УДК 339.5.01

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ УПРАВЛЕНИЙ

№17,

Экономические науки

Кудрявцев Павел Евгеньевич
Рогаева Елена Евгеньевна


Ключевые слова: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ; СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; SPECIALIZED REGIONAL CUSTOMS OFFICES; SPECIALIZED ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES; INTERACTION WITH EXECUTIVE AUTHORITIES.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности функционирования региональных таможенных управлений, осуществляющих деятельность по специализированным направлениям. В статье проанализированы направления и порядок осуществления деятельности Регионального оперативно-поискового управления, Центрального информационно-технического таможенного управления, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, определена роль перечисленных подразделений в системе таможенных органов России.

В структуре таможенных органов Российской Федерации выделяют 4 базовых элемента:
− Центральный аппарат Федеральной таможенной службы (далее – ЦА ФТС);
− Региональные таможенные управления (далее – РТУ);
− Таможни;
− Таможенные посты.

Как известно, основная работа таможенных органов в практической части в большинстве своём выполняется таможенными постами и таможнями, в то время как региональные таможенные управления и ФТС занимаются администрированием деятельности, управлением, а также координированием и контролем в пределах конкретного региона (что относится к РТУ) или же определением стратегии развития, разработкой таможенной политики и других более глобальных функций (что относится к ФТС).

РТУ являются частью централизованной системы таможенных органов Российской Федерации. Их основная работа заключается в осуществлении контроля над деятельностью таможен, которые находятся исключительно в регионе деятельности конкретного таможенного управления. Также в системе таможенных органов Российской Федерации есть особые РТУ, стоящие отдельно от обычных и называемые специализированными:
− Региональное оперативно-поисковое управление (далее – РОПУ);
− Центральное информационно-техническое таможенное управление (далее – ЦИТТУ);
− Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее – ЦЭКТУ);
− Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (далее – РТУ РЭБ ОТИ).

Региональное оперативно-поисковое управление учреждено для проведения оперативно-розыскных мероприятий и проведения оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производства неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности Управления [4].

Предпосылкой к созданию подобного элемента в структуре таможенных органов являлось увеличение числа преступлений, ставивших под угрозу экономическую безопасность государства (1990-е годы). По этой причине была проведена реформа в области таможенного дела, в частности таможенного контроля, и были учреждены оперативные управления. Региональное оперативно-розыскное управление является современным воплощением оперативных служб таможни.

РОПУ от РТУ отличается не только спецификой деятельности, но и территориальной юрисдикцией, поскольку деятельность РОПУ распространяется на всю территорию Российской Федерации[5].

Управление осуществляет выполнение своих функций непосредственно или через оперативно-поисковые службы (далее – ОПС) – филиалы Управления, расположенные в городах: Санкт-Петербург, Иркутск, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными организациями [4].

Следующее специализированное РТУ – это Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности и объектов таможенной инфраструктуры осуществляет проведение специальных мероприятий по радиоэлектронной безопасности (РЭБ) особо важных объектов таможенной инфраструктуры с помощью технических средств специального назначения под непосредственным руководством Государственного таможенного комитета Российской Федерации[6].

Среди перечисленного в деятельность Управления входит проведение мероприятий, которые направлены на защиту государственной тайны, осуществление контроля над эффективностью защиты информации, а также выявление электронных устройств, которые предназначены для негласного получения информации.

Одной из особенностей деятельности РТУ РЭБ ОТИ является то, что в настоящее время технические средства и электронные технологии совершенствуются быстрыми темпами, в связи с чем важную роль занимает работа, связанная с анализом текущей ситуации в сфере современных технологий, а также со своевременным переоснащением, поскольку от этого во многом зависит эффективность работы Управления.

Как и у РОПУ, у Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности и объектов таможенной инфраструктуры есть филиалы, называемые оперативно-техническими службами (ОПС – филиалы РТУ РЭБ ОТИ). Они расположены в разных городах, а именно: в Калининграде, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске и Владивостоке.

Введение в эксплуатацию данных филиалов в 2009 г. на базе оперативно-технических подразделений таможенных органов позволило в полной мере осуществлять возложенные на Управление задачи. Всего насчитывается 20 оперативно-технических подразделений в составе таможен, они подчиняются РТУ РЭБ ОТИ.

Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) также входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации. Главное назначение данного управления заключается в том, чтобы информационно обеспечивать автоматизированные информационные системы (далее – АИС), поддерживать их программно, а также заниматься их разработкой [1].

В настоящее время огромная часть работы таможенных органов осуществляется при помощи специальных программных средств. Это может быть регистрация таможенных деклараций, принятие решения о выпуске или отказе в выпуске в автоматическом режиме, предварительное информирование, работа системы управления рисками и так далее. Также необходимо осуществлять взаимодействие АИС таможенных органов с информационными системами других органов исполнительной власти, с таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и других заинтересованных лиц[2].

Помимо этого большое значение имеет выполнение работ по обеспечению бесперебойности и корректности работы компонентов автоматизированных информационных технологий.

В компетенцию данного управления входит также методическое руководство деятельностью соответствующих подразделений таможенных органов, обеспечение информационной безопасности и оказание информационных услуг государственным органам и участникам внешнеэкономической деятельности[3].

Таким образом, деятельность ЦИТТУ чрезвычайно важна, поскольку она делает возможным использование информационно-коммуникационных технологий во всей системе таможенных органов и на каждом из четырёх её уровней.

Ещё одним специализированным региональным таможенным управлением в структуре таможенных органов Российской Федерации является Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ).

Деятельность данного управления осуществляется в различных направлениях:
− судебно-экспертная;
− экспертно-криминалистическая;
− экспертно-исследовательская;
− научно-исследовательская;
− научно-методическая.

В структуре ЦЭКТУ находятся больше 80 единиц экспертных отделов и отделений, которые занимаются экспертным исследованием товаров 97 групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС)[7].

Территориальная юрисдикция в ЦЭКТУ определяется регионом деятельности РТУ, а непосредственная деятельность работников Управления заключается в проведении множества экспертиз, таких как:
– товароведческие (товаров, транспортных средств и промышленного оборудования);
– материаловедческие и идентификационные экспертизы (материалов, веществ и изделий);
– криминалистические (технические экспертизы документов, почерковедческие, трассологические, маркировочных обозначений, оружия);
– объектов интеллектуальной собственности;
– биологические (объектов растительного и животного происхождения);
– промышленного оборудования;
− технологические (нормы выхода);
− компьютерно-технические и др.

Наиболее часто проводимыми экспертизами среди всех по данным статистики являются идентификационные экспертизы[8].

Так, помимо экспертной деятельности Управление занимается административной работой, то есть руководством работой отделов и отделений, разработкой методических рекомендаций, правовым регулированием и так далее.

Таким образом, каждое из специализированных региональных таможенных управлений имеет свою чётко обозначенную специфику деятельности, выполняет свои функции и задачи. Так, Центральное информационно-техническое таможенное управление обеспечивает возможность совершения таможенными органами таможенных операций с применением информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов, а Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление проводит экспертизу объектов (товаров) различного характера и транспортных средств. Сотрудничество работников таможенных органов и согласованные действия всех звеньев таможенной системы обеспечивает слаженную работу таможенных органов и способствует созданию цифровых технологий таможенного регулирования, администрирования и контроля, дальнейшему развитию всей таможенной системы.


Список литературы

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 26.09.2018).
  2. Сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]URL: http://www.customs.ru.
  3. Приказ Федеральной таможенной службы от 04.09.2018 № 1380 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы».
  4. Приказ Федеральной таможенной службы от 20 июня 2017 г. №1022 «Об утверждении Положения о Региональном оперативно-поисковом управлении».
  5. Приказ Федеральной таможенной службы от 20 июня 2017 г. №1022 «Об утверждении Положения о Региональном оперативно-поисковом управлении».
  6. Приказ ГТК России от 1 августа 1997 г. №466 «О Региональном таможенном управлении радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры».
  7. Кнышов А.В. Порядок организации и проведения мониторинга показателей деятельности таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1 (42). С. 47-54.
  8. Кнышов А.В. Упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу за счет уменьшения количества представляемых документов // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3 (40). С. 48-54.