УДК 349

НОРМЫ FAIR PLAY В СИСТЕМЕ СПОРТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

№17,

Юридические науки

Савичев Алексей Аркадьевич


Ключевые слова: СПОРТИВНОЕ ПРАВО; ЧЕСТНАЯ ИГРА; ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ; НОРМЫ МОРАЛИ; ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ПРАВОСОЗНАНИЕ; АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ НОРМЫ; АНТИДОПИНГОВЫЙ МОНИТОРИНГ; SPORTS LAW; FAIR PLAY; PROTECTIVE LEGAL NORMS; MORAL NORMS; LEGAL RESPONSIBILITY; LEGAL CONSCIOUSNESS; ANTI-CORRUPTION NORMS; ANTI-DOPING MONITORING.


Аннотация: В статье рассмотрены некоторые вопросы реализации принципа fair play в современном законодательстве Российской Федерации о физической культуре и спорте. Отдельное внимание уделено таким двум большим группам норм «честной игры» в спорте, как антикоррупционные и антидопинговые. Предпринята попытка сформулировать определение антидопингового мониторинга. Отмечена особая роль норм fair play в обеспечении не только спортивного, но и общего правопорядка.

Основой существования и функционирования любого общества выступает социальное регулирование, направленное на упорядочение социально значимых связей между людьми и их объединениями.

Как известно, в системе социальных регуляторов особое значение имеют правовые нормы, основными признаками которых являются общеобязательность, связь с государством, формальная определенность, распространение на персонально неопределенный круг адресатов, обеспеченность возможностью применения мер государственного принуждения. Данными нормами регулируются такие общественные отношения, которые являются наиболее важными для стабильного функционирования государственно организованного социума. Иначе говоря, от эффективности регулятивного воздействия на эти отношения напрямую зависит устойчивое развитие такого общества.

Среди множества групп социально значимых связей, выступающих в качестве приоритетных сфер государственной политики, особое место занимают спортивные отношения. На современном этапе спорт как феномен общественной жизни, как самодостаточный «пласт» социальной активности выступает объектом повышенного внимания со стороны государства. Несомненно, популяризации спорта в России способствует достаточно богатый опыт проведения крупнейших спортивных мероприятий, накопленный нашей страной за последние годы (Летняя Универсиада в Казани 2013 г., Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи 2014 г., Кубок Конфедераций и Чемпионат мира по футболу 2017 и 2018 гг. соответственно, Зимняя Универсиада в Красноярске 2019 г.).

Безусловно, спорт следует рассматривать в качестве такой сферы общественных отношений, которая имеет определенную специфику и нуждается в правовом регулировании. Первичным звеном в системе такого регулирования выступают спортивно-правовые нормы, образующие в своей совокупности вполне самодостаточную отрасль спортивного права. Несмотря на отсутствие между современными исследователями единства в вопросе о возможности признания спортивного права отраслью права [4; 6, с. 11; 8, с. 11; 10], в рамках настоящего исследования данное понятие будет употребляться именно в этом значении.

В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ спорт – представляет собой сферу социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившуюся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Соревновательное начало как неотъемлемая сущностная характеристика спорта обуславливает специфику соответствующего блока общественных отношений.

Выступая в качестве особой сферы человеческой деятельности, спорт подразумевает наличие таких свойств личности, как агрессивность, наступательность, бескомпромиссность. Поведение спортсмена при низком уровне его правовой культуры отличается конфликтностью, мстительностью, нетерпимостью, что может привести к правонарушениям и даже преступлениям» [9, с. 24].

Как отмечает И.М. Амиров, в рамках спорта наряду с административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью имеет место другой особый вид ответственности – соревновательно-техническая, зачастую налагаемая на атлетов за нарушения спортивных правил, в том числе, повлекших причинение вреда здоровью соперника. В результате, у нарушителя со временем может сформироваться ложное осознание своей юридической безнаказанности, вследствие чего им могут быть допущены те или иные противоправные деяния и в обычной жизни, т.е. уже вне соревновательной деятельности [5, с. 32-33].

Исходя из этого, важнейшую роль в системе спортивно-правового регулирования такого рода отношений играют нормы «честной игры» (fair play), в которых отражен соответствующий принцип спортивного права.

Данный принцип фактически олицетворяет направленность современного спорта на обеспечение соревновательности в равных и честных условиях [10, с. 162].

Зародившись в Англии, как социально-регулятивное начало, понятие «fair play» было применимо не только к какой-либо соревновательной деятельности, но и к системе социальных взаимодействий повседневной жизни в целом. В самом общем виде концепт «fair play» означает прекрасную приспособленность игрока к игре в целом. В данном понятии выражается отношение игрока как к своим партнерам по команде, так и к противнику [7, с. 50].

Являясь морально-этической основой современного спорта, термин «честная игра» представляет собой своего рода критерий порядочности в рамках состязательной активности атлетов. Выступая в качестве специфической системы социальных связей, подчиненной определенным правилам, спорт невозможен без регулятивного воздействия данного принципа. В связи с этим, многим положениям «fair play» фактически придается юридическая сила, т.е. они обретают статус правовых норм.

В современном законодательстве Российской Федерации о физической культуре и спорте наибольшее внимание принципу fair play уделено в части обеспечения уважительного отношения атлетов к правилам соревнований, соперникам и решениям судей; противодействия различного рода коррупционным проявлениям в сфере спорта; а также борьбы с применением спортсменами запрещенных препаратов.

Среди наиболее общих норм современного отечественного спортивного законодательства России, в которых находит свое нормативное правовое выражение принцип «честной игры», можно выделить нормы, закрепляющие основные обязанности спортсменов.

Так, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] устанавливает такие обязанности участников соревновательной деятельности, как соблюдение этических норм в области спорта, следование требованиям положений (регламентов) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, неукоснительное подчинение системе антидопинговых правил и др.

Вместе с тем, следует отметить, что обязанность соблюдения этических норм в области спорта представляет собой наиболее общее требование к поведению спортсменов, в котором, в определенной степени, интегрированы все остальные обязанности.

Уважительное отношение спортсменов к соперникам и судьям как важная составляющая принципа fair play находит свое нормативное правовое выражение не только в установлении правил непосредственного проведения конкретных соревнований или подготовки к ним. Особое значение имеют определенные сопутствующие требования этического характера, предъявляемые к поведению спортсменов в рамках соответствующей деятельности. Речь идет о таких неотъемлемых условиях соревновательной активности, закрепляемых различными нормами спортивных регламентов, как прослушивание государственных гимнов до начала соревнований, обмен рукопожатиями с соперниками, приветствие судей.

Обязанность соблюдения этических норм в области спорта можно рассматривать как императив, который находит свое проявление в установлении иных, более конкретизированных требований к поведению спортсменов.

Среди таких требований особое значение в настоящее время имеют антикоррупционные и антидопинговые правила в области спорта. Они образуют две достаточно крупные группы норм fair play в системе спортивно-правового регулирования.

Антикоррупционные нормы ориентированы на противодействие неправомерному влиянию на результаты официальных спортивных мероприятий, которое в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона № 329-ФЗ может проявляться в следующем:

1) подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования (в том числе их работников), принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния или совершение этих действий по предварительному сговору с указанными лицами;

2) получение спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями спортивных команд, другими участниками или организаторами официального спортивного соревнования (в том числе их работниками) денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование указанными лицами услугами имущественного характера, извлечение ими других выгод и преимуществ или их предварительный сговор.

Недопустимость такого рода противоправных проявлений установлена ст. 3 указанного Федерального закона как одно из основных начал законодательства о физической культуре и спорте.

Незаконное влияние на результаты официальных спортивных соревнований представляет собой деяние преступного характера, влекущее за собой ответственность, предусмотренную ст. 184 Уголовного Кодекса Российской Федерации [1].

В настоящее время особое внимание государства обращено также на борьбу с допингом, в связи с чем, значительно укрупняется блок соответствующих нормативных правовых предписаний.

На сегодняшний день Уголовный Кодекс Российской Федерации устанавливает такие составы преступлений данной направленности, как склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (ст. 230.1), а также использование в отношении спортсмена таких субстанций и (или) методов (ст. 230.2).

Для целей этих статей Правительством Российской Федерации принят перечень запрещенных субстанций и (или) методов [3].

На наш взгляд, для более эффективной реализации антидопинговых норм целесообразным является использование на государственном уровне единой, действующей на регулярной основе системы наблюдений и оценки допинговой ситуации в сфере спорта, т.е. антидопингового мониторинга. Фактически речь идет о комплексном отслеживании явлений и процессов, связанных с допингом.

По нашему убеждению, антидопинговый мониторинг должен представлять собой функционирующую на постоянной основе государственную систему наблюдений, анализа и прогноза использования участниками соревновательной деятельности запрещенных препаратов и противодействия неправомерным проявлениям, связанным с применением допинга.

Механизм функционирования такой системы должен включать в себя анализ соответствующих статистических данных правоприменительной практики; опросов и анкетирования спортсменов, тренеров, специалистов в области спортивной медицины, сотрудников правоохранительных и судебных органов; динамики выявления случаев использования запрещенных препаратов; практики привлечения к ответственности.

Таким образом, спортивно-правовые предписания, касающиеся защиты соревновательной деятельности от различного рода противоправных посягательств, составляют значительную часть норм fair play. Кроме того, к таким нормам следует относить положения, затрагивающие наиболее общие этические аспекты поведения атлетов, в которых должно выражаться их уважительное отношение к правилам соревнований, соперникам, партнерам по команде, судьям и их решениям.

Нормы fair play имеют достаточно высокий охранительный потенциал, способствуя повышению уровня правосознания спортсменов и иных лиц, так или иначе, вовлеченных в состязательный или тренировочный процесс. Данные правила играют особую роль в обеспечении не только спортивного, но и общего правопорядка. Формируемые с их помощью установки правомерного поведения позволяют удерживать атлетов от противоправных проявлений не только в рамках их соревновательной активности, но и в обычной жизни, т.е. вне спорта.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2017 г. № 339 «Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  4. Алексеев С.В., Гостев Р.Г. Спортивное право как новая отрасль права, область юридической науки и учебная дисциплина. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 25-28.
  5. Амиров И.М. Спортивное правосознание: понятие и структура (к постановке проблемы). // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 4 (8). С. 30-36.
  6. Братановский С.Н. Спортивное право как отрасль российского права. // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 4. С. 11.
  7. Гунина Л.А. Социально-регулятивный концепт «fair play» — «честная игра» в английской лингвокультуре. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2009. № 2. С. 50-56.
  8. Дементьев Е.А. Средства государственно-правового воздействия на отношения в сфере спорта. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2009. 33 с.
  9. Рекша Ю.М. Методические основы формирования правовой культуры спортсменов в процессе профессиональной подготовки. Дисс. … канд. пед. наук. М., 2009. 143 с.
  10. Сердюков А.В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2010. 233 с.