ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

№5,

Экономические науки

Яковлева Наталья Николаевна


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА; СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ; ИННОВАЦИИ; SOCIAL SERVICES; SOCIAL SERVICES; INNOVATION.


Аннотация: В статье раскрывается сущность и значение социальных инноваций, рассматривается опыт применения инновационных технологий в социальной сфере.

Основу социальной работы представляет собой алгоритм деятельности, в результате которого достигается определённая социально значимая цель и преобразуется объект воздействия. Социальная основа — деятельность процессуальная, характеризующаяся сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. Содержание такого цикла (от возникновения задачи до её решения) есть технологический процесс, сущностной характеристикой которого является устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Программа решения задач, точно предписывающих, как и в какой последовательности операций получить определённый результат, — это основа технологического процесса, его алгоритм. Существенными компонентами технологического процесса являются операции и инструментарий. Под операциями понимаются простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели, не разлагаемой на более простые. Совокупность операций составляет процедуру технологического процесса. Средства, применяемые для достижения цели воздействия на личность или социальную общность, — суть инструментарий технологического процесса. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса. В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре этапа: формулирование цели воздействия; выработку и выбор способов воздействия; организацию воздействия; оценку и анализ результатов воздействия.

Понятие «социальные технологии» как технологии вообще, имеет, по крайне мере, два значения. Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия направлена таким понятием, как этапность, процедурность, операциональность. С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

Понятие «социальные технологии» чаще всего трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы, от характера которой зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с данной категорией клиентов.

Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Рассмотрим использование инновационных социальных и медицинских технологий и методов работы на примере бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», который находится в Череповецком районе Вологодской области. Предметом деятельности учреждения является совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются цели деятельности Учреждения. Целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Основным видом деятельности Учреждения является социальное обслуживание в стационарной форме детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, включающее в себя комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании.

В учреждении сформированы 4 группы, которые формируются с учётом возраста детей, их умственных и физических способностей. С воспитанниками занимаются 5 воспитателей. 1,2 группы численностью по 7 детей, коррекционно-развивающие занятия проводятся по «Программе воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева), с детьми 3 группы (7 человек) и 4 группы (20 человек) воспитатели работают по учебно-методическому комплекту «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами», модуль 2, 3 (Москва, 2005г.), в летний период в группе № 1,2 реализованы коррекционно-развивающие занятия по адаптивному поведению. В 2015 году воспитатели работали по общеобразовательной программе «Ступени», утвержденной на педсовете ДДИ. Также систематически ведётся физкультурно-оздоровительная работа, используются здоровьесберегающие технологии. Такие приемы, как ежедневная зарядка, подвижные игры, занятия в тренажёрном зале, спортивные праздники, позволяют сохранить и укрепить здоровье наших воспитанников.

Таким образом, все воспитанники охвачены коррекционно-воспитательным процессом. С 01 ноября 2014 года в учреждении организован образовательный процесс для воспитанников МОУ «Воскресенская школа», укомплектованы шесть обучаемых классов, общей численностью 29 учащихся, 4 человека находятся на индивидуальном обучении. Уроки проводятся в первой половине дня. Классы формируются с учётом умственных и физических способностей детей. Каждый класс работает по специальной адаптированной общеобразовательной программе. С детьми занимаются учителя, которые проводят занятия по развитию речи, чтению, письму, рисованию, пению и др.

Воспитательная работа ведется по нескольким направлениям: 1) культурно-развлекательное: Новогоднее представление «Рождественская сказка», «День именинника», развлечение «Осенние посиделки» с участием спонсоров, Музыкально-ритмические занятия «Зимний теремок», Конкурсная программа «Рыцарский турнир», развлечение «Аты-баты», конкурсная программа, посвященная Дню России «Русские богатыри» с участием волонтеров, учеников Воскресенской средней школы, Развлечение «Зимние посиделки» (способствуют снятию у воспитанников дефицита общения, формирование положительных качеств, эмоций, чувства радости, желание попробовать самому творить, обеспечивает возможность вступления в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы); 2) культурно-просветительское: Познавательное мероприятие «Пасха», проведенное специалистами ЦНТК (центр народной традиционной культуры) с. Воскресенское, Беседа «Наши защитники», Проект «9 Мая – День Победы», Просмотр видеороликов о Великой Отечественной войне (ДК с. Ивановское), Беседа «Спички детям не игрушки», Презентация «Знаток пожарного дела», «Безопасное поведение на водоемах» экскурсия к водоему, Уроки «Светофорчика» (1 раз в месяц), Литературный вечер «Иван купала» (выход в сельскую библиотеку), Беседа-презентация «Спорт против вредных привычек», Беседа-презентация «Подросток на дороге» (обогащение жизненного опыта, воспитание любви к Родине, развитие нравственно-этических норм, основ безопасности жизнедеятельности); 3) экологическое: Познавательное мероприятие «Перелетные птицы», беседа «Наш дом-Земля», «Праздник цветов», праздник «Яблочный спас», развлекательно-познавательное мероприятие «У природы нет плохой погоды» с выходом в сельскую библиотеку, на экскурсию в природу, Экскурсия в музей природы г. Череповец, Экскурсия на речку (выезд) «Ледостав», Мероприятия по благоустройству территории, уход за зелеными насаждениями, Выставка рисунков «Мы любим родную природу», «Человек природе друг», «Природа одаряет» (развитие речи, формирование поведенческих позиций, необходимые для социализации, безбоязненное перемещение и ориентирование в пространстве); 4) спортивно-оздоровительное: Разучивание подвижных игр на воздухе (ежемесячно), Соревнования «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Снежный бой», «Метко в цель», «Веселые старты», «Снежные фигуры», «Узоры на снегу», Ежедневная утренняя гимнастика, Занятия ЛФК (1 раз в неделю), Выставка поделок, рисунков «Маленькие спортсмены» (развитие опорно-двигательного аппарата, воспитание дружбы, коллективизма, здорового соперничества, преодоление явления гиподинамии). 5) выездное культурно-массовое, культурно-познавательное: Коррекционно-реабилитационный центр «Преодоление» г. Череповец «Старый Новый год идет», «Новогодние приключения», Поездка в театр г. Череповец на музыкальное представление «Листья желтые кружат», Выезды в парк культуры и отдыха г. Череповец (летний период), Занятия с выездом в ЦНТК с. Воскресенское «Страницы истории» (1раз в квартал), Экскурсия в магазин с. Ивановское «Откуда мы берем продукты» (развитие способности адаптироваться и сотрудничать в обществе здоровых сверстников, расширение круга общения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие положительного отношения к народным традициям, народной культуре, расширение кругозора); 6) конкурсы: «Путешествие каждый день» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник, Тебеньков Максим, 15 лет, под руководством воспитателя Смирновой А. А. занял 1 место, «Осенний вернисаж» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник Дерунова Евгения, 14 лет, под руководством воспитателя Чертовой О. В. заняла 1 место, Смотр – конкурс «Чудо-урожай» (расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, фантазии, укрепление уверенности в себе).

В Учреждении активно используются инновационные технологии при работе с детьми, среди которых:

— арттерапия (рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками, мягкой губкой, штампами и др.) были вовлечены 9 человек, результатами занятия этим видом деятельности являются: ежемесячные выставки творческих работ в учреждении;

— сказкотерапия (чтение сказки, обыгрывание её вместе с детьми, ритуал входа, выхода и др.) увлечены 12 человек. Благодаря этому методу работы воспитанники стали более эмоционально открытыми, доброжелательными;

— гарденотерапия (уход за комнатными растениями, рыхление почвы, пересадка, полив, уход за цветами на клумбах) занимаются 10 человек. В течение года воспитанники осуществляют уход за комнатными растениями в группах, в летний период прививаются умения по выращиванию овощных и ягодных культур;

— музыкотерапия (включение релаксационной музыки на определенном этапе занятия для снятия эмоционального напряжения, слушание и пение мелодий для развития музыкального творчества детей, организация кружка «Караоке» в старшей группе);

— трудотерапия (приобщение детей к посильному труду для развития определенных умений и навыков: «подмети пол», «полей цветы», «собери игрушки»; дети помогают в огороде, ухаживают за цветами). Дети старшей группы принимают участие в хозяйственно-бытовом труде: подметают пол в группе и в столовой, уборка игрушек в группе.

Таким образом, с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время – это неотъемлемая составляющая деятельности специалиста по социальной работе.

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе в рамках проводимого исследования понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе выступает инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.


Список литературы

  1. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
  2. Иванова О.А., Советова Н.П. Практика регионального управления реализацией приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» // Закономерности и тенденции формирования системы финансово — кредитных отношений: коллективная монография. — Уфа: Аэтерна, 2016. – С.132-151.
  3. Советова Н.П., Лапцова Е.С., Судакова Н.Ю. Исследование проблемы социальной ответственности бизнеса на территории муниципального образования «ГОРОД ВОЛОГДА» // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2016. №2 (30). С.5-25. DOI: 10.15350/2306-2800.2016.2.5
  4. Советова Н.П. Исследование организационной культуры в органах власти // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский технологический университет, 2016. – С.301-306.
  5. Аксютина, С.В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России / С.В. Аксютина, Е.В. Вихарева, А.Ю. Железяков // Институциональные реформы: история и современность: материалы научной конференции. — Вологда: Легия, 2007. – С. 65-72.
  6. Советова Н.П. Целевая подготовка кадров в области управления персоналом // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, 2015. – С.202-208.
  7. Боровая, С.Л. Оценка роли малого бизнеса в развитии Вологодской области / С.Л. Боровая, Е.В. Вихарева // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Елабуга: ЕГПУ, 2009. – С.73-78.
  8. Советова Н.П. Инвестиционно-инновационный вектор агролизинга // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – №1 (13). – С.108-114.
  9. Агапова Т.Н., Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – 165 с.
  10. Сименко И.В., Иванус И.И., Жуков Б.М., Камышанченко Е.Н., Грахов В.П., Агафонова Н.В., Сухарева Л.А., Немченко О.А., Тарасенко А.В., Гречина И.В., Кислякова Ю.Г., Советова Н.П., Растопчина Ю.Л., Дорохова Е.И., Старикова Л.Н., Силин А.В., Цыгулева С.Н., Кулигина С.В., и др. Экономический и финансовый потенциал систем хозяйствования: теория и практика // Коллективная монография. Донецк, 2015. – 336 с.