методика развития грамматической стороны речи детей.

В свою очередь Ф.А. Сохин изучая вопросы детской речи, будучи лингвистом и психологом, убедительно доказывал, что формирование речи детей имеет своё независимое значение и не должно анализироваться только лишь как вопрос знакомство с окружающей действительностью. Исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, основывавшиеся на более глубоком изучении вопроса развития речи, сформировавшееся к началу 70-х годов, в большинстве изменили подход к содержанию и методике развития речи дошкольников. В основе стали находиться вопросы формирования семантики детской речи, развития языковых обобщений, элементарного понимания явлений языка и речи. Большое воздействие на аспекты развития речи оказала Н.К. Крупская. Она полагала, что речь является основой умственного развития, призывала формировать речь детей при помощи живых наблюдений. Она многократно подчеркивала роль книги в формировании речи малышей. При этом, автор писала, что язык книги должен быть прост, так как в дошкольном возрасте малыш легко запоминает сова и включает их в свой лексикон.

Таким образом, выводы, приобретённые в данных исследованиях, имеют как теоретическое, так и практическое значение. На их основании были сделаны программы развития речи дошкольников, методические пособия для педагогов дошкольных учреждений, отображающие комплексный подход к развитию речи и анализирующие процесс овладения речью как творческий.


Список литературы

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева. — Новосибирск: Логос, 2014. — 212с.
  2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития / Т.М. Бабунова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 272 с.
  3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2012. – 256 с.
  4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2011. — 400 с.
  5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. Общ. Ред. Н.В. Микляевой.- М.: издательство Юрайт, 2013. – 510 с.
  6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево – СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  7. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под. ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с.
  8. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. — 192 с.
  9. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: «Академия», 2006. – 347 с.
  10. Карпова, С.Н. Игра и развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 142 с.
  11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2014 – С. 335 – 351.
  12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова — М.: Академия, 2013 — 467 с.