УДК 159.922.736.3
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА
№17,
Психологические науки
Зиятдинова Илюза Илгизаровна
Ключевые слова: САМООЦЕНКА; ДИАГНОСТИКА; ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; SELF-ESTEEM; DIAGNOSTICS; CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL.
Дети младшего школьного возраста находятся на довольно важной стадии развития личности маленького человека. Ведь именно в этом возрасте ребёнок начинает настраивать свои социальные контакты и становится автономным. В целом, все дети становятся более автономными данный период жизни. В таких моментах жизни происходит развитие логических структур, ребёнок научается адаптироваться и что является самым главным в этот период формируется самооценка. Ребёнок старается обособиться от влияния своих родителей, ведь теперь его самооценка связана не только с одобрением семьи. В это время на формирование самооценки оказывает огромное влияние школа, мнение учителей и одноклассников. [1]
Успехи способствуют росту самооценки, а неудачи в свою очередь понижают её. Помимо этого, уровень самооценки ребёнка может значительно повлиять на формирования его характера. Было выяснено, что высокая самооценка ведет к развитию высокомерия, а низкая к личностному кризису, замкнутости маленького человека. [2]
Нами была реализована диагностика самооценки детей младшего школьного возраста, были рассмотрены методики диагностики самооценки, и даны интерпретации результатов, полученных в ходе исследования.
Диагностированию подверглись ученики 3 класса, в составе 25 человек. Средний возраст исследуемых детей составил от 8 до 10 лет. Для диагностика была использована методика «Нарисуй себя». Методика предполагает выявление самооценки детей посредством рисунков на определённую тематику. [3]
Таблица 1.
Результаты исследования младших школьников по методике «Нарисуй себя».
Мальчики | Высокий уровень | 6,6% |
Средний уровень | 46,7% | |
Низкий уровень | 46,7% | |
Девочки | Высокий уровень | 40% |
Средний уровень | 25% | |
Низкий уровень | 35% |
По результатам методики в данном классе уровень самооценки на высоком уровне проявляется у 40% девочек, и очень заниженный — у 6,6% мальчиков. Средний уровень самооценки преобладает у 46,7% мальчиков. Низкий уровень самооценки также преобладает у мужской части класса (46,7%).
Если учитывать данные всего класса, то высокий уровень самооценки выявлен у 6 детей, что составляет 24%. Средний уровень выявлен у 9 учащихся, что составляет 36%. Низкий уровень самооценки выявлен у 10 учащихся данного класса, что составляет 40%.
Исходя из всех данных приведённых выше, что в исследуемом классе преобладает низкий уровень самооценки. Причиной такого результата может быть последствия проявления у детей кризиса 7 лет. В этот период происходит осознание ребенком себя как части окружающего мира. В такое время, как и при любом пост кризисном периоде психика ребенка неустойчива и переменчива.
Краткие рекомендации родителям детей, обладающих низкой самооценкой, для воспитания нормальной самооценки младшего школьника:
-Взрослый человек не должен боятся показаться слабым. Если попросить совета у ребёнка, то он почувствует себя значимым и уверенным в себе. Спросив совета, нужно обязательно ему придерживаться, даже если он не совсем верный. Нужно помнить, что это делается в воспитательных целях. Такие моменты родители должны чувствовать и суметь оказать достойную поддержку маленькому человеку.
-Также, очень важным аспектом является то, что ребёнка не нужно оберегать от повседневных обязанностей и дел, нельзя решать его проблемы. Для того, чтобы ребёнок смог почувствовать себя приносящим пользу, нужно давать ему посильные задачи, чтобы он почувствовал удовольствие от проделанной работы и смог самоутвердиться ребёнка нужно похвалить.
-Также, нужно уметь хвалить заслуженно. Подбирайте адекватную форму похвалы и наказания. Только при таких условиях самооценка ребенка будет адекватной.
-Большим плюсом является поддержание инициативы ребёнка. Для ребёнка его родители являются этанолом. Очень часто дети подражают и копируют поведение взрослых. В таких случаях нужно быть достойным примером, того как адекватно нужно реагировать в случаях успехов и неудач.
-Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Лучшим решением будет сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
-Лучше всего рекомендуется составить вместе с ребёнком договор, в котором будут прописаны все его и права, и обязанности родителей. Будет лучше, если ребёнок будет знать, что и за чем следует. Предположено, что такая система упорядочит отношения ребёнка и родителя. [4]
Список литературы
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды – СПб: Питер, 2008. – С. 56-70.
- Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.:Астрель АСТ, 2005. – С.188-190.
- Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Металургия, 2009. – С. 303.
- Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. – С. 14-17.