УДК 343.985

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С РОСФИНМОНИТОРИНГОМ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№17,

Юридические науки

Лопатина Александра Александровна
Поляков Николай Владиславович


Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; НЕЗАКОННАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ; ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ECONOMIC CRIMES; ILLEGAL BANKING ACTIVITIES; SHORT-LIVED COMPANIES; CRIME PREVENTION.


Аннотация: В статье анализируются проблемы, возникающие при взаимодействии сотрудников УЭБиПК МВД России с Росфинмониторингом. Предлагаются конкретные решения выявленных проблем.

Успешное выявление, пресечение и раскрытие преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ во многом, обеспечивается тесным взаимодействием структурных подразделений МВД России с государственными органами и финансово-кредитными учреждениями. Главная роль при этом взаимодействии отводится Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее по тексту Росфинмониторинг), созданному в соответствии с Указом Президента РФ от 01.11.2001 г. №1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» [2].

Так, в ходе исследования проведено анкетирование более 150 сотрудников УЭБиПК МВД России, в результате которого установлено, что одним из источников получения информации о незаконной банковской деятельности является именно Росфинмониторинг. При этом, по мнению некоторых оперативных сотрудников информация Росфинмониторинга на начальном этапе позволяет без утечки информации задокументировать какие организации участвуют в преступной схеме по незаконному обналичиванию денежных средств.

Однако большинство опрошенных при исследовании оперативных сотрудников отмечают, что ответы на запросы, направляемые в данную службу, занимают довольно длительный период, в связи с чем информация может стать не актуальной к моменту её получения.

Зачастую, при ответе на запросы Росфинмониторинг сообщает, что информация принята к сведению и данные лица поставлены на учёт в управлении Росфинмониторинга, что, на наш взгляд, свидетельствует о формальном подходе к данному направлению работы.

Решение данных проблем видится, прежде всего, в увеличении штата сотрудников Росфинмониторинга, что позволит своевременно отвечать на запросы различных правоохранительных органов. В настоящее время предельная штатная численность работников центрального аппарата Росфинмониторинга составляет 435 единиц, а работников территориальных органов Росфинмониторинга в количестве 461 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Для увеличения штатной численности сотрудников указанной службы необходимо внести изменения в п.п. «а», «б» ст. 3 Указа Президента РФ от 13.06.2012 №808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» [3].

Кроме того, как справедливо отмечает Р.В. Жубрин материалы, поступившие в правоохранительные органы из Росфинмониторинга, укрываются от учёта: не регистрируются, без проверки приобщаются к делам оперативного учёта, заведённым по другим фактам. Правоохранительными органами сверки данных о полученных и направленных ответах – запросах и материалах с Росфинмониторингом регулярно не проводятся [4].

Представляется, что выводом из данной ситуации может стать наделение данной службы правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации с последующей передачей собранных материалов по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, одним из основных полномочий данной службы будет не только сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществление проверки информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; но и проведение финансовых расследований и оперативно-розыскных мероприятий самостоятельно. Данное нововведение, безусловно, повлечет внесения некоторых изменений в различные нормативные правовые акты. Так, по мнению авторов необходимо:

1. Внести изменения в п. 5 ст. 5 Указа Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» дополнив его: «осуществляет в установленном порядке оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, предикатными преступлениями или финансированием терроризма».
2. Внести изменения в ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] дополнив ее п. 10: «На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 10) Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг)».

Данные нововведения, безусловно, ускорили бы процесс выявления, раскрытия и расследования экономических преступлений, а также существенно бы облегчили работу следователей и оперативных сотрудников УЭБиПК МВД России. Кроме того, представленные Росфинмониторингом в следственные органы материалы оперативно-розыскной деятельности являлись бы доказательствами по уголовному делу.

Эффективность раскрытия и расследования данного вида преступлений зависит от многих факторов, в том числе от профессионализма оперативных сотрудников и следователей. При этом одним из наиболее существенных факторов в такой работе будет являться постоянное целенаправленное взаимодействие указанных лиц [5].


Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
  2. Указ Президента РФ от 01.11.2001 г. №1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
  3. Указ Президента РФ от 13.06.2012 №808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».
  4. Жубрин Р.В. Взаимодействие правоохранительных органов и Росфинмониторинга // Законность. – 2007. – № 11. – С. 36-37.
  5. Поляков Н.В., Галушин П.В., Судницын А.Б. Методика расследования преступной деятельности лиц, причастных к легализации наркодоходов, в том числе с использованием интернет-бирж обмена криптовалюты: методические рекомендации / Сибирский юридический институт МВД России. — Красноярск, 2017. – 39 с.