УДК 159.9.075

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

№17,

Психологические науки

Золотухина Екатерина Дмитриевна
Минахметова Альбина Зульфатовна (Кандидат психологических наук, доцент)


Ключевые слова: УЧЕБНЫЙ СТРЕСС; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СТУДЕНТЫ; ЭКЗАМЕН; EDUCATIONAL STRESS; EDUCATIONAL ACTIVITY; STUDENTS; EXAM.


Аннотация: В статье представлены результаты исследования учебного стресса, среди студентов Елабужского института КФУ по направлению биология и химия. Выявлены основные причины и последствия учебного стресса.

Обучение в высшем учебном заведении оказывает огромное влияние на формирование личности. Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Для студентов очного отделения проблема учебного стресса весьма весома, поскольку значительную часть их времени и сил занимает учебная деятельность [3]. Самый распространенный и опасный период для возникновения стресса является экзаменационный период. В этот период учебная нагрузка увеличивается, работа с большим объемом информации которую необходимо обработать в сжатые сроки, что приводит к нарушению режима дня и недостатку сна, что является фундаментом для возникновения экзаменационного стресса [1].

Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.

По мнению В. А. Бодрова, стресс – это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [5].

Среди современных психологических исследований изучение учебное стресса среди студентов является новым направлением, интерес к этому направления набирает обороты. Среди ученых, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать следующих: Вильямс К., Гринберг Дж., Кэннон У., Маерс Д., Китаев-Смык Л. А., Немов Р. С., Маклаков А. Г., Акопян А. Д., Маркина И. Д., Украинцева Ю. В., Умрюхин Е. А., Щербатых Ю. В., Юматов Е. А [4].

Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами: недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых; большой учебной нагрузкой; неудовлетворенностью полученной оценки; низкой успеваемостью по определенным дисциплинам; невыполненными или выполненными неверно заданиями; пропусками занятий в большом количестве (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине); не сданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами; отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом; конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями; неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения).

Учебный стресс оказывает негативное воздействие на нервную, сердечно-сосудистую, иммунную системы. Каждый студент по своему, адаптируется и реагирует на учебный стресс, последствия могут быть разнообразные. Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации могут быть употребление алкоголь содержащих напитков и прием наркотических средств, для «снятия напряжения» и улучшения настроения, а также суициды [3, 2].

С целью изучения учебного стресса студентов по направлению биология и химия, было проведено исследование по методике Ю.В. Щербатых [6]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

В результате исследования выяснилось, что основными проблемами, которые составляют общую картину стресса, являются большая учебная нагрузка по 10-балльной шкале, среднее значение равно 6 баллам (многие студенты не могут справиться с большим объемом нагрузки из-за неправильного распределения своих возможностей); строгие преподаватели (длительный период адаптации к взрослой жизни после школы); жизнь вдали от родителей (большая часть иногородние студенты и иностранные граждане); нерегулярное питание по 4 балла. Наименьший балл по оценке проблем получают конфликт, в группе – 1,6 балла – это говорит о благоприятной обстановке и дружеских отношениях студентов в группах.

На рис. 1 представлены результаты оценки по 10-бальной шкале вклад отдельных проблем в общую картину стресса у студентов.


Рис 1. Вклад отдельных проблем в общую картину стресса у студентов

Проявление стресса связанного с учебой, признаки оценивались по 10-бальной шкале, затем для расчета использовали среднее значение. На рис. 2 видно, что учебный стресс проявляется в основном в ощущении нехватки времени и спешки – 4,7 балла, минимальный показатель проявления представлен напряжением и дрожанием мышц 1,2. Затрудненное дыхание не проявляется не у одного из студентов.


Рис 2. Признаки проявления стресса связанного с учебой.

Каждый студент использует свои приемы снятия стресса. Из предложенных приемов большинство студентов используют конструктивные методы такие как, сон – 80%, вкусная еда – 78% и общение с друзьями (любимым человеком) – 74% как самые эффективные приемы снятия стресса. Минимальный процент студентов используют сигареты и алкоголь для снятия стресса – 6-10% (это достаточно, положительный показатель).

Анализ показателя волнения перед экзаменами по 10-ти бальной шкале показал, что у значительной части студентов средний уровень волнения они оценивают свое состояние в 7-9 баллов –52%, максимальный уровень – 20%, и минимальное уровень оценивают от 6 баллов и ниже – 18%. Результаты говорят о том что, больше половины опрошенных студентов приближены к максимальному уровню экзаменационного стресса. Некоторые студенты (меньшая часть) умеют контролировать свои эмоции, такие студенты менее подвержены к экзаменационному стрессу. Таким образом, исследование учебного стресса показало что, причинами стресса являются большая учебная нагрузка, строгие преподаватели, жизнь вдали от родителей, а также нерегулярное питание. Признаки стресс отличаются у студентов исходя из индивидуальных особенностей, общая проблема проявляется в не умении планирования режима дня. Распространенный прием для снятия стресса является сон, в меньшей степени студенты используют такие приемы как алкоголь, сигареты. Период сессии является трудным для всех студентов, но они по-разному его переносят в зависимости от индивидуальных особенностей.


Список литературы

  1. Аверина А. О., Федосеева В. И. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 8–12.
  2. Карбузова В. А., Шамилова Н. В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. 2018. №21. С. 451-454.
  3. Киселева Е. В., Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. №6. С. 417-419.
  4. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. – 148 с.
  5. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. – 208 с.
  6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. – 256 с.