УДК 159.9.075

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ

№17,

Психологические науки

Золотухина Екатерина Дмитриевна
Минахметова Альбина Зульфатовна (Кандидат психологических наук, доцент)


Ключевые слова: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ; ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ; САМОМОТИВАЦИЯ; ЭМПАТИЯ; УПРАВЛЕНИЕ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ; EMOTIONAL INTELLIGENCE; EMOTIONAL AWARENESS; SELF-MOTIVATION; EMPATHY; MANAGEMENT OF EMOTIONS.


Аннотация: В данной статье представлены результаты диагностики эмоционального интеллекта у студентов Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета по направлению биология и химия. Исследование проводилось с помощью методики Н. Холла «Диагностика эмоционального интеллекта». Определен уровень эмоционального интеллекта, а также степень выраженности составляющих компонентов эмоционального интеллекта.

Публикации результатов исследований эмоционального интеллекта, появилась в начале 1990-х годов. Популярность данных исследований интенсивно растет, причины такой заинтересованности данным концептом многими исследователями связаны как с возможностью оценить адаптивные способности индивида через его умение эмоционально контактировать с другими, так и с возможностями определения поведения в различных видах социальной деятельности [1].

По мнению Д. Майера и П. Сэловей эмоциональный интеллект – способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. Данная интерпретация термина «эмоциональный интеллект» впервые введена в психологию [2]. Тогда же Д. Майер и П. Сэловей начали разработку методики для диагностики эмоционального интеллекта. На основе предложенной концепции американский психолог Д. Гоулмен предложил усовершенствованную модель эмоционального интеллекта, с добавлением личностных характеристик – энтузиазм, настойчивость и социальных навыки. Среди психологов именно данная концепция приобрела впоследствии наибольшую популярность [4]. В отечественной психологии развитию представлений об эмоциональном интеллекте способствовала идея единства аффективных и интеллектуальных процессов, представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. На современном этапе результаты исследований эмоционального интеллекта опубликованы в научных работах И.Н. Андреева, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и других [3].

В исследовании приняли участие 39 студентов старших курсов Елабужского института КФУ по направлению: биология и химия. С помощью методики «Диагностики эмоционального интеллекта» Н. Холла [5] мы определили уровень развития эмоционального интеллекта у студентов. Установлено, что 61,5% (24 чел.) имеют низкий уровень, 23,1% (9 чел.) – средний уровень, 15,4% (6 чел.) – высокий уровень развития эмоционального интеллекта (Рис. 1).


Рис.1. Результаты диагностики эмоционального интеллекта у студентов

Анализ составляющих компонентов эмоционального интеллекта показал что, у студентов пониженный уровень управления своими эмоциями, студенты недостаточно могут управлять своими чувствами при конфликтных ситуациях, зацикливаются на негативных эмоциях после неожиданных огорчений. Студенты склоны испытывают затруднение при необходимости произвольно управлять эмоциями – пониженный уровень самомотивация. Средние уровни – способности студента как личности к постижению эмоциональных состояний другого человека, проникновение в его внутренний мир, к пониманию его мыслей, эмоций и мыслей; воздействовать на настроение других людей, давать советы в отношениях между людьми и помогать другим, использовать их побуждения для достижения личных целей (табл. 1).

Таблица 1

Показатели средних значений шкал эмоционального интеллекта

Шкалы Среднее значение Уровень
Эмоциональная осведомленность 10,1 средний
Управление своими эмоциями 1,07 низкий
Самомотивация 6,6 низкий
Эмпатия 9,2 средний
Распознавание эмоций других людей 7,8 средний

Диагностика показала, что эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других людей проявляются у испытуемых на среднем уровне. Остальные шкалы эмоционального интеллекта у испытуемых проявляются на низком уровне.

Итак, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: большинство исследуемых студентов обладают низким эмоциональным интеллектом. У студентов в большей степени развита эмоциональная осведомленность, наименьшая степень развития в управлении своими эмоциями.


Список литературы

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
  2. Бибарсова Н. В. Диагностика эмоционального интеллекта у современных студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. – С. 270–272.
  3. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов [и др.]. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. – С. 25 – 26.
  4. Плешакова Д.Р. Исследование эмоционального интеллекта студентов – медиков // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №5. – С. 78-80.
  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – C.57-59.