ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

№1,

Юридические науки

Козлова Валерия Николаевна


Ключевые слова: ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ; КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ; SPECIAL ECONOMIC ZONE; THE ECONOMIC DEVELOPMENT MINISTRY; AGREEMENT ON THE ESTABLISHMENT OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE; CRITERIA FOR THE CREATION OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE.


Аннотация: В данной статье рассматриваются отдельные этапы создания особых экономических зон, определяются субъекты, уполномоченные принимать решение о создании таких зон, критерии, которым должна соответствовать территория для придания ей статуса особой экономической зоны. Автор приходит к выводу о необходимости возврата к конкурсному порядку подачи и рассмотрения заявок на создание особой экономической зоны и снижения срока, на который может создаваться такая зона.

Порядок образования особых экономических зон регулируется единственной статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1].

При этом указанная статья достаточно лаконична и требует детального анализа.

Положения ч. 1 ст. 6 указанного Закона позволяют сделать вывод о субъекте, уполномоченном принимать решения о создании особых экономических зон всех типов. Таким субъектом выступает Правительство Российской Федерации. С одной стороны, подобный подход законодателя вызывает сомнения в его целесообразности, поскольку особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) могут создаваться не только на территории Российской Федерации в целом, но и на территориях субъектов РФ или муниципальных образований. С другой стороны, в свете последних оценок эффективности деятельности уже созданных особых экономических зон и признания работы многих из них неэффективной передача полномочий по созданию ОЭЗ Правительству РФ представляется правильной. Поскольку резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые льготы по уплате федеральных налогов, льготы по уплате таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет, и т.д., предоставление статуса зоны соответствующего типа должно приниматься именно Правительством Российской Федерации с учетом решения вопроса о целесообразности ее создания, соответствия критериям и возможности наделения территории соответствующим правовым режимом.

Решение о создании особой экономической зоны оформляется постановлением Правительства РФ. Специальных требований к содержанию такого постановления Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Следовательно, постановление Правительства о создании ОЭЗ должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ [2].

Анализ уже принятых постановлений Правительства РФ о создании особых экономических зон разных типов позволяет говорить о том, что эти постановления носят достаточно формальный характер и состоят (чаще всего) из двух пунктов, в первом из которых указывается на придание соответствующей территории статуса ОЭЗ, а во втором дается поручение Министерству экономического развития Российской Федерации заключить от имени Правительства Российской Федерации соглашение о создании такой зоны.

Особый интерес при рассмотрении вопроса о создании ОЭЗ вызывает анализ критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством РФ. В настоящее время указанные критерии устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» [3].

Названное постановление содержит объёмный перечень критериев, которым должны соответствовать все вновь создаваемые особые экономические зоны, и которые позволяют оценить соответствие территории требованиям, предъявляемым к зонам соответствующих типов, целесообразность создания зоны и предоставления ей налоговых, таможенных и иных льгот и преференций.

Ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» указывает на субъектов, которые имеют право инициировать решение вопроса о создании ОЭЗ на конкретной территории. Такими субъектами выступают Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

Указанные субъекты подают заявку на создание особой экономической зоны, а также документы, подтверждающие соответствие ее вышеуказанным критериям, обосновывающим целесообразность ее создания, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время уполномоченным органом является Министерство экономического развития РФ.

Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны утверждены Приказом Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439 [4].

Обязательным при создании ОЭЗ является заключение соглашения о создании особой экономической зоны между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, на территории которых создается особая экономическая зона.

Такое соглашение заключается в 30-дневный срок с момента принятия решения о создании ОЭЗ. При этом указанный срок начинает течь с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ о создании соответствующей особой экономической зоны.

Следует помнить, что ст. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» императивно устанавливает срок создания ОЭЗ – 49 лет. Данный срок не может быть больше или меньше установленного и не подлежит продлению.

В случае признания деятельности ОЭЗ неэффективной или невозможности достижения целей, поставленных перед соответствующей территорией и ее управляющей компанией, существование ОЭЗ может быть прекращено досрочно. В целом же достаточно длительный срок существования особой экономической зоны объясняется сроком окупаемости вложений инвесторов, необходимостью развития территории, обеспечением установления полного производственного цикла, занятости физических лиц, развития и формирования устойчивых промышленных и иных связей резидентов ОЭЗ.

Необходимо подчеркнуть, что порядок создания ОЭЗ претерпел существенные изменения в 2012 г. Так, в настоящее время не действуют ранее принятые правила о конкурсном порядке создания особой экономической зоны, продлен срок существования особых экономических зон.

С одной стороны, упрощение порядка создания ОЭЗ способствует более быстрому принятию решений о создании зоны соответствующего типа, обеспечивает возможность развития территории, привлечение инвестиций в конкретный регион. С другой стороны, упрощение порядка подачи заявок на создание ОЭЗ приводит к приданию статуса особой экономической зоны территориям, развитие которых будет неэффективным. Особенно актуальным этот вопрос становится в свете последнего решения высших органов страны сократить количество особых экономических зон в целях снижения уровня долговой нагрузки федерального и регионального бюджетов.

Как представляется, необходимо вернуться к конкурсному порядку создания ОЭЗ и закрепить возможность создания соответствующих зон на менее длительные сроки, например, 30 лет – в зависимости от сферы деятельности резидентов ОЭЗ, целей ее создания и политики региона, на территории которого она создается.


Список литературы

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 тюля 2005 г. № 116-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 231-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. — № 30 (ч. 1), ст. 3127; 2015. — № 29 (ч. 1), ст. 4339.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ; в ред. Федерального конституционного закона от 14 декабря 2015 г. № 6-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. — № 51, ст. 5712; 2015. — № 51 (ч. 1), ст. 7228.
  3. Об утверждении критериев создания особой экономической зоны: Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398; в ред. Постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 272 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. — № 19, ст. 2423; 2013. — № 13 ,ст. 1573.
  4. Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке: Приказ Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439; в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22 декабря 2014 г. № 822 // Рос. газ. – 2012. – 15 авг.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата добавления: 25.02.2015).