УДК 33

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ: КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ

№17,

Экономические науки

Сурова Ксения Игоревна


Научный руководитель: Бойкова М.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии


Ключевые слова: УСЛУГА; ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА; КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ; ДОСТУПНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ; SERVICE; CUSTOMS SERVICE; STATE SERVICE; QUALITY OF CUSTOMS SERVICE; AVAILABILITY OF CUSTOMS SERVICE.


Аннотация: Автором проанализированы понятия таможенной услуги и государственной таможенной услуги, а также сформулированы и конкретизированы понятия качества и доступности услуг в таможенных органах.

В развитии таможенной службы Российской Федерации приоритетные задачи связаны с защитой экономики, обеспечением национальной безопасности и дальнейшей интегрированности страны в международное сообщество.

Поэтапное развитие системы таможенных органов РФ и долговременные целевые установки определены проектом Стратегии развития Федеральной таможенной службы (далее ФТС) России до 2020 г., положения которой в полной мере соотносятся со Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и Основными направлениями внешнеэкономической политики до 2020 г.

Стратегической целью согласно Стратегии развития ФТС России до 2020 г. является развитие ФТС России до уровня, достаточного для надежного обеспечения экономического развития РФ. Стратегические направления деятельности ФТС России на ближайшую перспективу заключаются в повышении качества и доступности предоставления услуг таможенными органами, сокращению издержек частников ВЭД и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля.

Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) не существует единого теоретико-методологического подхода к определению понятия «таможенная услуга», «государственная таможенная услуга», «качество таможенных услуг» и «доступность таможенных услуг». Это обусловлено отсутствием кодифицированной таможенной терминологии и нормативного закрепления терминов «таможенная услуга», «государственная таможенная услуга», «качество таможенных услуг» и «доступность таможенных услуг» в действующих законодательствах.

При формировании основ теории услуги в своих трудах зарубежные и отечественные исследователи уделяли значительное внимание. Так, К. Маркс определял услугу, как «особую потребительную стоимость, которую доставляет труд, подобно всякому другому товару, которую эта потребительная стоимость получила, потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности». При этом К. Маркс выделяет два типа услуг: «услуги, воплощенные в товарах, и услуги, которые не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг, иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар».

Услуга – это усилия, действия или деятельность, представляющие для потребителя определенную ценность и направленные либо на удовлетворение его потребностей нематериального характера, либо на придание его материально-вещественному предмету нового качества.

Понятие «таможенная услуга» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком: таможенная услуга – это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности (таможенного регулирования и таможенного контроля). В более узком понимании: таможенная услуга – это содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, таможенных посредников, таможенных представителей за рубежом.

Нормативное закрепление понятия «таможенная услуга» не установлено, однако под понятием «таможенная услуга» следует понимать результат деятельности таможенного органа, направленный на исполнение государственных функций и удовлетворение потребностей участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), то есть в роли заказчика данной услуги выступает государство, реализующее через ФТС России свои интересы, а в роли потребителя – участники ВЭД, осуществляющие оценку качества оказанной услуги.

С позиции государственного подхода особый интерес представляют государственные услуги, которые являются по своему характеру некоммерческими, потребительскими, с высокой степенью участия человека в производстве услуги. Таможенные услуги относятся к государственным услугам, реализуемым таможенными органами.

Государственная таможенная услуга (в широком контексте) – это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. В более узком контексте государственная таможенная услуга – это действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами (включая таможенные процедуры, технологии, операции и т.п.) с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности.

Государственная таможенная услуга – некоммерческий продукт деятельности таможенного органа/таможенных органов, таможенных операций, процедур (и их группы), производимые таможенным органам/таможенными органами в соответствии с нормативно определенной компетенцией, и деятельность таможенного органа в целом.

Удовлетворенность служит важным показателем оценки качества, а также доступности государственных услуг, предоставляемых таможенными органами, так как при ее определении опрашиваются как участники ВЭД, так и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Именно поэтому таможенная служба, выступающая в настоящее время в качестве социально-экономического института, где таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги, стремится применять наиболее результативные инструменты повышения качества и доступности предоставления таможенных услуг.

В настоящее время ФТС России, в пределах своей области деятельности, направленной на оценку качества и доступности таможенных услуг, в большей степени осуществляет оценку общего уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставления государственных услуг в области таможенного дела.

Качество таможенных услуг – это сочетание характеристик услуг, от реализации которых зависит удовлетворенность различных потребностей каждого участника ВЭД, которому оказывается услуга, а также общества, в целом, потому что от качества таможенных услуг зависит безопасность государства в разных сферах (экономическая безопасности, национальной безопасности, безопасности окружающей среды и т.д.).

Качество таможенных услуг зависит от экономических расчетов, от используемого технического оборудования, экономических параметров организации, времени реализации таможенных услуг, отношения к покупателю таможенных услуг, этническими нормами и т.д. В последние годы большее внимание уделяется передовым информационным технологиям, что однозначно влияет на повышение качества оказываемых таможенных услуг.

Оценка качества таможенных услуг – сложная проблема современной практики и науки, так как у данного явления очень сложная природа, отсутствуют возможности количественной оценки, сложно предварительно определить качество таможенных услуг, так как во многом все зависит от конкретной ситуации, а также множества постоянно меняющихся факторов влияющих на качество таможенных услуг.

Для оценки качества таможенных услуг необходимо определить основные факторы, влияющие на повышение качества таможенных услуг:
– компетентность сотрудников таможенных органов и околотаможенных структур, осуществляющих таможенные услуги;
– нормативно-правовая оснащенность;
– материально-техническое обеспечение;
– внутренняя политика государства;
– внешняя политика государства;
– достоверность используемой информации и т.д.

При поддержании благоприятных факторов будет осуществляться высокая реализация характеристик таможенных услуг, а также доступность их предоставления.

Доступность таможенных услуг – показатель, заключающийся в оценке простоты и рациональности процесса предоставления таможенных услуг, ясности и качества информации, объясняющий порядок и процедуры оказания услуг.

Главная задача доступности комплекса государственных услуг, предоставляющих таможенными органами Российской Федерации – это обеспечение равенства и удобства всем участникам внешнеэкономической деятельности, без исключения.

Доступность определяется качеством и количеством документов, регулирующих процесс предоставления таможенных услуг и эффективностью действующей системы информирования, созданием благоприятных условий для пользователей данной услуги.

Основными показателями, позволяющими оценить доступность таможенных услуг, являются: количество, удаленность и график работы пунктов обслуживания.

К критериям доступности таможенных услуг, можно отнести:
– информированность потребителя о получении услуги;
– комфортность ожидания услуги;
– комфортность получения услуги;
– отношение персонала к потребителю услуги;
– возможность обжалования действий персонала, предоставляющих услугу.

Подводя итоги можно сделать вывод, что необходимость нормативного закрепления понятий «таможенная услуга», «государственная таможенная услуга», «качество таможенных услуг» и «доступность таможенных услуг», является на сегодняшний день одной из первоочередных задач, решение которой позволит создать условия для развития эффективной системы повышения качества и доступности таможенных услуг, а также может заложить основы для модернизации всей системы таможенных органов.


Список литературы

  1. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг: монография / Ю.Е. Гупанова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 5-65.
  2. Гупанова Ю. Е. Качество таможенных услуг как основная категория управления таможенными услугами / Ю.Е. Гупанова // Социальная политика и социальное партнерство. 2012. № 3. С. 41-46.
  3. Макрусев В.В., Сафронов А.В. Государственные таможенные услуги: монография. М.: Изд-во Российская таможенная академия, 2008. 196 с.
  4. Матвеева О.П. Государственные таможенные услуги: качество и эффективность: монография / О.П. Матвеева, А.Ю. Антонов. Белгород: Изд-во БУПК, 2010. 187 с.