УДК 159.914

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

№17,

Психологические науки

Швецова Алина Витальевна


Ключевые слова: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ; ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА; МОТИВАЦИЯ; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS; EDUCATIONAL PROCESS; FEEDBACK; EFFECTIVE LEARNING; EMOTIONAL COMPONENT OF THE LESSON; MOTIVATION.


Аннотация: В нынешний век остро стоит проблема взаимодействия между учителем и учеником. Дети погружены в гаджеты и малоактивны на уроке, что существенно понижает эффективность процесса обучения. В ходе проведения исследования учеников были выявлены коммуникационные барьеры, которые возникают между субъектом и объектом учебной деятельности. Представлены методы включения обучающихся в образовательный процесс, которые способны создать благоприятную атмосферу в классе и повысить уровень активности учеников на уроке, что способствует качественному обучению.

Актуальность данной работы заключается в том, что на данный момент в школах главной составляющей обучения является самообучение учеников. Самообучение будет эффективным при условии активного включения обучающихся в образовательный процесс. Данная активность заключается в поиске дополнительной информации, которая в полной мере раскрывает тему урока, тщательном анализе и выделении главного в изучаемом материале.

Возникает проблема нехватки времени на самостоятельное изучение и углубление в материал. Переход из начального звена обучения сопровождается множеством перемен, одной из которых является появление новых преподавателей. Начинают проявляться трудности во взаимодействии с учителем. Ученики сталкиваются с барьерами общения, тормозящие процесс обучения.

Во время урока, задав простой вопрос, учитель не получает на него ответа. В большинстве случаев причиной такого поведения случит проблема взаимодействия ученик — учитель.

Для установления актуальных, на данный момент времени, причин возникновения рассматриваемой проблемы, мы провели исследование на базе средней общеобразовательной школы № 28 и средней общеобразовательной школы № 28 города Набережные Челны. Приняли участие ученики 5 класса в возрасте 11-12 лет в количестве 20 и 25 человек соответственно. Опросник разработан с учетом возрастных особенностей детей. Проводился опрос анонимно, чтобы дети не чувствовали напряжения со стороны учителя и других учеников. После проводились наблюдения за поведением учеников обеих школ во время урока. Время наблюдения – 40 минут.

Анализируя ответы, мы можем видеть противоречия. Из 100% опрашиваемых 45% ответили, что всегда готовы к ответу на вопрос учителя и не боятся делать ошибок, а в ходе последующих вопросов выявилось, что у всех обучающихся присутствуют страхи. В большинстве случаев они связаны с получением плохой отметки.

Первый вопрос направлен на выявлении степени организации структуры урока. Учащиеся чётко знают требования учителя и без напоминаний, со звонком на урок, встают в знак приветствия учителя. Абсолютно все дети выбрали вариант а), что говорит о дисциплинированности класса, уважении к учителю и правильном воспитании школьников. Доказательством же истинности ответов служит то, как повели себя ученики, когда в класс вошёл завуч (тихо встали в знак приветствие и так же тихо сели на места).

Из результатов второго вопроса не имеют страхов перед ответом 50% учеников и 50% из-за сомнений воздержались от ответа. Учащиеся боятся реакции учителя в случае их неправильного ответа.

Лишь 25% учеников данного класса не испытывают страха перед публичным выступлением. В данном случае можно судить о том, что детям и учителю необходимо сплочение и взаимная поддержка.

Из всех опрашиваемых 65% осознанно ответили, что чувствуют напряжение во время урока, связанное с получением плохой отметки. В школах в качестве мотивации к учёбе на первом месте стоят оценки. Не всегда они объективны, дети перестают учиться, когда своими силами и упорным трудом зарабатывают четверку, а в этот же момент одноклассник получает пять с помощью шпаргалки.

Активность на уроке учеников 41 школы была выше активности учеников 28 школы. Объяснению этому была выявленная особенность, которая существенно отличала ответы учеников 28 школы от учеников 41. Обучающиеся 28 школы главным характеризующим элементом учителя отметили строгость и четкие требования в знаниях материала, а обучающиеся 41 школы – доброжелательное отношение и возможность собственной манеры объяснения материала.

В нынешнее время в школах присутствуют разные технологии, которые облегчают задачу заинтересовать обучающихся. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Для решения проблемы мотивации учащихся, применяют современные педагогические технологии: игровые технологии, технология критического мышления, здоровьесберегающую технологию, информационно – коммуникационные технологии[1]. Они предполагают: включение учеников в коллективистские формы деятельности; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; создание творческой атмосферы; занимательность изложения учебного материала; сотрудничество ученика и учителя, продуктивную совместную учебную деятельность [2].

Посредством вовлечения в процесс обучения учеников, сам учитель получает удовольствие от своей работы.

Учителю данного класса необходимо объяснить ученикам, что ошибки — это небольшие толчки к правильному решению, без ошибок нет развития. Получив плохую отметку, у ученика всегда есть возможность её исправить, нужно лишь приложить усилия.

Ученики не хотят выдвигать свои гипотезы, догадки и предположения. Во избежание неудовлетворительных отметок, дети тихо отмалчиваются на уроках. В данном случае, необходимо замотивировать обучающихся на участие в уроке, показать, что приветствуется каждый ответ. Разбираясь в сложном материале, делая ошибки и исправляя их, реализовывается процесс их развития.

Обучающиеся не испытывают страха связанного с эмоциональной составляющей поведения учителя, то есть учитель уважительно относиться к детям, благодарит за ответы. В то же время, опрос проводился в присутствии завуча по учебной работе данной школы. Ученики, что сидели за ближайшими к ней партами, закрывал листочки руками, несмотря на анонимность опроса, и отвечали шаблону: «Я всегда отвечаю, не испытываю страха или сложности во взаимодействии с учителем». Это служит доказательством присутствия у них страхов.

Исходя из данного опроса, выявили коммуникативные барьеры, с которыми чаще всего встречаются обучающиеся на сегодняшний день. Также предположили реальные условия организации эффективной обратной связи на уроке.

Условиями успешной организации обратной связи является доброжелательная атмосфера, взаимоуважение и достаточное количество времени на обдумывание, тогда ребенок сможет открыто выражать свои мысли и, сделав ошибку, успеет сам исправить ее или же с помощью подсказок учителя или помощи класса. Обратная связь дает возможность восполнить пробелы в знаниях учащихся, а в деятельности учителя пробелы в методике обучения.

В заключении представим эффективные методы включения обучающихся в образовательный процесс:

1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний[3].


Список литературы

  1. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения. Сайт: Копилка уроков. URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/ispol_zovaniie_sovriemiennykh_piedaghoghichieskikh_tiekhnologhii_v_protsiessie_o (дата обращения: 25.01.19).
  2. Маркелова Т.В. Современные образовательные технологии, способствующие развитию мотивации учащихся. Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/user/882888/page/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-sposobstvuyushchie-razvitiyu-motivatsii (дата обращения: 25.01.19).
  3. Васильева В.Н. Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия. Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/17/uchitel-i-uchenik-problemy-vzaimoponimaniya-i-vzaimodeystviya (дата обращения: 25.01.19).