УДК 159.9

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ В ПЕДАГОГИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№17,

Педагогические науки

Галиева Илюза Райнафовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; ТРИЗ; ПЕДАГОГИКА; ТЕХНОЛОГИЯ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ; ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ; PEDAGOGICAL CONDITIONS; TRIZ; PEDAGOGY; TECHNOLOGY; PRESCHOOL EDUCATION; SENIOR PRESCHOOLERS; CREATIVE IMAGINATION.


Аннотация: В данной статье проанализированы педагогические условия использования ТРИЗ с детьми дошкольного возраста. Проведена опытно-экспериментальная работа по использованию ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Реализованы педагогические условия использования ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проведен анализ эффективности педагогических условий использования ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из важных задач воспитания в дошкольной образовательной организации является воспитание личности, обладающей высоким творческим потенциалом [4]. Но проблема заключается не в поиске гениальных дошкольников, а в целенаправленном формировании творческой активности, творческих способностей, в развитии нестандартного мышления у современных детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является уникальным. Как сформируется личность ребенка, такова будет его жизнь. Именно поэтому, в данный возрастной период важно не упустить раскрытия творческого потенциала в каждом дошкольнике. Дошкольники изобретательны, непосредственны и непредсказуемы, на что взрослые часто не обращают должного внимания.

Практика показывает, что с помощью традиционных форм работы невозможно в полней мере решить проблему развития творческого потенциала. Необходимо применение оригинальных технологий. Одной из эффективных педагогических технологий развития творчества у детей дошкольного возраста является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать [5].

ТРИЗ возникла в 50-х гг. благодаря российскому ученому, изобретателю Г.С. Альтшуллеру [1]. ТРИЗ – это инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой активности.

ТРИЗ технология в педагогике дошкольного образования направлена на развитие у детей дошкольного возраста психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения; расширение знаний дошкольников об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ, методов развития творческого воображения; использование дошкольниками полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.

Выделены следующие педагогические условия использования ТРИЗ с детьми дошкольного возраста:
— развитие досуговой деятельности дошкольников;
— учет индивидуальных особенностей ребенка;
— создание атмосферы творчества;
— создание педагогом такого обучения, в процессе которого формируются знания и творческие способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;
— комплексное и системное использование методов творческого развития;
— создание для каждого ребенка индивидуальной зоны творческого развития, которая является основой построения педагогического процесса;
— организация предметно-развивающей среды.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного использования ТРИЗ в педагогике дошкольного образования.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста будет успешным, если будут разработаны и реализованы педагогические условия использования ТРИЗ в педагогике дошкольного образования.

Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 46 комбинированного вида» Советского района г. Казани. Выборка составила 30 детей старшего дошкольного возраста. Дети были поделены на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) по 15 дошкольников.

Для исследования уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:
1. Методика «Свободный рисунок» Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной, Г.А. Урунтаевой.
Цель: определение уровня сформированности творческого воображения.
2. Методика «Вербальная (словесная) фантазия» Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной, Г.А. Урунтаевой.

Цель: определение уровня сформированности творческого вербального воображения.

Результаты исследования уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента показали, что у дошкольников уровень творческого воображения находится, преимущественно, на среднем и низком уровнях развития. По результатам исследования необходимо разработать и апробировать реализацию педагогических условий использования ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель реализации педагогических условий использования ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста – воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач, формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Мы заинтересованы в том, чтобы на занятии дошкольникам не было скучно, чтобы задания они выполняли, проявляя творчество и самостоятельность. Мы использовали занятия на развитие творческого воображения, применяя сказкотерапию, импровизацию, игровые ситуации. Практиковали индивидуальные и групповые формы работы. В изобразительной и практической деятельности мы использовали нетрадиционные техники рисования: кляксографию, пальчиковую технику, рисование ладошками и др. Использовали такой материал, как ракушки, камушки, крупы и др.

Данные виды занятий вписываются в естественную жизнь дошкольников в детском саду и проводятся в свободное время от непосредственно-образовательной деятельности. В отличии от НОД на занятиях ТРИЗ предпочтение отдается творческим заданиям.

В ходе проведенных занятий мы придумывали новые сказки на основе известных сказок. Например: «В нашей книге сказок что-то странное произошло. Перепутались все страницы. Мальвину, Красную шапочку, Колобка и лису украла злая ведьма и превратила в кузнечиков. Погоревали они и решили искать спасение. Встретили Царевну Луга….». Дальше начиналась творческая работа старших дошкольников с педагогом.

Мы воображали знакомых героев в новых обстоятельствах. Данный прием развивает фантазию, творческое воображение и ломает привычные стереотипы детей. Наши главные герои попадали в новые обстоятельства, которые могли быть невероятными, выдуманными. Например: на пути Красной Шапочке встречается добрый волшебник, змей горыныч и т.д.

Для знакомства с буквами мы использовали такой прием ТРИЗ, как рукотворные буквы. Дети выкладывали буквы из всего, что попадалось на глаза: камушков, шишек, макарон, кубиков и т.д. Затем дети давали им оригинальные названия и придумывали истории, кому могли бы понадобится такие буквы.

В группе мы работали над обогащением предметно-развивающей среды. Например, в центр логики и математики мы включили пособие «Системный оператор», позволяющий развивать логическое мышление. Задачей является формирования умения мыслить системно, используя таблицу.

Проведем анализ эффективности педагогических условий использования ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Свободный рисунок» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рис.1:


Рис.1. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Свободный рисунок» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Итак, результаты исследования по методике «Свободный рисунок» наглядно показывают, что у дошкольников ЭГ результаты заметно улучшились. Высокий уровень развития творческого воображения повысился с 7% до 53%. Средний уровень снизился с 47% до 33%. Низкий уровень снизился с 47% до 13%. Результаты дошкольников КГ также улучшились, но не столь эффективно, как у дошкольников ЭГ.

Представим сравнительный анализ результатов исследования по методике «Вербальная (словесная) фантазия» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рис.2):


Рис.2. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Вербальная (словесная) фантазия» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Итак, результаты исследования по методике «Вербальная (словесная) фантазия» наглядно показывают, что у дошкольников ЭГ результаты заметно улучшились. Высокий уровень развития творческого воображения повысился с 7% до 33%. Средний уровень повысился с 40% до 47%. Низкий уровень снизился с 53% до 13%. Результаты дошкольников КГ также улучшились, но не столь эффективно, как у дошкольников ЭГ.

Таким образом, результаты исследования уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента показали, что у дошкольников ЭГ уровень творческого воображения повысился. Результаты дошкольников КГ также улучшились, но не столь эффективно, как у дошкольников ЭГ.

Гипотеза исследования подтвердилась.


Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 399 с.
  2. Афонасьева Л.А. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника / Л.А. Афонасьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 98-100.
  3. Зиновкина М.М. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ / М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев, С.П. Андреев. – М.: Эксмо, 2014. – 364 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Издательский Дом «Ажур», 2014. — 23 с.
  5. Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике / В.А.Ширяева. – Саратов, 2016. – 72 с.