УДК 37
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
№17,
Педагогические науки
Сайфиев Рамаз Рамазович
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ВОСПИТАНИЕ; МОЛОДЕЖЬ; СТАРШЕКЛАССНИКИ; SOCIAL ACTIVITY; EDUCATION; YOUTH; HIGH SCHOOL STUDENTS.
Развитие личности не мыслимо без общества. На формирование и развитие человека оказывают влияние различные факторы. Но при этом человек выступает одновременно и объектом, и субъектом данного процесса. Не стоит забывать и о роли социума в формировании личности человека и его социализации. Подвижность и изменчивость, прогресс общества вызывают необходимость активного взаимодействия, контакта и преобразования человека.
Немаловажную роль в воспитании личности играет школа. Именно общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие социализацию старшеклассников. Сегодня перед школой стоит задача — сформировать общественно активную личность с социально значимыми чертами и активной гражданской позицией, которая успешно приспосабливается к современному ритму жизни и адаптируется в социальном пространстве.
Образовательно — воспитательный процесс при таком подходе нуждается в переосмыслении и пересмотре его содержания. Проблема заключается не только в качестве и эффективности воспитания в школе, но и в ином подходе к его реализации. Просвещение и воспитание как единый процесс должны строиться на основе гуманизации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, современных запросов к ученикам.
В научных трудах социальную активность рассматривают как уровень активности, способ развития личности как субъекта общественной жизни, который основан на тенденции к изменению социальных условий и формированию общественно — значимых качеств.
В широком смысле социальная активность – процесс взаимодействия человека с окружающей средой, непосредственное участие человека в социальной деятельности и постоянной самореализации. В узком смысле социальная активность — качество личности, которое характеризует ее связи с определенной социальной общностью [1].
Сделав обзор научной литературы, мы пришли к выводу, что социальную активность старшеклассников нужно рассматривать в двух аспектах: «социальная» – общественно — полезная направленность деятельности, «активность»- мера интенсивности самореализации в общественной деятельности. В данном случае социальная активность проявляется в самостоятельной, осознанной, целенаправленной деятельности ради интересов общества. Н.С. Мансуров утверждает следующее: «Одной из закономерностей социальной активности является то, что эта активность глубоко обусловлена интенсивностью развития коренных общественных процессов, основными политическими тенденциями эпохи» [2]. Основа социальной активности старшеклассников — осознание личных мотивов и участие в конкретных видах социальной деятельности.
Совсем недавно считали, что современная молодежь не интересуется общественно — политической жизнью страны. Но сегодня мы можем убедиться, именно молодое поколение принимает деятельное участие в жизни социума и проявляет активную гражданскую позицию.
В структуре социальной активности как интегрированного качества личности следует остановиться на двух моментах: это личностная и социальная стороны личности. Первый момент рассматривает потребности, требования, интересы, мотивы, а социальная сторона выражается в накапливании общественно необходимых знаний, умений и опыта.
Эталоном социальной активности считается «бурная» деятельность человека. В расчет берутся участие в разного рода типах деятельности и готовность к достижению целей.
«Двигатель» социальной активности — общественные знания, умения, опыт данного рода деятельности, рефлексия, потребности и интересы человека. Все структурные элементы общественной активности человека взаимозависимы и взаимообусловлены, следовательно, она является цельным, интегрированным качеством человека, устанавливающим ее функцию, место и положение в социуме.
Сегодня в школах следует создавать надлежащие условия для формирования социальной активности учащихся. В настоящее время представлено три направления развития социальной активности учеников старшей школы:
1) знакомство с понятием социальной активности;
2) планирование и организация досуга школьников;
3) нацеливание учащегося на проявление активной гражданской позиции и инициативы [4].
Список литературы
- Абрамова С. В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2013. – № 1 (68). – C. 10-14.
- Бережная И.Ф., Зыкова А.О. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-kategorii-sotsialnaya-aktivnost-v-psihologii-i-pedagogike.
- Демидова С.А., Сорокина И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 194-196.
- Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений. – М., 2013. – 329 с.
- Иванова Г.П. Идеи формирования социальной активности молодежи в теории педагогики // «Социальные отношения». – 2013. – № 2 (7). – С. 18-30
- Королькова С.Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. – 2015. – №12.2. – С. 39-40.