УДК 316.4
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
№17,
Социологические науки
Шерстяных Александра Сергеевна (Кандидат технических наук)
Ключевые слова: АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ; ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ; ИНДИКАТОРЫ; НАРКОСИТУАЦИЯ; ANTIDRUG PROGRAMS; TARGETS; INDICATORS; DRUG SITUATION.
В современной России распространение наркотиков стало реальной угрозой здоровью нации и экономике страны. Согласно статистическим данным МВД за период январь – ноябрь 2018 зарегистрировано 186,1 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что составляет 10,1 % от всех зарегистрированных преступлений. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4 % выросло число выявленных преступлений, совершённых с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Удельный вес таких преступлений в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличился до 55,8% (в январе – ноябре 2017 года – 51,3%).[1]
В целях противодействия незаконному обороту наркотиков, а также сокращения масштабов последствий незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров Указом Президента Российской Федерации № 690 от 09 июня 2010 года была принята Стратегия [3] государственной антинаркотической политики Российской федерации до 2020 года (далее Стратегия-2020). Основными целями Стратегии-2020 являются пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также снижение немедицинского потребления наркотиков. Конкретизировать антинаркотическую деятельность была призвана, принятая в 2014 году, государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков».
Однако, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 385 [4] эта программа была исключена из списка государственных программ. В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют региональные и муниципальные антинаркотические программы.
В свете вышесказанного автором были проанализированы антинаркотические программы различных субъектов Российской Федерации с целью оценки качественных и количественных целевых индикаторов и показателей эффективности территориальных антинаркотических программ.
Ожидаемыми результатами реализации государственной антинаркотической политики (согласно Стратегии-2020) являются существенное сокращение предложения наркотиков и спроса на них [3]. Соответственно показатели эффективности региональных антинаркотических программ субъектов РФ должны отражать эти результаты.
В большинстве региональных антинаркотических программ индикаторами, используемыми для оценки уровня сокращения предложений наркотиков, являются статистические показатели, характеризующие состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков (например, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; численность лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; численность лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и др.). Значения указанных показателей предоставляют правоохранительные органы.
Индикаторы, отражающие сокращение спроса на наркотики, представлены статистическими показателями, характеризующими ситуацию в сфере заболеваемости различного вида наркоманиями (например, число зарегистрированных больных в расчете на 100 тыс. населения; число больных с впервые в жизни установленным диагнозом, в расчете на 100 тыс. населения; число умерших, смерть которых вызвана острым отравлением наркотиками в расчете на 100 тыс. населения и др.). Подобного рода данными располагает медицинская статистика.
В антинаркотических программах имеются показатели, позволяющие оценить состояние реабилитации наркозависимых. В качестве показателей эффективности используются данные о количестве пролеченных или прошедших реабилитацию лиц с зависимостью от наркотических веществ.
Чаще всего речь идет о государственных и частных реабилитационных центрах. К сожалению, на сегодняшний день, нет единой выработанный политики, и, следовательно, показателей, с помощью которых можно дать оценку качеству предоставляемых такими учреждениями услуг. По мнению автора, в качестве показателя эффективности работы реабилитационных центров можно использовать такой показатель, как доля лиц с зависимостью от наркотических веществ, прошедших реабилитацию, и возвратившихся к трудовой деятельности, по отношению к общему числу лиц с зависимостью от наркотических веществ, прошедших реабилитацию.
В качестве целевых индикаторов по сокращению спроса на наркотики, по результатам изучения региональных целевых программ, могут быть использованы такие показатели, как [5, 6]:
– доля семей, пошедших адаптационные тренинги для семей, близких родственников, наркозависимых, проходящих реабилитацию (ценность этого индикатора заключается в том, что успешная реабилитационная деятельность невозможна без поддержки семьи);
– частичное возмещение затрат на оплату труда трудоустроенных наркозависимых лиц, прошедших курс реабилитации;
– доля молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи;
– увеличение процента населения, негативно относящегося к идеям легализации распространения наркотиков.
Кроме статистических медицинских показателей, также присутствуют показатели, позволяющие оценить эффективность запланированных культурно-массовых и спортивных мероприятий антинаркотической направленности. Их использование позволяют оценить эффективность акций, проводимых в молодежной среде и ориентированных на здоровый образ жизни («Антинаркотическое шествие», «Жизнь без наркотиков», «День борьбы с наркоманией», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Жить так здорово», «Фестиваль подростковой уличной культуры», «Молодежь без наркотиков» и др.). Причем эффективность таких мероприятий зависит от того, насколько эмоционально вовлечены в него его участники. Также важно наличие их активной деятельности в ходе подготовки и проведения мероприятия, что позволяет заинтересовать и увлечь молодежь новым интересным делом. А присутствие в мероприятии состязательного компонента позволяет придать ему положительный эмоциональный окрас.
При этом в антинаркотических программах отсутствуют показатели и индикаторы, дающие возможность оценить содержание таких мероприятий. Кроме того, отсутствуют показатели, содержащие требования к уровню подготовки специалистов, привлекаемых для проведения мероприятий первичной профилактики наркомании.
Во многих региональных антинаркотических программах запланировано изготовление, размещение и демонстрация в средствах массовой информации социальных аудио-, видеороликов, направленных на пропаганду здорового образа жизни; изготовление средств наглядной агитации, а также другой печатной продукции антинаркотической направленности, ее распространение (в том числе во время массовых мероприятий). Кроме того, в программах запланировано создание и обеспечение функционирования сайтов антинаркотической тематики, размещение на официальных порталах органов государственной власти материалов по соответствующей профилактической работе. Вместе с тем, можно отметить отсутствие индикаторов, позволяющих оценить минимально необходимый набор информации, способы ее подачи, ее эффективность.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что подбор показателей эффективности антинаркотических программ должен соответствовать запланированным мероприятиям, позволять адекватно оценивать эффективность осуществления тех или антинаркотических мер, так и наркоситуацию в субъекте Российской Федерации, что позволит принимать своевременные управленческие решения.
Список литературы
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — ноябрь 2018 года // МВД России : сайт. – URL: https://мвд.рф/folder/101762/item/15304733/ (дата обращения 25.01.2019).
- О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров : Указ Президента Российской Федерации от 18.08.2007 № 1374 // СПС КонсультантПлюс.
- Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. : Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 // СПС КонсультантПлюс.
- О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации и их отдельных положений : Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03. 2017 г. № 385 // СПС КонсультантПлюс.
- Расчет целевых показателей (индикаторов) государственных антинаркотических программ субъектов Российской Федерации : отчет о НИР (заключ.) : 13. / СибЮИ ФСКН России; научн. рук. д.с.н., доцент В.Е. Шинкевич, исп. А.С. Шерстяных [и др.]. – Красноярск, 2015. ‒ № гос. регистрации 115020310187.
- Коршунов В.А. Эпидемиологические закономерности распространения наркопотребления и наркозависимости и направления по оптимизации мер профилактики : дис… канд. мед. наук. – М., 2017.