УДК 101.9

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ М.МУХАММАДЬЯРА

№17,

Философские науки

Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)


Ключевые слова: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СУЩНОСТЬ; СВОЕОБРАЗИЕ; ФИЛОСОФИЯ; ИДЕЯ; М.МУХАММАДЬЯР; JUSTICE; NATURE; PECULIARITY; PHILOSOPHY; IDEA; M. MUHAMMADAR.


Аннотация: В статье проанализирована сущность философских идей о справедливости татарского философа М.Мухаммадьяра, выявлено своеобразие ее понимания в контексте культурно-исторического пространства средневекового общества.

Проблема понимания сущности и своеобразия философских идей о справедливости М.Мухаммадьяра достаточно активно обсуждалась и обсуждается в историко-философской литературе. В работах Ш.А. Абилова, А.М. Ахунова, Р.М. Амирханова, Ф.С. Сайфуллиной, А.И. Тухватуллиной, А.Н. Юзеева были проанализированы многие идеи М.Мухаммадьяра о справедливости, в них подчеркивалось, что справедливость является главным предметом в философских рассуждениях М.Мухаммадьяра, важнейшей установкой его социально-этического учения [1, 2, 3, 4, 5]. В этих работах особо выделялись слова М.Мухаммадьяра о том, что «Справедливость – главы первой вот предмет» [9, с. 100]. Ш.А. Абилов и А.М. Ахунов специально подчеркнули, что лейтмотивом и стержнем философии М.Мухаммадьяра «является идея справедливости» [1, с. 316]. Р.М. Амирханов подробно рассмотрел теорию справедливости М.Мухаммадьяра в одном из разделов своей известной монографии, назвав его «Мухаммадьяр – глашатай социальной справедливости» [2, с. 226 – 239]. В данном разделе он отметил, что М.Мухаммадьяр в своих поэмах воспел «гимн справедливости как универсальному закону общественной жизни» [2, с. 230]. Вместе с тем, в перечисленных работах учение М.Мухаммадьяра о справедливости в целостном виде, его значимость в его философской теории, его ценность для средневековой философии были рассмотрены в недостаточной степени. Попытки решить некоторые аспекты данной проблемы нами были предприняты в предыдущих публикациях как о татарской философии вообще, так и о философии М.Мухаммадьяра в частности [6, 7, 8]. В данной статье нами преследуется цель выявить сущность философских идей М.Мухаммадьяра о справедливости и оценить их своеобразие.

М.Мухаммадьяр изложил свое философское видение сущности справедливости в поэме «Нур-и судур» («Лучи сердец», 1542 г.). В своем понимании справедливости М.Мухаммадьяр опирался на учения арабских и волжско-булгарских философов и поэтов, прежде всего, таких, как А.Фараби, Й.Баласагуни, М.Саади, А.Навои и А.Джами. Особенно большое влияние на учение о справедливости М.Мухаммадьяра оказали А.Фараби и А.Джами. У А.Фараби М.Мухаммадьяр заимствовал идею о том, что справедливость в добродетельном городе должна устанавливаться правителем этого города, который обеспечивает безопасность населения, воспитывает и обучает под¬данных, заботиться об их материальном благосостоянии и моральном достоинстве. У А.Джами М.Мухаммадьяр наследовал идею о том, что справедливость – это главнейшая социально-этическая добродетель, обладающая приоритетом над верой. Данные идеи были творчески развиты М.Мухаммадьяром и приспособлены к конкретно-историческим условиям существования Казанского ханства.

Справедливость М.Мухаммадьяр рассматривал в трех основных аспектах: как форму отношения к конкретному человеку (или группе людей), как свойство добродетельного человека и как общественный идеал, к которому необходимо стремиться. Рассмотрим данные аспекты подробнее.

Справедливость как форма отношения к человеку (группе людей). М.Мухаммадьяр понимал справедливость, прежде всего, как форму отношения к конкретному человеку (или группе людей), при которой их оценивают в соответствии с имеющими у них достоинствами и заслугами. Он не дал точного определения понятия «справедливость», но описал многие основные свойства, в которых проявлялась сущность справедливости. Источник справедливости он видел в едином Аллахе и пророке Мухаммеде. М.Мухаммадьяр считал, что именно Аллах и его посланник Мухаммед обладали таким важным свойством, как справедливость, и наставляли добродетельного мусульманина проявлять это качество в отношениях с другими людьми. Он отмечал, что «Справедливость – это служба Богу, знай! / Его милость – то милость через край!» [9, с. 103]. М.Мухаммадьяр указывал, что Аллах всегда проявит справедливость к тому, кто верен ему, проявляет доброту к окружающим людям, обладает определенными достоинствами и заслугами. Он писал, что «А достойных, заслуживших райских кущ, / Пригласит Он в рай – Един и Всемогущ» [9, с. 41]. Другими важнейшими основаниями справедливости он признавал равенство людей (и богатых, и бедных) перед Аллахом, их готовность строить отношения с другими людьми на основе признания их равными себе, их доброту, милосердие, готовность делится с ближним. М.Мухаммадьяр разъяснял свое понимание справедливости с помощью притчи «Человек и жемчужина». В данной притче описывается случай с человеком, который на базаре продал дрова, но увидев, что один из торговцев избивает бедного юношу, отдал вырученные деньги этому юноше, чтобы тот расплатился с хозяином товара. В результате юноша был освобожден, но человек остался без денег и не смог накормить своих детей. На следующий день он смог обменять на этом же базаре вязанку дров только на рыбешку, которую никто не хотел покупать. Придя домой он начал потрошить эту рыбешку и нашел в ней крупный жемчуг, который стоил больших денег. Человек приобрел средства для достойной жизни, и его дети в последующем всегда были сыты. М.Мухаммадьяр видел мораль данной притчи в том, что тот, кто добр, тот всегда будет по справедливости вознагражден.

Справедливость как свойство человека. М.Мухаммадьяр понимал справедливость как важное свойство человека. В поэме «Нур-и содур» он отметил, что среди всех важнейших позитивных свойств человека, особое место занимает такое его свойство, как стремление к справедливости. М.Мухаммадьяр в наставлениях правоверному мусульманину отметил приоритетность справедливости над многими другими свойствами человека. Он писал: «Всех дел начало – справедливость знай / Ты ее как можно больше проявляй» (1 глава) [9, с. 103]. Он отмечал, что в любом обществе все люди разделены на правителей и подчиненных. М.Мухаммадьяр считал, что справедливость должна быть присуща хорошему правителю. Так, воздавая почести шаху Гаруну, он писал, что «Справедливым шах был к подданным своим, / Помощь царскую оказывал он им. / Гордо восседал на троне он своем, / «Справедливейший!» – все молвили о нем» [9, с. 23]. М.Мухаммадьяр отмечал, что хороший правитель должен стремиться преградить путь зло¬деяниям, быть щедрыми и милостивыми к простым людям, быть справедливым. Он писал: «Если ж справедливостью шах знаменит, / То средь людей покой и мир царит. / При владыке справедливом – мир вокруг. / Прерывается порочный гнета круг» [9, с. 102]. Как отметили Ш.А. Абилов и А.М. Ахунов, «процветающее государство, по убеждению Мухаммадьяра, должно основываться на справедливости, гарантом которой выступает правитель» [1, с. 316]. М.Мухаммадьяр видел пример справедливого управления государством в правлении персидского царя Ануширвана (513 – 579 гг.). Он, обращаясь к правителю Казанского ханства хану Са¬фа-Гирею, пытался внушить ему, что справедливое правление является наилучшим и отвечает интересам Казанского ханства. Он приводил пример, когда Ануширван обращался к своим везирам за советом о наилучшем способе прочного царствования и спокойствия, благополучия страны. Везири советуют ему для удержания власти копить больше богатств. Но мудрец, к которому обращается Ануширван, выслушав везиров, говорит: «Будь справедлив к стране и благотворные последствия справедливости включают в себе и порядок в стране и как следствие его – изобилие, богатство». Следуя этому совету, Ануширван построил свое управление на основах справедливости, в результате чего умиротворил народ, навел в стране порядок, и богатства потоком потекли в казну шаха.

Справедливость как общественный идеал. М.Мухаммадьяр понимал справедливость как идеал, к которому должны стремиться все люди. На это обратил внимание, прежде всего, Р.М Амирханов. Он отметил, что М.Мухаммадьяр понимал справедливость как «яркий луч, освещающий жизнь человека светом разума и божественной благодати» [2, с. 230 – 231]. М.Мухаммадьяр признавал наличие справедливости в реальном мире, но считал, что она присутствует в нем в недостаточной степени. Он писал, что «Справедливость в мире есть – устойчив он, / Светом доброты и блага озарен. / В горнем царстве справедливый человек, / Как и в дольнем мире, радостен навек» [9, с. 103]. М.Мухаммедьяр представлял будущее общество как общество, в котором установится справедливость, будут разрешены все жизненные проблемы, установится мир и гармония в семье и государстве. Он писал, что «Справедливость для страны – бесценный дар. / Его пользу ощутит и млад, и стар. Справедливость упорядочит страну, / И богатство привлечет она в казну!» [9, с. 103]. М.Мухаммедьяр указывал, что в будущем справедливом обществе «каждый будет получать от нее свою долю, вкушать от плодов ее» [9, с. 102].

Учение М.Мухаммадьяра о справедливости содержит много других оригинальных идей. В первую очередь необходимо упомянуть его идею о приоритете справедливости над верой. М.Мухаммадьяр считал, что справедливость первенствует по отношению к вере. Он писал, что «Справедливость больше, чем молитва, верь, / Справедливость – верх молитвы, блага дверь» [9, с. 102]. Для средневекового общества, в котором господствовала религия, эта идея М.Мухаммадьяра носила достаточно прогрессивный характер. М.Мухаммадьяр считал, что с разъяснением значимости справедливости в обществе необходимо обращаться не только к отдельным правителям государств, но и к широкому кругу общественных сил, к каждому мусульманину. Он призывал всех добродетельных мусульман стремиться к справедливости и бороться за нее. Он писал, обращаясь к ним: «Будьте к людям справедливы и потом / Вы увидите премного блага в том» [9, с. 103]. М.Мухаммадьяр разъяснял сущность справедливости посредством противопоставления ее несправедливости. Справедливость М.Мухаммадьяр считал противоположностью несправедливости. По его мнению, все, что было противоположно несправедливости, можно признать справедливостью. Несправедливостью М.Мухаммадьяр признавал бедность значительных слоев населения казанского ханства, «порочный гнета круг», правосудие только в пользу богатых, постоянные войны между государствами и т.д. В соответствии с этим справедливость проявляется в помощи нуждающимся людям, в достатке всех слоев населения государства, в расцвете правосудия в пользу всех граждан, в покое и мире в государстве и т.д. Многие идеи о справедливости М.Мухаммадьяр высказывал в афористичной форме, что способствовало распространению данных идей в средневековом обществе. Например, он сформулировал такие афоризмы о справедливости, как: «Справедливому назначен счастья свет» [9, с. 100], «Справедливость – верх молитвы» [9, с. 102], «Справедливость превосходна навсегда» [9, с. 102], «Всяких дел начало – справедливость» [9, с. 103] и т.д.

Учение М.Мухаммадьяра о справедливости содержало утопично-идеалистические идеи. Идеализм идей о справедливости М.Мухаммадьяра проявлялся в признании в качестве единственного источника справедливости Аллаха и пророка Мухаммеда. Он писал, что «Справедливость Ваша заполняет мир, / Дай Бог, чтоб в покое жили млад и пир!» [9, с. 102]. Утопизм идей о справедливости М.Мухаммадьяра проявлялся в вере в чудодейственную силу справедливости в устранении социальных противоречий, в надежде на появление «хорошего» (справедливого) правителя, в преувеличении роли терпимости и просветительства в преодолении несправедливости в жизни простых людей. Он излишне верил в появлении такого общества, в котором «Сильный слабому не причинит вреда. / Волк с овцою будут вместе воду пить, / Ну а ястреб с уткой – в воздухе парить» [9, с. 97]. Вместе с тем, эти утопично-идеалистические идеи не преуменьшали в значительной степени оригинальность учения М.Мухаммадьяра о справедливости, его ценность для философии средневекового общества.

Таким образом, М.Мухаммадьяр, во-первых, понимал справедливость как форму отношений между людьми, как свойство человека и как идеал, к которому необходимо стремиться; во-вторых, высказывал о справедливости как прогрессивные, так и утопично-идеалистические идеи; в-третьих, создал учение о справедливости, которое являлось актуальным для средневекового общества, сохраняет актуальность в настоящее время и сохранит ее и в будущем.


Список литературы

  1. Абилов Ш.А., Ахунов А.М. Мухаммадьяр / Татарская энциклопедия. – Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2008. – С. 315 – 316.
  2. Амирханов Р.М. Тюрко-татарская философская мысль средневековья (XIII-XVI вв.). Диссертация … Монография. – Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. – 262 с.
  3. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец 19 – начала 20 веков. – Казань: Таткнигоиздат, 2003. – 207 с.
  4. Сайфуллина Ф.С. Духовно-нравственные проблемы в татарской средневековой литературе. – Тобольск: ТГСПА, 2010. – 128 с.
  5. Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. – 192 с.
  6. Сабиров А.Г. Татарская философия: сущность, история, роль в духовном развитии татарского народа. Монография. – Елабуга, Изд-во филиала КФУ в г. Елабуга, 2012. – 158 с.
  7. Сабиров А.Г. Философия М.Мухаммадьяра: от идеализма до утопизма // Novaum.ru (электронный журнал). – 2018 г. – № 16. – С. 222 – 226. – URL: http://novaum.ru/public/p916 (дата обращения: 28.01.2019).
  8. Сабиров А.Г. Сущность и своеобразие философско-антропологических идей Махмуда Мухаммадьяра // NovaUm.Ru (Электронный журнал). – 2018 г. – № 14. – С. 99 – 102. – URL: http://novaum.ru/public/p806 (дата обращения: 28.01.2019).
  9. Мухаммедьяр. Пер. с булгарского тюрки. – М.: Булгар иле, 2007. – 432 с.